Как растут дети в германии. воспитание и обучение.

Неприкасаемые. Как воспитывают детей в Германии

Журналист Анастасия Митягина — о том, чем отличаются немецкие мамы и папы от российских в вопросе воспитания детей.

Благодаря популярной книге “Французские дети не плюются едой” родители всего мира мечтают сделать из своих детей маленьких вежливых гурманов, умеющих с младенчества поддерживать светскую беседу и засыпать самостоятельно.

А вот репутация классического немецкого воспитания изрядно подмочена: суровая муштра, идеальное послушание, отсутствие воображения и смертная скука. Между тем именно немцы сегодня упрекают французов за излишнюю строгость и авторитаризм по отношению к детям.

И если ещё 50 лет назад в Германии идеальными считались дети, которых “видно, но никогда не слышно”, сегодняшних “Гензеля” и “Гретель” растят куда более мягко и деликатно.

Бабушки и дедушки современных немецких родителей воспитывали своих детей в строгости, говоря: “А если плач ребёнка стал громче, нужно просто закрыть плотнее дверь”.

Их внуки, сами став родителями, относятся к своим детям с большим вниманием и уважением: даже в разгар непослушания их не отправляют в чулан, а продолжают спокойно объяснять, как нужно себя вести.

Основная причина такой резкой смены педагогического концепта в Германии — это, конечно, история XX века, которая наложила свой отпечаток не только на государственное устройство, но и на семейное.

С другой стороны, и особенностей культуры никто не отменял, а значит, порядку — быть в любой отдельно взятой немецкой семье. Поэтому основу воспитания по-немецки составляет сложный сплав из толерантности (отношение родителей к детям) с послушанием (желаемая модель поведения детей).

Главный запрет в Германии в вопросах воспитания детей наложен на авторитаризм, причём запрет этот обоюдоострый: строгость родителей должна иметь границы, но и малыш не должен стать маленьким царьком в семье.

Второй важный запрет в воспитании — насилие, к которому причисляется не только любое рукоприкладство (включая шлепок по попе), но и крик. Если французские и итальянские родители могут с лёгкостью отвесить ребёнку подзатыльник или оттаскать за уши, а русские — отругать на публике, руки и голос немецких родителей в этом вопросе связаны на законодательном уровне.

В детских садах и школах самим детям разъясняют политику партии: кричать (не говоря уже о рукоприкладстве) недопустимо.

То есть у каждого ребёнка с более-менее осознанного возраста появляется возможность подать жалобу на жестокое обращение из-за родительского крика. А это очень быстро отучает родителей от демонстрации силы.

Во-вторых, оказывается, что добиваться желаемого можно и не включая сирену повышенной громкости. 

К детям любого возраста в Германии относятся с уважением и вниманием, ожидая от них в ответ разумного и адекватного поведения. Разумеется, нельзя сказать, что немецким детям можно всё, но ответственность за их поведение ложится в первую очередь на родителя.

Поэтому немцы не обижаются на своих детей за непослушание, не костерят их за промахи, а берут вину на себя, делают выводы и продолжают воспитывать до достижения нужного результата.

Как ни странно, этот метод оказывается достаточно эффективен: американские исследователи отмечают, что маленькие немцы гораздо более послушны, чем их сверстники в Штатах.

В отношении младенцев до года немцы очень либеральны. Мне не попадались немцы, которые сердились бы на орущих малышей в метро, просили бы “выключить” ребёнка в ресторане или срочно прикрыть кормящую мать. Классическая реакция на детский шум в общественном месте может быть двух видов: деликатно не заметить или дать полезный совет.

Второй тип реакции сами немцы, разумеется, осуждают, но удержаться могут не всегда. Вообще в Германии воспитание — это дело внутрисемейное (опять же в законодательных рамках), а значит, каждая семья занимается своими детьми самостоятельно.

Бабушки, няни и бебиситтеры играют третьестепенную роль и приглашаются в дом на родительских условиях и на ограниченное время.

Тем не менее не надо думать, что либерализм и толерантность в воспитании бесконечны. Всё-таки генетическая любовь к порядку берёт своё, а потому немецкие родители усердно устанавливают границы допустимого детского поведения. При этом от самих родителей требуется в свою очередь последовательно соблюдать установленные рамки и не менять правила игры без предупреждения.

Такие границы, как утверждают психологи, помогают детям чувствовать себя защищёнными, учат ориентироваться в системе ценностей и дают уверенность в завтрашнем дне. В идеальной немецкой модели слово мамы или папы приравнивается к сигналу светофора, и рефлекс правильной реакции на него вырабатывают с младенчества.

При этом, когда немецкий родитель о чём-то вежливо просит, он настолько убеждён, что его просьба будет выполнена, что эта убеждённость передаётся ребёнку, который постепенно усваивает, что иначе и быть не может.

Если же малыш нашалил или не послушался, то он должен извиниться, без этого дальнейшие игры и развлечения исключены.

Источник: https://life.ru/923670

Воспитание детей в Германии. Детишки практичных немцев

А знаете ли вы, что зачастую немецкие семейные пары заводят детей, в среднем, после тридцати лет? Это объясняется тем, что в большинстве случаев, родители просто заботятся о будущем благополучии своего, еще не родившегося, чада. Странновато? На самом деле не очень.

Немецкие фрау, как правило, к тридцати годам имеют хорошую стабильную работу, не говоря уже об их мужьях. Практичные немцы-мужчины, к появлению малыша имеют не только достойную работу, но готовы, и просто мечтают об отцовстве. Благодаря чему, становятся отличными папами.

В Германии, по сравнению с другими странами Евросоюза, низкий уровень рождаемости. Но, стоит заметить, что культурные и эстетические особенности этой страны, куда выше, чем у большинства европейских государств.

Воспитанию и обучению детишек  в Германии отдается много сил и средств, несмотря на то, что до трех лет чаще всего малыши сидят дома с мамами, так как детских садов в Германии не так много.

Конечно, если позволяют ресурсы, то мамы стараются, как можно раньше выйти на работу, нанимая няню. На помощь бабушек в воспитании детей в Германии рассчитывают единицы.

