Детские Сады в Германии

Немецкие детсады (Kindergarten) делятся на две группы: частные и смешанные. В последнем случае одним из совладельцев являются органы местного самоуправления (город или община).

Кстати, знаете ли вы, что немецкое слово Kindergarten (по-русски «киндергартен») — одно из немногих немецких слов, перешедших из немецкого языка в английский, и несет то же самое значение? Точно так же как русское слово «тройка» было заимствовано англосаксами и означает группу из трех человек или трех участников.

Помимо детских садов есть также надомный присмотр за детьми. Это когда какая-нибудь неработающая мама собирает у себя нескольких чужих детей. Она присматривает за ними, кормит, играет и гуляет, пока их родители работают. Естественно, не бесплатно.

Это может показаться странным, но в Германии, как и в России существует нехватка мест в детских садах. Это при том, что население Германии сокращается, в том числе сокращается доля молодежи.

Лишь несколько лет назад государство и земли обеспокоились этой проблемой и развернули несколько программ по строительству новых детских садов.

Сейчас ситуация с нехваткой мест улучшилась, но все еще далека от разрешения.
 

Детские Сады в Германии

Детей в детские садики берут с трех лет. Есть в Германии также и ясли (Kinderkrippe), где находятся дети в возрасте от двух до трех лет, но они мало распространены (по сравнению с детсадами). Заявление на получение места в детский садик подается заранее, но обычно за полгода-год до достижения ребенком трех лет.

Несколько лет назад было более экстремально: заявление подавалось сразу после рождения ребенка. Родители могут послать заявления в различные детские садики. Количество подаваемых одной семьей заявлений не ограничивается.

Нет также и привязки к месту жительства, но большинство родителей предпочитают выбирать детсад поближе к дому.

Детские Сады в Германии

О случаях получения мест в детских садиках за взятки мне никогда слышать не приходилось. Но это не значит, что в Германии нет неформальных путей решения проблем.

Называется это средство по-немецки витамин «Б» (Vitamine „Bekanntschaft“) или витамин «Знакомство» по-русски.

Мне известны случаи, когда директора детсадов брали, в обход общих правил, детей своих родственников, друзей и хороших знакомых.

Детские сады в Германии платные. Размер оплаты зависит от земли. Более того, даже в разных частях одной земли она может быть различной. У нас, в Нижней Саксонии, плата за детский садик одна из самых высоких в Германии и составляет 250 евро в месяц. Это на полный день.

На неполный день с обедом – 150 евро, без обеда – 100 евро. Кроме этого родители еще платят дополнительно за питание (Essensgeld), что составляет где-то 30-50 евро в месяц. За последний год пребывания ребенка в детсаду платит государство, т.к.

считается, что в этом году у семьи и так большие расходы, связанные с подготовкой ребенка к школе. Это новшество было введенно всего лишь несколько лет назад. Никаких дополнительных сборов с родителей, как это широко распространенно в России, в немецких детских садиках не существует.

В Баварии же детские садики одни из самых дешевых в Германии, а в Берлине – бесплатные (родители платят только за питание).

Семьи, которые не получают никаких социальных пособий от государства или земли, платят за все сами.

За семьи с низкими доходами или семьи, где оба родителя безработные, частично или полностью платят государство или земля. Это не распространяется на питание. Здесь родители должны сами изыскать средства.

Если ребенок часто пропускает детский садик из-за болезней, то никакого перерасчета и возврата денег за пропущенные дни в Германии нет.

Типичная численность детей в одном немецком детсаде составляет 75-100 человек. Как правило, они разделены на группы по 15-25 человек. На каждую группу приходится по два воспитателя. В Германии в дошкольных учреждениях нет разделения детей по возрастам. В этом плане все группы являются смешанными, т.е.

в них соеденены вместе дети от трех до шести лет. На мой взгляд, сделано это по экономическим соображениям. Содержание детских садов со смешанными возрастными группами обходится дешевле, чем с группами, сформированными на основе разделения по возрастам, как это было в СССР.

Хотя официальное объяснение утверждает, что так лучше для психологического развития ребенка. Сомневаюсь.

Детские Сады в Германии

Другая особенность, которая бросилась мне в глаза, это то, что в детском саду дети разных рас и национальностей играют с друг с другом, не обращая внимания на отличия в цвете кожи, форме носа и т.д.. Но по мере взросления ситуация меняется.

В старших классах школы дети, как правило, разбегаются по национальным группам. Немцы предпочитают тусоваться с немцами, турки с турками, русские с русскими, поляки с поляками и т.д.. Я думаю, что дети учатся обращать внимание на расовые и национальные отличия у своих родителей.

Лишь немногие немецкие юноши и девушки, которые, как правило, сами происходят из смешанных семей, продолжают активно общаться со своими друзьями-“ненемцами”. Причем, что интересно: это общение часто принимает форму парень-немец дружит с русской девушкой.

А вот пар наоборот я никогда не встречал. Для меня до сих пор это остается неразгаданной загадкой.

Внешний вид и внутренняя структура немецких детсадов отличается от того, что было в СССР. Я ходил в детсад в советское время. Как выглядят современные российские дошкольные учреждения не знаю. Так вот, мой советский детский садик был большим двухэтажным зданием, выстроенным в форме буквы «Н». Он имел большую зеленую территорию с несколькими хорошо оборудованными детскими площадками.