Вообще дошкольному образованию уделяется мало внимания. Упор делается на воспитание детей в Германии, привитие полезных навыков и умений, а так же на игры. Дело в том, что немцы уверены: «Школа для того и нужна, чтобы обучать детей наукам».

И, возможно, это правильная позиция. Даже психологи говорят, что каждому возрасту должны соответствовать определенные нормы развития. Ведь вполне возможно, что уставший от обучения пятилетний вундеркинд в будущем станет ленивым. Верна истина: «Всему свое время».

Не думайте, что в воспитании немецких карапузов как-то все туманно и сложно. Совсем нет. Немецкие мамы гуляют с детишками, пекут им вкусняшки и водят в дошкольные группы, где ребятишки играют друг с другом. Так сказать, получают социальный опыт.

Детские сады в Германии очень отличаются от русских. Они созданы не для того, чтобы ребенок проводил там весь день. Это как детский клуб. Малыши ходят туда только до обеда. В Германии обед, и вообще любой прием пищи – это такой важный семейный ритуал, в котором участвует вся семья, и малышей этому учат с детства, потому что немецкий народ более всего уважает семейные ценности.

Кроме того, немецкие родители, психологи и социологи озадачены развитием детей, и их восприятием современной действительности.

Именно поэтому специалисты считают, что смотреть телевизор в слишком раннем возрасте вредно.

Большинство родителей не разрешают своим чадам до 8 лет смотреть даже детские каналы, которые, к слову сказать, в Германии не редкость. Хотя их очень мало, по сравнению со странами Евросоюза.

Кстати, в Германии очень негативно относятся к наказанию детей (особенно физического характера). Более того, это карается законом. И интересен тот, факт, что ребенок может подать иск на своих родителей.

Права детей немецкие власти держат на высокой планке, и, если отрок недоволен наказанием или обижен резкой фразой, неосторожно брошенной родителем, то ребенок вправе подать за это в суд.

Правда зачастую, молодой и еще такой неопытный детский разум не может оценить всей серьезности ситуации и её последствий. Многие детишки попросту не задумываются, что их могут отобрать у родителей, и поместить в детский дом.

В мире уважению и восхищению достойны не только понятия о семье, но и сам процесс её создания. Как девушкам, так и парням следует подходить к вопросу семьи с большой серьезностью, осознавая, что семья – это великая ценность, а дети самое драгоценное в этой жизни, и поэтому они должны иметь все самое лучшее!

Автор Виолетта Бабакина

Если Вам понравилась статья, поделитесь ею в соц.сети ниже (кнопочки)=) Возможно кому-нибудь еще она будет интересна и полезна. Заранее спасибо вам мои дорогие читатели! Подписывайтесь 

Также интересно:

Семьи в Германии: проблема рождаемости, семьи и цен

Половое воспитание в Германии: школа, дом, общество

Здоровый образ жизни в Германии

Система образования Германии: школьное образование часть 1. 

Школьное образование в Германии — часть 2.

Подарки из Германии — Идеи!

Источник: http://lifeistgut.com/vospitanie-detej-v-germanii-detishki-praktichnyx-nemcev/

Германия: необычные особенности немецкого воспитания

Молодожены в Германии очень редко живут с родителями. Решившись на совместное проживание, они приобретают отдельный дом или квартиру.

Из всех европейских народов уговорить «на ребенка» немку сложнее всего, но если уж решение будет принято, молодая семья начнет обстоятельно готовится к такому событию. И первое, что сделает – поменяет дом.

Новое жилище непременно будет больше прежнего, с обязательной детской комнатой, в которой ребенок, повзрослев, сделает сам ремонт: выберет стиль, мебель, антураж. Забавно, но такое свободное отношение к убранству относится только к детской комнате.

Во всем остальном доме у немецкой фрау царит идеальный порядок и строгость и ребенку трогать и менять что-то категорически запрещается. Для всех творческих порывов у киндера есть своя комната.

Как греки или итальянцы, немцы просто обожают своих детей, и как японцы всю вину за любую шалость малыша берут на себя. Вместе с тем, с самого раннего детства они прививают своим чадам уважение к личности – даже к младенцу относятся как к полноправному члену семьи.

Так, например, немецкая мама вполне может прогуляться по магазинам с грудничком на руках, выписавшись буквально пять минут назад из роддома.

Маленьких немцев с пеленок приучают к самостоятельности. Другими словами, с младых ногтей немецкие дети знают, что ни для кого не являются «центром вселенной» — у каждого человека есть свои дела и если малыш хочет, например, поиграть определенной игрушкой, достать он должен ее сам.

Еще один интересный момент: в Германии детей воспитывают только родители, а дедушки и бабушки просто приходят в гости, разумеется, по традиции заранее обговорив свой визит.

Если случится так, что малыша необходимо на какое-то время оставить у бабушки, для немецких родителей считается абсолютно нормальным заплатить ей за время, которое она потратит на присмотр за внуком. А, вообще, приглядывают за детьми у немцев профессиональные няни – это нормально.

Как мы уже упоминали, немецкого ребенка с пеленок приучают к самостоятельности. И поэтому едва достигнув 14 лет, немецкий подросток может жить отдельно от родителей.

Парадоксально, но при всей своей всепоглощающей любви к ребенку, на протяжении всей жизни, немецкие родители могут совершенно не интересоваться жизнью детей. А дети, в свою очередь, не обязаны уделять внимание родителям, когда они состарятся.

Именно поэтому в Германии считается нормальным, если пожилой человек, выйдя на пенсию, уходит жить в дом престарелых, где за ним ухаживают чужие люди в обмен на его пенсию.

Немцы привыкают к четко распланированному укладу жизни и если что-то этот уклад нарушает, это выбивает из колеи. Даже маленьким детям они заводят специальный дневник, в который (в начале родители, а потом уже он сам) записывают предстоящие встречи.

И такой дневник ведется практически всю жизнь. Для многих из нас такое положение дел, возможно, покажется диким, но зато если у тебя в друзьях есть немец, именно он всегда напомнит о важных событиях и обязательно поздравит со всеми праздниками.

Источник

Смотри также:

Источник: https://clutch.ua/deti/obuchenie/germanija-neobychnye-osobennosti-nemeckogo-vospitanija

Родительское отношение к ребенку в Германии: Как немцы воспитывают своих детей

Наверное, это часть жизненной спирали, часть общества. Чтобы понять, что нас ждет в будущем, как устроено общество изнутри, нужно обратить свой взор на детей.

Немцы относятся к своим детям особенно, совсем иначе, чем привыкли мы. Когда оказываешься в стране в первый раз это невозможно не заметить. Во-первых, рождаясь, ребенок не превращается в пуп земли для своих родных и домочадцев, а  становится частью коллектива.

Почти с первых часов его жизни  вокруг него толпятся взрослые, родственники и не очень, берут на руки, фотографируют, с ним играют его старшие братики и сестрички, которые сами едва ли на полтора года старше самого новорожденного.

Если в доме есть собака, а это довольно частое явление, то животное от ребенка не ограждают, и нередко четвероногий друг может вылизать ручонки или мордашку нового маленького человечка. Для нас – гигиеническая катастрофа, для немцев – нормальное явление, единение с природой!

Порой кажется, что родители и сами не придают большого значения появлению еще одного члена семьи. Жизнь родителей, в частности мамы, после рождения отпрыска не заканчивается, а продолжается в полной мере.

Родители носят малыша с собой в автолюльке, кенгурушке, привязывают к себе слингом, и ведут себя как обычно!  С детьми путешествуют, занимаются спортом, ходят по магазинам, к врачам и в гости.

 Помню, первый шок с таким отношением к детям постиг меня на моей собственной свадьбе, когда в ресторане уже хорошо к полуночи, я обнаружила, что к одной гостье слингом был привязан пятимесячный младенец.

Молодая мамочка общалась с людьми, танцевала, пила и ела, получала удовольствие, а малышка все это время спокойно спала у маминой груди. Хотя, наверное, такой вариант – исключение даже для немцев.

Первое, на что обращаешь внимание в отношении немцев к своим детям – это то, что последние их не раздражают.

Читайте также:  Слава хлебу на столе: про хлебобулочные изделия в германии

Родители на детей не кричат, не одергивают, не повышают на них голос.  Малыши могут делать, что хотят, прыгать, пачкаться, орать, а их родителям хоть бы хны. Со стороны такое отношение может показаться безразличием, культивированием вседозволенности, но это далеко не так. Воспитательный процесс идет постоянно, через собственный пример, запреты, похвалу и объяснения.

Немцы своих детей постоянно хвалят.

Не важно, с чем справился маленький человечек: перешагнул через ступеньку, залез на шведскую стенку, вовремя попросился на горшок, или смог сам достать из сумки свою бутылочку с напитком; – реакция родителей однозначная и одобрительная: “Super!”, “Prima”, “Du hast es geschafft!” “Super machst du das!” – “Супер!” “Первоклассно!”, “Ты с этим справился!”, “Ты это отлично делаешь!”. Но если малыш что-то сделал не так, или полез туда, куда не следует, то мгновенно раздается хлесткое родительское “Nein!”. В отношении детей оно идентично русскому “нельзя”, и в зависимости от степени запрета это слово можно услышать во всей палитре интонаций, от спокойного, до угрожающего. Малыши тоже не отстают. Они с пеленок учатся иметь собственное мнение, и родительскую опеку тоже категорично парируют своим детским “Nein”.

Немцы принимают детей всерьез.

Если вдруг ребенок захочет чем-то поделиться, о чем-то рассказать, то родители прервут собственные дела и с очень серьезным видом будут выслушивать детскую чепуху, лишь изредка добавляя по тексту слова ободрения, или, и того реже, помогая своему чаду правильно выразить мысль. Разговаривая с ребенком, родители делают это не с высоты своего роста, а присев рядом с малышом на корточки, чтобы смотреть ему прямо в глаза, быть на равных.

В выражениях своей любви немецкие родители очень сдержаны. Своих детей они почти не целуют, по крайней мере, этого не увидеть на людях. Самое нежное обращение  “Schatz” – “Сокровище” настолько повсеместно и единообразно, что стало почти безличным.

Телесный контакт очень скупой, как с целью одобрения, так и тем более с целью наказания. В Германии вообще детей бить нельзя. Поколение бабушек еще может вспомнить воспитательные порки своего детства, но со временем физические наказания перешли в разряд табу.

Понятное дело, что еще никто не вырос, не получив хотя бы одного шлепка по попе, но современные родители  Германии изо всех сил стараются этого не делать.

Я уж не говорю о том, что получив хороший нагоняй ребенок может обратиться за помощью в Jugendamt, аналог нашего Отдела по делам несовершеннолетних, и если делу дадут ход, тогда пиши пропало, мало родителям не покажется.

Тем более не дай вам Бог дотронуться в Германии до чужого ребенка, даже если он нашкодил или сделал вам гадость! Ему даже выговаривать ничего нельзя, и вам очень повезло, если рядом окажутся его родители и они, в свою очередь, отреагируют адекватно.

Наверняка в жизни найдутся моменты, когда телесный контакт будет оправдан, будь-то во спасение, или в целях самозащиты, но общее непреложное правило гласит именно так: “руками никого не трогать!”.

Это настолько сильно вошло в плоть и кровь современных взрослых, что даже если вы на приеме у врача, или на спортивных занятиях, где физический контакт между людьми подразумевается сам собой, можно заметить, какими осторожными, медленными и от того даже неловкими будут их прикосновения.

Мы с дочкой как раз ходим на Спорт для дошкольников. Занятия очень похожи на старую добрую школьную физкультуру, с той лишь разницей, что в уроке принимают участие не только дети, но и их родители. Эдакая Германия в миниатюре. Отношения взрослых и детей в концентрированном виде.

Наблюдай – не хочу! С первого взгляда может показаться, что родительницы в общении между собой даже не замечают своих детей, не обращают внимание на ор стоящий в зале.

Но стоит их малышу залезть на снаряд не по очереди, а перед другим ребенком, мамаша в два пантерьих прыжка оказывается рядом и оттаскивает свое чадо со словами: “Лара (Миа, Ханна, Клара) стояла раньше тебя, будь воспитанным мальчиком, не лезь вперед!” Уважение к ближнему и вежливость вдалбливается в головы юных немцев с пеленок. Детишки постарше эти правила уже знают, и очень трогательно наблюдать, как они вежливо помогают младшим разобраться, где чья очередь.