 

Немецкий детский садик — это, как правило, одно-, реже двухэтажное вытянутое здание (один корпус, реже два) с территорией, которая значительно уступает по размерам территории советских детсадов.

Как правило, детские площадки покрыты травяным ухоженным газоном и имеют песочницы, горки, лесенки, качели и т.д.. Но. Мне также приходилось видеть детсады, на территории которых не было ни травинки. Просто голая земля.

Малейший дождь — и площадка превращается в грязь. Жара — на площадке стоит пыль. И во всем этом копошатся дети.

Внутри садика каждая группа имеет свое помещение (Raum) и свой туалет. В этих комнатах дети играют, едят и занимаются всякой всячиной. Игрушек в детских садиках мало. Как правило, дети приносят свои собственные игрушки из дома. В большинстве садиков послеобеденного сна нет.

Если ребенок хочет спать, то в одном из углов комнаты для этого прямо на пол постелены тонкие матрасы или толстые одеяла. Там ребенок может прилечь, а вокруг могут продолжать бесится его одногруппники. Лишь некоторые детсады имеют отдельные комнаты для сна, которые располагаются либо рядом за стеной, либо на втором этаже.

Но и там дети спят на матрасах, постеленных на пол. Раскладушек или кроватей нет.

Некоторые детсады имеют также общий актовый зал. Столовых в немецких дошкольных учреждениях нет. Когда приходит время завтрака или обеда дети расставляют столики, составленные до этого вдоль одной из стен, и накрывают на стол. Почти всегда они делают это самостоятельно. Также дети сами убирают посуду после себя.

Питание в немецких детсадах двухразовое (при полном дне): завтрак и обед. Зачастую на завтрак дети кушают то, что принесли с собой из дома. Подавляющее большинство немецких детских садов своей собственной кухни не имеют. Еду туда привозят, а в детсаде ее только разогревают.

Поэтому и поваров в немецких дошкольных учреждениях почти нет. Вместо них работают люди без какого-либо кулинарного образования, т.е., фактически, это может быть любой здоровый человек. Роль раздевалок выполняют небольшие, тесные комнаты, в которых дети и вешают свою верхнюю одежду на крючки.

В советских детсадах, каждый ребенок имел свою собственную кабинку для одежды и уличной обуви.

Я помню как в моем советском детском садике нас учили рисованию, лепке из пластилина, аппликации и т.п.. В Германии такого нет. Здесь дети тоже рисуют, лепят и т.д.

, но воспитатели, в лучшем случае, могут что-то подсказать ребенку, или поправить. Целенаправленного же обучения нет. Главная функция воспитателей заключается в присмотре за детьми.

Лишь немногие немецкие дошкольные педагоги стараются заниматься развитием и воспитанием детей.

Детские Сады в Германии

Хотите, чтобы ваш ребенок начал изучать немецкий язык? А может, нужно подтянуть язык до нужного уровня для поступления в школу? Или просто повторить сложные темы с преподавателем? Школа немецкого языка Deutsch Online предлагает групповые и индивидуальные курсы немецкого для детей от 8 лет! Приглашаем вас ознакомиться с программами обучения на нашем сайте. Учите немецкий с удовольствием!

Детские Сады в Германии

По моим наблюдениям, где-то половина воспитателей относится к выполнению своих обязанностей чисто формально. Общение с коллегами им гораздо интереснее, чем работа с детьми. Так, в детских садах периодически проходят тесты, целью которых является оценка уровня физического, умственного и психологического развития ребенка.

Если ребенок показывает низкие результаты, то воспитатели ставят в известность родителей и специальную службу (Frühförderungsstelle), которая занимается сопровождением таких детей, чтобы к школе выправить уровень развития ребенка. Сотрудники этой службы рассказывали мне, что на результаты данных тестов полагаться нельзя.

Есть дети, которые не будут делать то или иное задание или выполнят его сознательно плохо, если не понимают, зачем это надо делать или если оно для них скучное.

Многие воспитатели в подобных ситуациях просто отмечают задание как невыполненное или выполненное слабо, вместо того, чтобы просто повторить задание в интересной для ребенка форме.

В немецких детских дошкольных учреждениях нет врачей, медсестер или детских психологов.

В Германии дошкольной подготовкой детей в детских садиках не занимаются. Шестилеток водят один раз в неделю на один час в начальную школу (Grundschule), где их знакомят со школой и где они сидят в отдельном классе, рисуя или играя.

Подготовка к переходу в школу начинается в пять лет. По достижении этого возраста родители отводят ребенка к педиатру на предварительное обследование перед школой. Врач проверяет физическое, умственное и психологическое развитие ребенка. В шесть лет ребенка ведут на так называемую предшкольную комиссию, где ребенка проверяют при помощи разных нехитрых тестов.

Может ли он различать цвета и форму предметов, выполнять несложный счет и т.п.. Также проверяется его физическое развитие. Если комиссия дает положительное заключение, то это уже пропуск в школу. Для тех детей, которые показали слабый результат, назначают специальные программы, чтобы подтянуть их развитие перед школой.