После занятий, в раздевалке, набегавшиеся и проголодавшиеся малыши накидываются на взятые с собой печенюшки и яблочки. Утолив первый невыносимый после спорта голод, они берут свои коробочки со снедью и идут делиться. Это уже ритуал.

Угощают всех и вся, получают угощение в ответ. Мамы и папы же неотступно следят, чтобы дети непременно и каждый раз  употребляли конструкцию “Danke” “Спасибо” и “Bitte” “Пожалуйста”.  И обязательно хвалят, если малыш все сделал правильно.

Процесс одевания тоже очень показателен. Детей с самых ранних лет поощряют к самостоятельности. К сожалению, это невозможно без чугунного родительского терпения. Здесь взрослые это умеют, как нигде. Они могут не один десяток минут спокойно стоять и ждать, пока их двухлетний малыш сам натянет на ножки ботиночки или носочки.

Само воплощение терпения и терпимости, и только слова ободрения и похвалы. Если малыш капризничает, не хочет одеваться, или у него не получается, мама, конечно, может помочь, но она непременно показывает, что ребенок должен учиться делать это сам. Если ему на это требуется больше времени, то оно у нее есть.

“Ich habe Zeit” – аналог “я не спешу” слышно сплошь и рядом.

Конечно, родители – обычные, живые люди, со своими слабостями и недостатками, не ангелы, а значит имеют право на плохое настроение, ошибки, заблуждения.

Говорят, что чем восточнее, тем сильнее меняется отношение к детям в сторону нам более привычную, с одергиванием, покрикиванием и прочими издержками воспитания. Не знаю, как это соотносится с географией, или даже с историей, но здесь вокруг себя я вижу другие примеры.

Мне бесконечно приятно наблюдать то, как здесь в детях уважают личность. Так хотел бы вырасти каждый из нас, так и я хочу так вырастить своего ребенка.

В заключение к теме воспитания детей как нельзя лучше подойдет одна немецкая пословица. Своеобразный девиз, под которым живут родители в Германии: “In der Ruhe liegt die Kraft, die uns Gott gegeben hat” “В спокойствии (выдержке) заключена сила, которую дал нам Бог”.

Источник: http://www.o-germanii.com/2013/05/roditelskoe-otnochenie-k-rebenku-v-germanii.html

Воспитание в Германии: демократичность и мягкость

Когда, поселившись в Берлине, записавшись в школу и детский сад, мы решили отдать детей в бассейн, предприятие это вызвало поначалу много сомнений. Дети не умели плавать, боялись воды и страшились тренера — ведь они не говорили по-немецки.

Я говорила по-немецки плохо, но прятала свои сомнения и убеждала попробовать — нам это было необходимо для улучшения здоровья. Первое же занятие в детской школе плавания сделало детей поклонниками бассейна. Родителям можно было присутствовать на занятиях, поэтому я сама смогла оценить весь процесс.

Я хотела бы поподробнее рассказать об этих занятиях, потому что они могут показать вообще отношение немецких воспитателей к детям.

В немецких бассейнах не требуют справок. Это упрощает приход сюда. Дети вместе с родителями подошли к воде. Родители сели на скамейки, а детям привязали к спине пенопластовые «рюкзачки», а на каждую руку надели по два кольца. Теперь детей (их было около десяти) завели в воду. Вместе с ними спустились два тренера (молодые веселые парни).

Они показали движения и сказали несколько слов: двигать руками вот так (“nach vorne, zur Seite”), двигать ногами по-лягушачьи (“Froschbeine”). Дети поплыли — и, конечно, со страховкой им это было сделать легко. Поплыли и мои, радостно улыбаясь. Первое занятие прошло в таком простом плавании (приятном и нестрашном для ребенка).

Тренеры, стоя в воде, посматривали на проплывающих мимо «лягушат» и то и дело повторяли свои волшебные слова: “nach vorne, zur Seite” и “Froschbeine“. Периодически были слова и другие: “Super!” или “Prima!” — это очень воодушевляло детей. Под конец занятия все скатывались с горки в воду. Внизу каждого ловил тренер и спрашивал: “Fliegen oder nicht fliegen?“.

Если ребенок отвечал «нет», его отпускали, если отвечал «да», тренер поднимал его над водой и забрасывал далеко вперед.Мои дети с удовольствием стали ходить в бассейн. Они плавали и плавали, скатывались с горки, «летали», позже стали учиться нырять за резиновой черепашкой и прыгать с бортика. Очень постепенно с детей снимали их плавательное снаряжение.

Очень терпеливо ждали, когда ребенок решиться нырнуть за черепашкой. И опять только “Super!” или “Prima!”, и никакого принуждения или насмешки (эта немецкая похвала поначалу звучала нарочито — не привыкли мы так часто хвалить своих детей; потом ее частота сделалась привычной). Через полгода мои дети плавали и без боязни ныряли.

Бассейн, казалось бы, — частный случай.

Может нам так повезло именно с этим бассейном? Но то же я видела в садике и в школе, на многочисленных занятиях, которые мы посещали — мягкость и «ненасилие», похвала и свобода выбрать занятие.

Позже я заметила другое в городе: немцы практически никогда не кричат на своих детей. Не кричат и злобно им не выговаривают за плохое поведение. И, увы, если на ребенка кричали, это чаще всего оказывались русские или мигранты из восточных стран.Я этого не замечала до отъезда сюда. В России у меня было много знакомых мам.

Они любили своих детей, занимались с ними, но теперь, сравнивая немецких и русских родителей, я вижу большую разницу: мы кричим, ворчим, раздражаемся, торопимся и торопим. Немецкая мама терпеливо и тихо что-нибудь объясняет.

Я не хочу идеализировать немецких родителей и воспитателей, но мне хотелось бы отметить одну черту немецкого детского учебного заведения: там чувствуешь себя комфортно. Доброжелательное, мягкое, спокойное отношение.

Возможно, это нам так повезло со школой и садиком, а также с кружками? Я поговорила с воспитательницей нашего детского сада. «Да, – сказала она. – Здесь действительно более мягкое отношение к детям. Так было не всегда. До шестидесятых годов здесь была такая же строгая школа как в Советском Союзе. Дисциплина, требования, порядок.

В шестидесятых годах была проведена реформа образования, и с тех пор школа и детский сад стали меняться. Появилось больше свободы». Про реформу я решила почитать подробнее, и вот что выяснила. Чтобы оценить то, какие изменения произошли в результате реформы 60-х годов, посмотрим, в каком состоянии находилось воспитание детей до этого.

Во времена Вильгельма II (1888-1918), последнего германского императора, в отношении детей придерживались принципа: “Wer sein Kind liebt, der züchtigt es!” («Кто любит своего ребенка, тот его наказывает»). Дети и женщины считались собственностью мужчины. Детьми занимались женщины, и часто воспитанием это можно было назвать условно: главное, чтобы ребенок был одет, обут и накормлен.

В школах от детей требовались послушание, порядок и дисциплина. Палка была обычным инструментом учителя. Авторитет старших был непререкаем. Человек должен был признавать власть и бояться Бога. Генрих Манн хорошо описал это в романе «Верноподданный» (Der Untertan, 1914).

В начале двадцатого века стали появляться отдельные педагоги, которые понимали, что выросшие под палкой дети становятся агрессивными или забитыми. Эти новые учителя пытались по-другому работать с детьми, доверяя естественным силам ребенка и пытаясь развить в нем самостоятельность, творческое мышление, навыки практической деятельности, свободу в высказываниях.

Такие люди появлялись в разных странах. Вспоминались идеи француза Руссо (1712-1778) и швейцарца Песталоцци (1746-1827) о естественном воспитании. В Италии с 1907 работала с детьми Мария Монтессори. В 1921 году в Англии Александром Сазерлендом Ниллом была открыта школа-интернат „Summerhill“ (она успешно существует до сих пор!).

Нилл был выразителем новых педагогических идей того времени. Он считал, что главным в воспитании должно быть счастье ребенка и говорил: «Я вижу свою первейшую задачу не в изменении общества, а в том, чтобы по крайней мере нескольких детей сделать счастливыми».

Под счастьем Нилл понимал хорошее самочувствие, полноту сил, уравновешенность, к которым ребенок приходит через поиск интересных ему занятий, выбирая их самостоятельно. Воспитание не должно быть прямым, направляющим, воспитатель должен помочь ребенку реализовать свои внутренние способности.

Все эти новые педагогические веяния затронули в том числе и Германию, хотя там они и не вылились в какое-то мощное педагогическое движение или реформу. Национал-социалисты, пришедшие к власти в 1933 году, скоро взяли воспитание под свой контроль. Послушание, дисциплина, отсутствие собственного мнения снова вышли на первый план.

После Второй мировой войны нужно было думать о принципах нового воспитания. В шестидесятых годах в ФРГ начали говорить о кризисе образования. Он выражался в том, что очень маленький процент выпускников школ продолжал обучение в высших учебных заведениях. Классы были переполнены, не хватало учителей. Проблемы с получением образования были у женщин, если они решали завести детей.

Спутник, запущенный Советским Союзом, стал поводом для того, чтобы задуматься о естественно-научном образовании в Германии: отстаем? Серия статей гейдельбергского профессора Георга Пихта (Georg Picht) „Die deutsche Bildungskatastrophe“ (1964) вызвала жаркие дискуссии. В шестидесятые годы прошла волна студенческих выступлений. Требования студентов касались не только образования.

Студенты выступали за преобразования в вузах, смягчение авторитарных методов преподавания и большую свободу.  В обществе появилась надежда на «подъем через образование». Все это привело к тому, что в 1960-х годах в ФРГ осуществили реформу образования. Школы и университеты были подвергнуты проверке.

Читайте также:  Кормление грудью в общественных местах германии

Студентам оказывалась поддержка, так что для большего количества школьников стало возможным учиться в гимназии или вузе. В старших классах гимназий была введена курсовая системы — так школьникам было проще переходить к высшему образованию. Было реформировано школьное и профессиональное образование. Улучшено женское образование.

Чтобы женщине не нужно было выбирать между материнством и работой, было предложено продолжение обучения после материнства. Студенческими движениями была введена в том числе другая форма организации детских садов.

В крупных городах появился так называемый Kinderladen (от слов Kinder — дети, Laden — магазин; дело в том, что эти детские сады часто устраивались в помещениях бывших магазинчиков). Kinderladen организовывался группой родителей. Туда приходило 10-15 детей, которые воспитывались более свободно, чем в государственных и церковных детских садах.

Внимание уделялось развитию ребенка, свободному выбору занятий. Первый садик был создан во Франкфурте в 1967. Создавались альтернативные школы, придерживающиеся идей антиавторитарного воспитания (Glocksee-Schule в Ганновере (1972), Freie Schule во Франкфурте (1975)). С свободных школах и детских садах дети учились быть самостоятельными и иметь свое мнение.

Антиавторитарное воспитание вводилось не теоретиками, а проверялось на практике созданием новых детских заведений. Система образования в ГДР изменялась два раза — после ее образования в 1945 году и в 1965 году, когда была проведена реформа. Эта реформа была во многом иная, чем в ФРГ. Был принят закон о единой социалистической системе образования.

Некоторые школьные предметы были отменены (древние языки, религиозные уроки), а вместо этого введены новые (русский язык как предпочитаемый иностранный, технические дисциплины, военное дело). Образование стало более доступным для широких слоев населения, улучшилось женское образование. Больше женщин стало работать.

Антиавторитарное движение в ГДР основывалось на взглядах, что счастье детей возможно только в революционно преобразованном обществе. Представители этого движения считали своим примером австрийца Зигфрида Бернфельда (1892-1953), основавшего в 1919 году детский дом для еврейских детей-сирот из Польши.

Его педагогическая система была изложена в труде „Sisyphos oder die Grenzen der Erziehung“ (Вена, 1925) и снова стала популярна среди левых в 1960-е гг. Несмотря на многие положительные нововведения, позже в ГДР начала преобладать все же авторитарная система образования. После проведения в ФРГ реформ в 1960-х гг. в обществе постепенно формировался новый взгляд на воспитание детей.