Лишь если все это не помогло, ребенка направляют не в общеобразовательную, а коррекционную школу.

Алексей Соловьев, «Эхо Москвы»

* Мнение редакции Deutsch-online может не совпадать с мнением автора статьи

Детские Сады в Германии

Детский сад в Германии – как устроены детские учреждения в стране

Согласно статистике детский сад в Германии посещают 30 % годовалых и 40 % двухлетних малышей. Но мест в дошкольных учреждениях страны для этой возрастной группы катастрофически не хватает. В детский сад, куда сначала ходили мои дети были две ясельные и две старшие группы. В ясельную ходят детки от 1 до 3, в старшую — от 3 до 6 лет.

Читайте также:  Увольнение в Германии со Стороны Работодателя — Законность и Сроки

В ясельной группе 10 малышей и 2 воспитательницы, в старшей — 20 детей и 2 воспитательницы + периодически в группах появляются практиканты и школьники старших классов, которые хотят посмотреть на профессию воспитателя изнутри.

Детские Сады в Германии

Это нормальная детсадовская практика в Германии, когда одну группу посещают детки разных возрастов: еще вчерашние карапузы с удовольствием наблюдают как играют дошкольники, а последние (сама не раз наблюдала) помогают трехлеткам застегивать куртки и надевать шапки.

Бывают, конечно же, и обижают друг друга — но такое ведь случается и в кругу ровесников.

Сколько стоит детский сад в  Германии?

Поборы за посещение детсада сильно варьируются, и зависят от многих факторов: от места проживания, от того — сколько детей живёт в семье, от того — на какое время остается малыш в саду — на 5, 7 или 10 часов в сутки, а в некоторых регионах и городах  —  доходы родителей также перостепенным образом влияют на то, какую оплату за детское учреждение придется платить.

В некоторых регионах детские сады абсолютно бесплатные. Например, в Райнланд-Пфальце —  начиная с 2009 года не надо платить за посещение сада, не считая оплаты за обед.

Во многих регионах действует правило: чем больше детей в семье, тем меньше оплата за детсад, даже если второй малыш только появился на свет и пойдет в сад нескоро — начиная со дня рождения второго, третьего и последующих детей установленную плату изменяют в пользу родетельского кармана.

Например:  мы платили за ясельную группу первого ребенка — 170 евро в месяц (это старые цены: 2012-2013 год), а после рождения второго ребенка стали платить 145. Для тех у кого три ребенка оплата составляла на тот момент 106 евро.

В-общем, если в сад ходит больше одного ребенка — то разница ощущается.

Поборы за посещение старшей группы  нашего детсада были на тот момент значительно ниже: для семей с одним ребенком — 100 евро, с двумя — 70, с тремя — лишь 36 евро. Это оплата за шестичасовой день (с 8.00 до 14.00).

Хотя наш сад открыт до 17:00, но за каждый последующий час нужно доплачивать отдельно, и также: если мест на эти дополнительные часы становится меньше, то приходится доказывать — что они вашей семье нужны, необходимо принести доказательства, что оба родителя работают в это время.

Оплата за детский сад повышалась каждый год. Цены в ясельную группу еще 3 года назад перевалили за 200 евро.

Безработным семьям, живущим на социальном пособии, делается скидка в размере 25%.

За обед нужно платить отдельно и стоит он 3 евро в день, также необходимо оплатить 2 евро в месяц за напитки.

В Германии также имеются частные детсады, оплата за которые выше, чем оплата обычных  —  в разы. Существуют еще элитные детские учреждения, поборы в которых достигают несколько тысяч  евро в месяц.

Поэтому ответить на вопрос: «сколько стоит детский сад в Германии» — невозможно. Кто-то пишет, что они платят 230 евро и эта сумма еле как вписывается в их бюджет. Другие над ними посмеиваются и говорят, что их поборы за детсад 450 евро — и они безумно рады, что их вообще приняли, потому что желающих больше, чем мест!

В любом из немецких садов есть «привыкательное» время — дети посещают новое для них заведение со своими родителями, присматриваются к другим детям и воспитателям.

В некоторых детсадах и яслях это время растягивается на несколько недель. Но только не в том, который посещает мой сын. В нашем саду на привыкание выделяют ровно 5 дней и разработана даже целая система.

В первый день мать (отец, бабушка или другой член семьи) с ребенком приходят в детсад и оба остаются там лишь на 30 минут: приглядываются и изучают новое пространство и новых людей.

Во второй день —  новичок со своим родителем проводят в группе один час. Третий и четвертый день посещение длится столько же, но мама должна в эти дни выйти из группы, оставив свое чадо в первый раз — на 15 минут, во второй раз — на  30 минут.

В пятый день из проведенных двух часов — малыш остается в группе опять-таки без мамы целый час. А начиная с шестого дня для ребенка начинается обычное посещение: с восьми утра до двух часов дня.

За каждым новеньким ребенком закреплена одна воспитательница. То есть одна из двух занимается всеми остальными детьми, а другая — всячески старается заинтересовать своего нового подопечного: показывает ему игрушки, книги, строит домики и т.д.

К этому «привыкательному» времени относятся очень серьезно. Нельзя маме выходить из группы, не поставив своего малыша в известность, даже если нужно лишь выйти в коридор на минутку — за чистыми носочками, которые лежат в шкафчике.

  • В тот день, когда я впервые должна была покинуть группу, мне заранее сообщили, что я должна попрощаться с моим сыном и сообщить, что я скоро вернусь.
  • Я сидела на скамейке у двери в группу, и за эти 15 минут одна из воспитательниц выходила ко мне, чтобы проинформировать, как всё протекает, а также хвалила меня, что я держусь молодцом и не волнуюсь.
  • Мой сынок очень хорошо расставался со мной в первую неделю, а начиная со второй — плакал и истерил. Здесь воспитатели уже посоветовали быть построже и не тянуть с расставанием: забирали у меня кричащего сына((

Ясельная группа в детском саду Германии

Приводить ребенка можно с 8 до 9 утра. В 8.30 у них начинается завтрак: каждый приносит его с собой. Новеньким деткам, а также совсем маленьким (в нашей группе был лишь один годовалый малыш) воспитательницы помогают за столом, уговаривают поесть, если те не хотят.

Наставницы встречают детишек, приходящих в сад, сидя на полу и играя с уже пришедшими малышами.

Новенькие или же те, кому трудно дается расставание с мамочкой, обычно устраиваются на коленях воспитательниц и сидят с ними в обнимку какое-то время.

С персоналом сада детки как в ясельной, так и в старшей группе исключительно на «ты», и называют их  по имени. В нашей ясельной группе было две воспитательницы: Сюзанна (которую детки называли Сюзи) и Сабина.

После завтрака — смена памперсов. Почти все детки в ясельной группе — в подгузниках. Их меняют минимум 2 раза за 5 часов, или по мере необходимости — если ребенок сходил по большому.

Как только в группе появляется запашок, воспитательницы проверяют каждого карапуза, принюхиваясь к попке — также как делают многие мамы))  Так что не знаю как  в других садах, а в нашем детишки не таскают под  собой тяжелый вонючий подгузник.

Кстати, персонал нашего детского учреждения  заинтересован в том, чтобы детки как можно скорее научились жить без подгузников и очень помогают в том, чтобы приучить ребенка к туалету. Им не сложно несколько раз сменить мокрую одежду, сполоснуть малыша под душем (он тоже имеется в здании сада) — если возникнет необходимость, и много раз высаживать детей в туалет.

Многие жалуются на то, что в немецких садах не занимаются с детьми. Но это не про наш сад. Уже в ясельной группе мой сынок приносил домой периодически разные поделки и рисунки.

Обычно: дети свободно играют с любимыми игрушками, а одна из воспитательниц выбирает двух малышей и что-то мастерит вместе с ними. А потом отмечает в своем журнале, с кем из детишек она позанималась, и на следующий день — мастерит уже с другими малышами. Свободное рисование и свободная лепка пластилином тоже бывают.

Дети из ясельной группы проводят в саду 5-6 часов: с 8 (или с 9) утра и до двух дня. В 11:30 у них начинается обед, после которого малыши чистят зубы и в 12:30 они уже должны быть в кроватках. К двум часам подтягиваются мамы  и воспитательницы выводят  или выносят сонных деток и вручают счастливым родителям.

Распорядок дня  в старшей группе

Детей из старшей группы можно приводить в сад аж в 7 утра. Но бОльшая часть мальчиков и девочек приходят с 8 — 8:30.

Именно в 8:30 начинается завтрак, после которого в 9 часов проводится «Morgenkreis» — дословно переводится «утренний круг»: дети садятся в круг, поют приветственную песню, воспитательница задает ребятам вопросы, вовлекая каждого в диалог. Далее с детьми делают какие-либо поделки, или просто играют.

Помещение каждой детсадовской группы  разделено на несколько зон:

  • кукольная зона — в которой расположена игрушечная кухня со всевозможной бытовой техникой и посудкой, кукольная кроватка, гладильная доска, кукольные коляски и даже игрушечный пеленальный столик.
  • строительный уголок — здесь дети играют с кубиками лего, строят железную дорогу.
  • уголок для чтения, в котором располагается книжный шкаф и диванчик.
  • также почти в каждой из групп есть лесенка, ведущая на второй ярус — эта зона видна воспитателям, находящимся внизу. Из игрушек здесь находятся в основном машинки, но девочки тоже с удовольствием проводят время в этой части, также как и мальчишки частенько гостят в кукольной зоне.
  • маленькая комната отдыха, в которой имеются матрасы и подушки. В ясельных группах имеются спальные комнаты с двухэтажными кроватками.
  • допольнительная комната, в которой проводят утреннее приветствие. В нее же уединяются воспитательница с несколькими подопечными, чтобы выучить песенку или танец, например и в то же время не отвлекать от игр других деток. Ну и часто я вижу, что мальчики и девочки просто бесятся в этой комнате — в ней минимум мебели и много свободного пространства.
  • основная центральная часть — в ней стоят столы, стулья, аквариум с рыбками. В ясельных группах столы не занимают основную территорию, бОльшая часть комнаты остается свободной.

В 10:30 радостная толпа детворы выбегает на улицу и проводит там один час, до обеда. После обеда детям читают вслух: кто-то устраивается у окна на диване с одной из воспитательниц, другая группа — в специальной комнате отдыха. Обязательного дневного сна в старшей группе нет, но ребенку разрешается уснуть под чтение, его не будут будить и тревожить.