Сейчас большинство родителей в Германии уверено, что детей нужно воспитывать демократическими методами, видеть в ребенке личность, учить детей быть самостоятельными.С 2000 г. в объединенной Германии законом запрещено бить детей. Термин «антиавторитарное воспитание» сегодня заменен другими словами — «демократическое воспитание», «либеральное воспитание» (первый вариант кажется мне более удачным). Общение с ребенком строится на уважении и доверии. Воспитатель не навязывает свою точку зрения, а учит самого ребенка разбираться в ситуации и принимать решения. Детям постоянно предлагается разнообразная практическая деятельность, в которой ребенок учится быть самостоятельным. Большое внимание уделяется умению общаться, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, разрешать конфликты, отстаивать свою точку зрения. Согласно данным статистики, люди, воспитывающиеся демократическими методами, становились более успешными и независимыми. Те, кто получили авторитарное воспитание, часто делались зависимыми и скованными в своих действиях.

Критика демократического стиля воспитания основывается на том, что воспитатель якобы идет на поводу у ребенка, потакает его желаниям или его лени.

Неверное понимание демократического воспитания действительно приводит к тому, что воспитатель позволяет ребенку все, в результате вырастает эгоист, не замечающий других людей. Современные педагоги указывают на то, что дети обязательно должны знать свои границы (что можно делать и что нельзя) и уметь подчиняться разумным требованиям.

Демократический стиль воспитания требует от родителей и воспитателей постоянного творчества. Воспитатель действует в соответствии с ситуацией: в некоторых случаях с ребенком нужно что-то обсудить, в других необходимо предъявить строгое требование (когда дело идет о безопасности или вреде для других людей).

Школы, детские заведения, спортивные общества, молодежные проекты в Германии сегодня в основном основываются на демократическом воспитании. Повсеместно проводятся лекции и беседы для родителей и воспитателей о методах воспитания.

Конечно, и сейчас существуют школы, где обстановка не так благополучна, или отдельные воспитатели, заменяющие демократический стиль воспитания авторитарными методами или чрезмерным попустительством, но в целом у меня сложилось очень благоприятное впечатление об обстановке в детских воспитательных организациях Германии.

Сейчас в России сложилось очень противоречивое отношение к Западу и его ценностям. Слова «демократический», «либеральный» часто приобретают плохой оттенок. Мне хотелось бы все же обратить внимание на то ценное, что действительно есть в Германии (вижу это просто по своим детям) и брать из этого что-то для нашей, российской, образовательной системы.

 

Дарья Велижанина, Deutsch Online

Источник: http://www.de-online.ru/vospitanie_detey

«Странности» в воспитании немецких детей

Воспитание детей в других странах зачастую заставляет нас умиляться, но некоторые из привычек немецких родителей оставляют в легком смятении.

Для ясности, сразу признаюсь, что провела свой первый год в Германии, живя в чудесной берлинской семье по программе au pair, так что я часто становилась невольным свидетелем различных приемов воспитания, используемых немецкими родителями.

Определенные моменты приводили меня в состояние культурного шока.

1. Большое количество хитроумных устройств для транспортировки детей

Немцы могут быть очень изобретательными, когда дело доходит до буксировки своих отпрысков. Сомнительного вида тележки, которые родители цепляют спереди или сзади своих велосипедов, до сих пор вызывают у меня непреодолимое чувство беспокойства. Особенно, когда они несутся по оживленным улицам.

Безопасно ли это? К сожалению, я не могу дать точный ответ, поскольку полиция не ведет учет происшествий, связанных с Fahrradanhänger.

Источник: thelocal.de

2. Прогулки по холоду и ужасной погоде

Может быть у меня возникло это ощущение, потому что я родом из более теплых краев, но наблюдая за немецкими детьми, копошащимися на игровых площадках при минусовой температуре, на резком и холодном ветру, я всегда испытываю потрясение.

3. Непрактичные зимние костюмы

Несмотря на то, что немцы говорят о плохой одежде, они, вероятно, еще не осознали насколько ужасны и непрактичны эти милые цельные зимние костюмчики.

Целевая возрастная группа этой одежды – малыши дошкольного возраста, и именно для них она является наихудшим выбором. Одежда полностью сковывает движения, что грозит неприятностями, особенно учитывая их неконтролируемый мочевой пузырь.

Тем не менее, каждый раз с приходом зимы парки и детсадовские дворы заполнены ребятней в этих костюмах.

Как только вы услышали отчаянное требование ich muss pullern – вы уже знаете, что это начало гонки в поисках ближайшего туалета, затем вам нужно будет расстегнуть костюм, чтобы освободить малышу руки, прежде, чем он сможет облегчиться. Осторожно, спойлер! Этот костюмчик часто собирается к низу в комок, после чего требуется срочная стирка.

Источник: thelocal.de

4. Школьные «мешки» в первый учебный день

Если честно, эта традиция вызывает у меня скорее зависть, нежели озадаченность. Первый день в начальной школе куда более значительное событие в Германии, чем у меня дома, вероятно, из-за традиции дарить детям праздничный школьный мешок – Schultüte.

Немного сбивает с толку, что на самом деле это не мешок или рюкзак, как можно подумать из названия, а скорее разноцветный конус со сладостями и игрушками внутри.

Источник: thelocal.de

5. Чтение очень жестоких сказок

Впервые, когда я читала немецким детям сказки братьев Гримм, я поймала себя на том, что применяю к содержанию своего рода внутреннюю цензуру.

Начиная с Гензеля и Гретель, которые не заблудились, а были сознательно оставлены родителями в лесу, до странной королевы в «Белоснежке», которую заставили танцевать до смерти – я делала над собой значительное усилие, доводя содержание столь жутких сказок до неокрепших умов моих юных слушателей.

Еще одна классическая немецкая история «Неряха Петер» (он же Степка-Растрепка) ничем не лучше. Она рассказывает о том, как одна девочка случайно подожгла себя и сгорела насмерть, мальчик отрезал себе пальцы ножницами, а другой мальчик умер от голода.

Я, пожалуй, все-таки предпочту счастливые диснеевские концовки детских сказок.

Источник: thelocal.de

6. Обед ровно в полдень

Я так полагаю, что немцы просто понимают это слово (Mittagessen – полуденный прием пищи) слишком буквально. По крайней мере, это дает детям хорошее представление о распорядке дня.

Конечно же, усадить детей за обеденный стол ровно в полдень – это совершенно другая история.