Читайте также:  Как Перевезти Родителей в Германию

В 13:00 ребята снова выходят погулять, а в 14:00 большинство родителей уже забирают своих детей. Затем две старшие группы объединяют в одну, так как в общей сложности остается не более 7 детей, и в хорошую погоду они проводят дополнительные 1 или два часа на улице, в плохую — в здании детсада за свободными играми.  Детский сад закрывается в 16:00.

Про еду

Завтрак дети приносят с собой из дома, обычно это бутерброды. Запрещают приносить что-либо сладкое. Если ребенок завтракает дома, то мама может дать ему с собой какой-нибудь фрукт или овощ.

Обед можно тоже принести с собой, а можно заказать в саду за отдельную плату (смотри выше). Принесенное с собой никто разогревать не будет, поэтому обычно малыши также как и на завтрак едят сухомятку.

А заказанная еда приготовлена совсем не специально для деток, а в соседнем доме для престарелых людей. Супы в перечне блюд практически отсутствуют. Вот так оно выглядит, наше недельное меню:

Детские Сады в Германии

Переведу на русский язык. Понедельник: спагетти с соусом болоньез, зеленый салат, на десерт — персик. Вторник: вареное мясо в соусе с хреном, жареный картофель, вареная свекла, на десерт — компот из клубники с ревенем.

Среда: овощное рагу с сыром, рис, на десерт — пудинг. Четверг: котлеты, картофельное пюре, зеленый горошек, на десерт — крем с кусочками шоколада.

Пятница: яйца в горчичном соусе, вареный картофель, зеленый салат, на десерт — йогуртно-абрикосовый крем.

Для диабетиков и детей с другими заболеваниями готовят отдельно. Можно заказать лишь на два или три дня в неделю, в остальные дни давать обед ребенку с собой. Меню меняют еженедельно, лишь одно из блюд может повториться каждую вторую неделю. Часто готовят сосиски в разном исполнении.

Пару раз в месяц у старшей группы бывает «Kochtag»- день готовки: дети с помощью воспитательниц орудуют на кухне и готовят себе обед из свежих продуктов: пиццу, спагетти с различными соусами, блины и прочее.

Малыши из ясельной группы гуляют, когда нет сильного дождя или снегопада. А дети из старшей группы — в любую погоду.

В списке обязательных вещей, необходимых для детсада есть резиновые сапоги и дождевик с непромокаемыми штанами.

Во дворе сада имеются две песочницы, горки, качели, карусель и деревянные устройства для лазанья. Малышам в хорошую погоду выносят машинки и трехколесные велосипеды.

Детские Сады в Германии Детские Сады в Германии

Кроме прогулок во дворе детсада, детей выводят на прогулку и за его пределы.

Маленькие детки из ясельной группы должны держаться за веревочку — прям как в мультике «Осторожно, обезьянки!»

Деток из параллельной ясельной группе возили в специальной маленькой деревянной тележке, куда помещаются пять малышей, остальных — что постарше —  держали воспитательниц за руки.

Куда ходят детки?

Их водят везде: и на большие детские площадки, и в парки, и в книжные и игрушечные магазины, и на осмотр местных достопримечательностей, в музеи,  и на продуктовый рынок — за покупками для дня готоввки, а также — в полицейский участок и на пожарную станцию — чтобы показать детям как там работают.

Один раз в месяц (а летом чаще) у старшей группы есть «Naturtag» — день природы, который они проводят в лесу, вне зависимости от времени года. А в жаркую погоду для малышей из ясельной группы надувают большой резиновый бассейн во дворе детсада.

Что еще?

  • Ежегодно в детский сад в Германии наведывается детский стоматолог, который осматривает каждого ребенка и оставляет личное бумажное послание для родителей.
  • Также ежегодно приходит и фотограф.
  • Еженедельно дети из старшей группы ходят в спортивный зал.
  • Два раза в год проводятся родительские вечера, на которых рассказывают о жизни сада в общих чертах: о новых методах, достижениях и планах. На этих вечерах не обсуждают каждого ребенка при других родителях — как это было принято в наших школах. Для этого ежегодно (при необходимости чаще) каждому родителю назначается день и час, когда он может пообщаться наедине с воспитательницей и обсудить все достоинства и недостатки своего ребенка. Какие-то мелкие просьбы, недовольства и пожелания воспитатели готовы выслушать в любой момент.
  • Этот пункт поразил (в хорошем плане) меня больше всего! Каждый ребенок имеет в детском саду свою файловую папку, куда воспитатели регулярно вклеивают фотографии детей и пишут короткие истории о них:  куда ходили, что мастерили, как справили день рождения, какие игры любит малыш и т.д. Сюда же вкладывают рисунки и аппликации ребенка. То есть ведут дневник для КАЖДОГО ребенка! Эту папку можно брать полистать на выходные, а когда ребенок закончит ходить в детский сад — ее вручат родителям. Это ведь драгоценнейший подарок для любой мамы, а терпению воспитателей и тому, что они не жалеют времени на данную работу можно поаплодировать.

Но многим приезжим мамам детский сад в Германии очень не нравится. А почему — читайте здесь!

Детский сад в Германии: коротко о главном

Мы начинаем публиковать серию материалов, рассказывающих об особенностях  дошкольного и общего образования в разных странах мира. 

Руководитель образовательной ассоциации IKaRuS (Германия) Томас Хенчель рассказал нам о том, как устроены детские сады в Германии и зачем немцы объединяют детские сады с домами престарелых. 

Детские Сады в ГерманииСправка: Томас Хенчель – руководитель образовательной ассоциации ассоциации IKaRuS e.V. Interkulturelle Kommunikation und Russische Sprache, Deutschland, полномочный представитель РАРИО (Российское Агентство развития информационного общества) в странах Западной Европы.   В область профессиональных интересов входят практико-ориентированные проекты от дошкольной ступени образования до профессионального образования, научно-исследовательские проекты.

 

Отличительные особенности и очень древние традиции

Общественное дошкольное воспитание в Германии имеет свои отличительные особенности и очень древние традиции.

Важно сразу отметить, что в каждой федеральной земле есть свои существенные отличия, как в самом образовательном процессе, так и в администрировании и финансировании дошкольных учреждений.

В Германии нет единого образовательного стандарта и программы, поэтому сам педагогический процесс более вариативен, чем, например, в России, а нормативно-правовая база дошкольных учреждений  регулируется законами конкретной федеральной земли. 

Чаще всего группы в садах разновозрастные, детей в саду немного, не больше 100, и они в течения дня свободно передвигаются по его помещениям. 

Детские Сады в Германии

Акцент на воспитании счастливого ребенка

В целом весь образовательный процесс фокусируется на языковом развитии, физической активности и здоровье. И самый главный акцент ставится на воспитании не столько успешного, сколько счастливого ребенка.

Каждый ребенок внутри детского сада может по своему выбору находиться в любом месте учреждения и, где бы он ни оказался, везде для него найдется привлекательное занятие. В садах работают исследовательская лаборатория, комната для конструирования, физкультурный зал, детская кухня, комната для творческих занятий, библиотека и т.п.  

Обычно существует тема недели, и по утрам, когда дети приходят в детский сад, воспитатели вместе с детьми садятся в круг и обсуждают планы на день: кто чем хотел бы заняться в рамках текущей темы, и что, можно было бы сделать всем вместе. То есть  как таковых занятий, в той форме, как принято в России, в немецких садиках нет.

Игра на первом месте

Игра, как средство обучения в раннем детстве, находится на первом месте. И только сами дети выбирают себе и партнеров для игры, и необходимое им оборудование.

Таким образом, всячески поддерживается любознательность детей. Педагоги участвуют в свободном диалоге с детьми,  вместе с детьми ищут решения поставленных совместно задач.

При этом воспитатели поощряют детей в их попытках решить игровые задачи в одиночку или в сотрудничестве с другими.

Наблюдая и ежедневно обсуждая с коллегами интересы и потребности детей, педагог вносит в развивающую среду «своего» пространства то, что привлечет их внимание, что может помочь им найти ответы на их вопросы, дать стимул для дальнейшего развития.

Детские Сады в Германии

Планирование работы

План работы педагогов состоит не из выдержек из образовательной программы или методического пособия, а составляется всеми педагогами, участвующими в педагогическом процессе, на день в «живом», неформальном виде, то есть не фиксируется на бумаге и  не хранится как свидетельство профессиональной деятельности педагогов.

Результаты  планирования педагогических действий  – в динамике развития каждого ребенка. А уже данные о ситуации в развитии ребенка фиксируются в ежедневных наблюдениях.

Таким образом,  интересен опыт немецких детских садов именно тем, что упор делается не на отчеты о проведенных мероприятиях и выполненных планах, а на динамику развития каждого ребенка, выражающуюся в его портфолио.

Коррекционная работа

Важный и весьма отличительный от российской дошкольной образовательной практики момент касается коррекционной работы с детьми. Если в российских детских садах психологическая, логопедическая, дефектологическая, социальная службы чаще всего реализуется на базе самих учреждений, то в Германии организация данных услуг совсем иная. 

Почти все детские сады в Германии – инклюзивные. То есть воспитатели должны быть подготовлены  к занятиям как со здоровыми детьми, так и с детьми с особенностями в развитии.

Это норма для немецкого дошкольного образования, поэтому в немецких детских садах в штатном расписании не предусмотрены ни психологи, ни логопеды.

Если родители считают или воспитатель замечает, что у ребёнка существуют какие-либо более глубокие проблемы, требующие коррекции, то ребенок (семья) направляется к конкретному специалисту, работающему вне сада.

Ребенок в городской среде

В Германии давно и широко распространена практика вовлечения детей в знакомство и активное взаимодействие  с городской средой.

Существуют детские научно-исследовательские центры, в которых дети активно учатся мастерить, изобретать, экспериментировать, пилить, рисовать и т.д., в зависимости от тематического направления деятельности центров. 

Помимо этого в Германии существует практика объедения детского сада с домом престарелых. Цель гуманная: поддержать пожилых людей, и приучать малышей к заботе о другом человеке.

Дети помогают, например, накрыть на стол и убраться, а жильцы дома престарелых – читают воспитанникам детского сада сказки, что-то вместе с ними мастерят, и таким образом не чувствуют себя одинокими, а ощущают наоборот -востребованными.