Но потом эта привычка переходит и ко взрослым, что четко видно по поведению ваших коллег по работе.

7. Детей не учат читать до шестилетнего возраста

У меня дома все родители старались научить своих детей читать еще до школы, где-то в возрасте пяти лет.

Но в Германии, похоже, это откладывают до того, как ребенок пойдет в Grundschule, когда ему исполнится уже шесть, поскольку в детских садах не слишком обращают внимание на учебные дисциплины.

И все же, позднее начало не означает отрицательный результат: последние исследования показывают, что среди немцев сравнительно много «лучших чтецов», а их средний балл выше, чем у американцев и британцев.

8. Детям разрешают играть с фейерверками

Одно из самых счастливых детских воспоминаний моей немецкой подруги – запуск новогодних фейерверков. Теперь она живет в США, где продажа взрывчатых веществ значительно ограничена в некоторых регионах, и очень счастлива, когда у нее появляется возможность вернуться на праздники домой, чтобы послушать разрывы салютов.

Я была поражена, насколько свободно пиротехника продается в супермаркетах. В Германии даже существует специальная классификация, которая позволяет детям от 12 лет покупать фейерверки с «пониженным уровнем риска».

Но немцев, похоже, это совершенно не беспокоит, и количество потерянных пальцев не достигает уровня, при котором можно начинать беспокоиться и попытаться изменить правила.

Так что, может просто лучше отойти в сторону, пока они запускают в морозный воздух пиротехнику, одетые в свои неудобные комбинезоны, с надеждой, что у детей больше, чем мы думаем, инстинктивного здравого смысла.

Источник: thelocal.de

«Странности» в воспитании немецких детей обновлено: Октябрь 25, 2018 автором: Лера Леонова

Источник: https://germania.one/strannosti-v-vospitanii-nemeckih-detej/

Воспитание детей в немецких традициях

В каждой стране детей воспитывают не одинаково, давайте разберём подробнее воспитание детей в немецких семьях.

Своя территория

Для немцев очень важным аспектом имеет то, чтобы ребёнок имел отдельную комнату, при чем с самих пелёнок. После рождения малыша в семью приходит специальная соц.

комиссия, которая оценивает хватает ли места для нового члена и если, к примеру, вы живёте в однокомнатной квартире, то необходимо подсуетиться в поиске нового жилья, потому что ребёнка могут забрать из-за отсутствия места для него.

Аргументируют они это тем, что когда у ребёнка нет собственного пространства – это приводит к стрессу и нарушению психики.

Дисциплинированность

Немецкие дети отчётливо знают, что можно и нельзя. Они не встревают в разговор взрослых без надобности, их воспитывают уважающими не только себя, но и окружающих.

Немецкого ребёнка не нужно укладывать спать, он сам в положенное время пожелает всем спокойной ночи и пойдёт в свою комнату.

Для 80% Российского населения считается вполне нормальным шлепнуть ребёнка по попе за непослушание, у немцев это не приемлемо, они против телесных наказаний.

Вечер – время для родителей

Для того, чтобы чувствовать себя мужчиной и женщиной, родители всегда имеют свободное время от ребёнка, которое они проводят наедине за просмотром фильма с бокалом вина или навещают друзей. В немецкой семье ребёнок пришёл из школы, пообщался с родителями, рассказал о своих успехах или проблемах и пошёл в свою комнату, ведь дети тоже не любят, чтобы их контролировали круглосуточно.

Немецкие дети не плюются едой

В немецких семьях принцип, что все едят вместе в определённое время за одним большим столом. Благодаря режиму питания, в одно и тоже время без перекусов, ребёнок съест в положенное время все, что ему предложат. Главный аспект, чтобы не было перекусов в промежутках между приемами пищи, тогда ребёнок достаточно проголодается, чтобы все съесть.

Три кита, на которые опираются родители:

  • ребёнок должен иметь отдельную комнату, полностью оборудованную для его удобства;
  • ребёнок должен быть накормлен;
  • должен быть одет, но одевают немцы детей просто, для них главное чисто. Они никогда не понимали русских мам, которые себе в чем-то отказывают для того, чтобы купить ребёнку дорогую фирменную вещь, для немцев это нецелесообразно, ведь дети быстро растут. Для них главное : “необходимо”, ” комфортно”, “оправдано”, а для русской мамы “хочу”, “красиво”, “весело”.

Немцы не опекают детей, как русские

Немецкий мужчина не знает, что такое ребенок для русской мамы, поэтому с лёгкостью предлагает ей переехать к нему вместе с ребёнком, но свадьба может не состоятся, потому что для русской мамы ребёнок – это пуп земли, начальник, она носиться с ним и все время уделяет только ребёнку. А в немецких семьях ребёнок – это один из равноправных членов семьи. В русской семье все вертится вокруг желаний ребёнка, а в немецкой каждый имеет право на желание и для них чужда такая чрезмерная опека над ребёнком.

Немецкий ребёнок закален с детства

Очень часто в Германии прохладной погодой можно встретить на улице ребёнка без шапки, шарфа, в лёгкой одежде расстёгнутой на распашку. Немцы не кутают детей, и если вы вдруг встретите на улицах Германии ребёнка тепло одетого, то с уверенностью можно сказать, что он русский.

Читайте также:  Что привезти из германии? подарки из германии.

Источник: https://xn--h1aa0abgczd7be.xn--p1ai/blog/obrazovanie-za-rubezhom/vospitanie-detej-v-nemetskih-traditsiyah/

Тонкости воспитания: как растят детей в Германии

В этой стране один из самых низких уровней рождаемости в Европе.

Блоги и форумы, в которых рассказывается о воспитании детей в Германии, особенно противоречивы: кто-то возмущается невероятной избалованностью немецких детей, кто-то — удивляется их педантизму и точности, кто-то сетует, что государство никак не помогает матерям, кто-то, наоборот, считает немецкую систему охраны материнства и детства идеалом.

В любом случае детей в Германии растят по-особенному: не каждый славянин готов воспринять такой педагогический опыт.

Нашему глазу немецкие дети кажутся невероятно избалованными: они лезут везде, пачкаются и мажутся, кричат и дерутся, берут чужие игрушки и жадничают давать свои, и вообще ведут себя крайне непосредственно везде. И все это — с полного одобрения мам, нянь и воспитательниц.