Получается социально-значимая организация и реализуется важное человеческое взаимодействие.    

На конференции «Дошкольное образование: лучшие программы, практики и технологии» Томас Хенчель подробнее расскажет о системе взаимодействия организаций дошкольного образования с городской средой (музеи, театры, университеты) на примере опыта Германии. А также расскажет о методах и инструментах интеграции детей мигрантов в детских образовательных организациях и о создании поликультурной образовательной среды в системе образования Германии. 

Читайте также:  Гражданство ребёнка иностранца в Германии

Подписаться на канал «Школа педагогов и директоров»

Детские Сады в Германии

Партнерский материал 

Немецкий детский сад: Плюсы и минусы

Детские Сады в ГерманииДетский сад изобретение одноного из основоположников дошкольной педагогики Фрёбеля. Именно он предложил систематические занятия с детьми, в основе которых игра, песни и тесное общение с природой. Учреждения подобного рода в Германии имеют почти двухвековую историю, несмотря на это мест там хронически не хватает!

Особенности немецких детских садов

По закону каждый ребенок имеет право посещать садик с трех до семи лет. Яслей в нашем понимании в Германии не существует, а те садики куда принимают двухлетних малышей особой популярностью не пользуются, так как мамы предпочитают не выходить на работу, а оставаться дома.

Все немецкие детские сады могут быть муниципальными и частными, их можно разделить на несколько групп:

  • частичное пребывание, в первую или вторую половину дня, без питания;
  • частичное пребывание в первую половину дня с питанием;
  • дневное пребывание с двухразовым питанием.
  • существуют также и круглосуточные группы.

Преобладают детские учреждения с частичным пребыванием. Все, что касается немецких детских садов решают местные власти. Спонсорами могут выступать различные учреждения, организации, фонды и частные лица.

Единой государственной программы или концепции воспитания не существует. Все зависит от предпочтений общины. Это могут быть:

  • экологические садики, где дети проводят большую часть времени на воздухе и общаются с природой;
  • «крестьянские» садики, где во главу угла поставлено общение с животными;
  • группы, где предпочтение отдается методике Монтессори;
  • интерактивные сады, которые посещают дети с ограниченными возможностями и здоровые дети;
  • детские сады с религиозным воспитанием;
  • с художественной направленностью;
  • с языковым уклоном.

Отличия существуют не только в общей концепции, но и в количестве детей, персонала, оборудования и наличия детской площадки.

Ценовая политика

Все садики платные, но, если у семьи не хватает средств на оплату, можно обратиться в муниципалитет и часть расходов возместят. Кроме того, всегда есть некоторое количество мест, которые бронируются для социально незащищённых семей.

Но в любом случае плата за питание взимается отдельно и на нее социальные льготы не распространяются. Цена за детский сад увеличивается в зависимости от заработка родителей и времени пребывания в садике.

Возраст ребенка также имеет значение, чем он меньше, тем выше цена за пребывание.

Альтернативы детскому саду в Германии

Детские Сады в ГерманииСуществует и такая форма присмотра за детьми, как «дневные мамы». Профессия существует не так давно, для тех, кто хочет следить за чужими детьми существуют специальные курсы. «Дневная мама» может выступать, как приходящая няня, но чаще всего это мини-группы (не больше пяти) собирающиеся на территории предпринимателя. Если несколько таких «мам» объединяются, то это может считаться частным детским садом.

Вариант babysitter, также распространён и особенно популярен у студентов и старших школьников и может разово выручить родителей в случае непредвиденной ситуации.

В Германии популярны комбинированные варианты присмотра за детьми. Несколько дней в неделю ребенок ходит в детский сад, раз или два к «дневной маме», а оставшиеся дни проводит с бабушками.

Чтобы найти подходящий садик приходится затратить много сил и времени, но немцы охотно делятся информацией, так как отлично понимают, как важно найти хорошее место для малыша.

Плюсы немецких детских садов:

  • небольшие группы по 15-20 детей;
  • постоянное присутствие двух воспитателей вне зависимости от количества детей;
  • полная свобода для ребенка его никогда не заставляют и не уговаривают, малыш занимается тем, чем хочет.

Минусы:

  • в большинстве детских учреждений не кормят;
  • игрушки дети чаще всего приносят с собой;
  • часто отсутствует специальное помещение для сна с кроватями, дети (если хотят) спят на полу на матрасах;
  • нет четкой концепции воспитания, малышей не учат, за ними присматривают, направляют и поправляют;
  • детская площадка на территории садика может быть не укомплектована и представлять собой просто огороженный кусок земли;
  • все группы смешанные, там находятся дети от 3х до 6 лет и основное внимание воспитателей сосредоточено на младших детях;
  • в детских садах отсутствует медицинский персонал и детский психолог.

Немного о детских садах в Германии

Детские сады в Германии очень сильно отличаются от детских садов на просторах бывшего СССР.

Да и в самой ФРГ сады отличаются по землям. Детские сады в бывшей ГДР сохранили подобие советских садов. В ФРГ первые детские сады появились при церквях, чтобы дать возможность женщинам- домохозяйкам подработать.

Они никогда не были рассчитаны на полноценно работающих женщин, поэтому дети находились в садах до 12:00 и их забирали домой на обед и дневной сон, а потом в 14:00 могли привести снова на два часа.

Но времена меняются, женщины работают на равне с мужчинами, поэтому появились коммунальные детские сады и частные ( о них в этом посту я писать не буду, если коротко: очень дорого и всё совсем иначе, их могут позволить себе немногие).

Коммунальные детские сады приняли туже схему, что и церковные, с перерывом на обед. В саду после 12:00 до 14:00 остаются только дети работающих родителей. Остальные забирают детей на обед и сон домой и приводят снова в 14:00.

Сад открывается в 7:30, приём детей до 9:00. Дети приносят свой завтрак с собой, как правило это бутерброды, фрукты и овощи, в 9:00 все садятся завтракать своими завтраками. В некоторых садах воспитатели делают детям фруктовый или травяной чай, но в основном дети пью то, что принесли с собой. Потом занятия и игры.

Бывают ещё походы на природу или экскурсии. Обязательно в каждом саду должны быть занятия физкультурой не меньше двух раз в неделю. Группы по возрасту смешанные, кроме самой младшей, в которой дети от двух до трёх лет. Эта младшая группа есть не во всех садах. Обычно дети идут в сад в три года.

И это большая проблемы, потому, что декрет до трёх лет отменили давно, а условия для присмотра за детьми работающих родителей не создали до сих пор ( если нет бабушек-дедушек, то остаются только частные няни, которые собирают по несколько детей у себя в доме Tagesmutter нем.).

Дети, которых не забирают на обед, едят в саду. Обеды как правило привозит кейтеринг, как таковой детской кухни не существует, обеды похожи на питание для взрослых в больницах. Кейтеринг выбирает детский сад сам, в зависимости от выделенных средств и предложения.

В сельской местности обеды в  садиках обычно готовит неплохой местный ресторан, по возможности из местных продуктов.

Часто в сельской местности фермеры привозят в садики свои фрукты ( в основном яблоки, но и ягоды по сезону), воспитатели моют их и расставляются в вазах в группах, каждый ребёнок может есть фрукты когда захочет. Обеды в садах платные. Так же в разных регионах цены разные: от 5 до 8 евро в день. Есть скидки для малоимущих и многодетных.

После обеда дети спят. Обязательный сон только для самой младшей группы. В младших группах свои отдельные спальни.Остальные дети просто ведут себя тихо, им не разрешают бегать и шуметь, обычно воспитательница читает что нибудь, дети сидят или лежат вокруг на напольных подушках или диване.

Если ребёнок хочет спать, то идёт в спальню. Они устроены по разному в разных садах, где-то есть кроватки с бельём, где-то просто декоративные подушки, пледы и детские диванчики.

Обычно в  группе в 25-28 детей, из них на обед остаются не больше десяти, поэтому смысла в спальне для каждой группы нет.

Отдельно хочу рассказать об отношениях воспитательниц и детей. Основное в немецких садах- это получить доверие ребёнка, воспитательницы, не важно какого возраста, для всех детей по имени и на «ты».

Репрессивные меры по отношению уж очень непослушных детей могут максимально выглядеть так: до прихода родителей ребёнок должен находится непосредственно рядом с воспитательницей, часто ему дают какую-то игру, в которую от играет один.

Родителям обязательно порекомендуют обратится к психиатру, не к психологу, а именно к врачу, чтобы на раннем этапе развития исключить или подтвердить психические отклонения. Здесь принято считать, что если ребёнок категорически не слушается и нарушает принятые нормы поведения, то этот ребёнок скорей всего болен.

В целом отношение к детям очень лояльное, для многих родителей из русскоговорящей среды оно не понятно. Воспитатели практически не следят, как ребёнок одет, выходя на улицу, ест ли он песок из песочницы, или по локоть в воде играет в ледяной луже. Здесь это нормальные этапы развития ребёнка, он так учится самостоятельности.

Да, болеет потом, неделя в саду- две недели дома. Детский врач вам скажет здесь, это нормально. Тренировка иммунитета ( как мама двоих детей 24 и 12, рождённых в Германии, я с этим утверждением местных врачей всё равно никогда не соглашусь, если есть возможность предотвратить болезнь, то это нужно сделать, а не рассказывать что ангина и бронхит это ничего страшного).

В 14:00 снова приводят детей, естественно не всех, садик закрывается в 17:00. Но забирать желательно детей в 16:00, оставшейся час – это как бы буфер для опоздавших.

Если ребёнка не забрали до 17:00 и до родителей не смогли дозвонится, то звонят в опеку и ребёнка забирает сотрудник опеки, как правило до родителей дозваниваются. На моей памяти было только пару случаев, когда детей из садика забирала опека.

Их отвозят в ближайший детский дом и ищут родителей через полицию. К примеру кто-то мог попасть в аварию или в больницу. Родителей находят и они забирают ребёнка.

Получилось много текста. Если есть вопросы, задавайте, попробую ответить. Повторюсь, в разных федеральных землях система дошкольного присмотра за детьми разная, я живу в земле Рейнланд-Пфальц, поэтому описала ту, которая в этой земле.

Ссылка на основную публикацию