Вообще вмешиваться в дела детей, командовать их взаимоотношениями, и уж тем более требовать не пачкаться в песочнице — дурной тон на площадках Германии.

Личная жизнь ребенка неприкосновенна — так же, как и личная жизнь его матери, поэтому мама, если хочет, может отойти от площадки, выкурить сигарету, поболтать с подругой по телефону — и ни одна проходящая мимо бабушка даже не подумает отпустить в ее адрес ядовитого замечания.

В немецких домах обязательно есть детская комната — даже бездетные пары, снимая жилье на долгий срок, стараются заранее побеспокоится о детской. Там ребенок может делать что угодно, хоть червей разводить. Зато на остальных квадратных метрах — идеальный порядок и соответствие родительским правилам.

Родители не считают, что должны подстраивать свое пространство под нужды детей — как и дети не должны делать этого со своими комнатами.

Детских садов в нашем понимании в Германии нет. Есть детские учреждения, в которых обеспечивается уход за детьми в первой половине дня, можно найти такие, которые примут детей до четырех. Большой выбор частных клубов, групп, садиков, детских комнат при религиозных общинах — но немецкие мамы стараются попасть в государственные сады, становясь на очередь сразу после выхода из роддома.

В садиках там обучением не занимаются — немецкий ребенок к символическому садовскому выпускному должен уметь оперировать логическими понятиями, рисовать, петь, лепить, словом, проявлять себя творчески – читать и считать его научат в школе.

Дети беспрерывно что-то мастерят, выдумывают, изобретают, устраивают ярмарки-распродажи своих изделий, никогда не смотрят мультики и вообще телевизор начинают смотреть где-то к восьми годам — если начинают.

Очень популярны в детских садах и клубах совместные встречи детей, воспитателей и родителей — на них могут обсуждаться какие угодно вопросы, от плохого поведения какого-то ребенка до режима дня или воспитательных методов персонала.

Встречи эти всегда результативны — обсудили, решили, выполнили.

Горячее питания в садиках есть не всегда, поскольку сады не обязательно работают полный день. Дети приносят с собой завтраки, если нужна добавка — на кухне есть мюсли, фрукты, молоко. Зато есть комната для отдыха, куда всегда можно удалиться от общей игры или шумных занятий, и там поваляться на полу, почитать, порисовать и вообще абстрагироваться от коллектива. Вообще, кстати, никакого диктата коллектива в немецких садиках нет.

Что еще режет глаз нашим мамам в Германии отношение к здоровью. Температура до 38 здесь вообще не считается проблемой, и родители могут запросто привести кашляющего-чихающего ребенка в сад, и не из вредности — а потому что им в голову не придет напрягаться из-за легкой простуды.

В детских учреждениях очень распространен педикулез — но переживают по этому поводу только славянские мамы, немецкие просто моют голову ребенка специальным шампунем – и забывают об этом до следующего раза.

Ну и, конечно, одежда — наши дети, привыкшие ходить в садик в нарядном, поначалу даже не различают, где у них в группе девочки, а где — мальчики. Футболочки, шортики, стрижки — главное, чтобы удобно.

Но что интересно — при всей кажущейся хаотичности детских занятий в дошкольном возрасте к школе почти все они имеют представление о системе и порядке — ведь невозможно ничего достойного нарисовать, слепить, изобрести, если ты не познал систему практического знания, в итоге методология будущих наук приходит детям не через голову — когда ее туда забьют учителя — а через руки. Впрочем, именно поэтому немецкие дети в школе сильны в практике — и не очень-то в теории.

Немецкие родители не делают детей центром своего мира — оттого у многих детей создается ощущение, что они растут сами по себе. Один, редко — два ребенка в семье, отданных на воспитание няням, при серьезно и увлеченно работающих родителях — вот обычная немецкая модель семьи.

Говорят, в Германии — очень ответственные отцы и не слишком эмоциональные матери, потому что рожают детей поздно, когда мужчина уже озабочен наследником, а женщина как раз только-только начинает делать первые существенные шаги в карьере.

Источник: https://infokava.com/28871-tonkosti-vospitaniya-kak-rastyat-detey-v-germanii.html

Особенности воспитания детей в Германии

Особенности воспитания детей в Германии

Ментальность любого народа во многом определяется традициями воспитания детей – и это прекрасно видно на примере Германии. Положительные свойства немецкого характера, известного на весь мир, были бы невозможны без определённого, во многом необычного для нас подхода к ребёнку. В чем он заключается и какие преимущества дает для становления личности?

Спокойствие, терпение и уважение – основа воспитания

Какой он – немецкий характер? Наверняка большинство из читающих эти строки скажет про педантичность и любовь к порядку, аккуратность и исполнительность, высочайшую степень ответственности и серьёзного подхода к своему делу.

Также многие вспомнят, что немцы пунктуальны и терпеливы, стараются соблюдать спокойствие даже в самых сложных ситуациях, ценят тактичность и уважительное отношение друг к другу: без хамства и скандалов.

Согласитесь, подобные черты можно охарактеризовать только как положительные, которые ценятся в любом обществе.

Абсолютно логичен интерес, как жители Германии воспитывают своих детей, чтобы они смогли научиться всему этому чуть ли не с первых дней жизни? Основа основ в данном случае – это отсутствие какой бы то ни было авторитарности в отношениях с ребёнком, подавления воли и действий, навязывания ему чего-либо со стороны родителей. Главная ценность малыша – это его индивидуальность, которая всячески поддерживается и культивируется. И это без ущерба для навыков коммуникации с остальными людьми. Всё это невозможно без модели воспитания, основывающейся на трех китах: спокойствие, терпение и уважение. Как это проявляется в обычной, повседневной жизни родителей и их детей?

Все начинается с момента появления ребёнка на свет. Главная мысль, которой придерживаются немцы: малыш не является центром вселенной, каким желанным он бы ни был. И хотя появление нового члена семьи не может не отразиться на укладе жизни, они не замыкаются в уходе за новорождённым, не подстраиваются под него сверх меры.

А раз так, то обычная жизнь: походы в гости, кино или театр, посещения выставок или врачей, занятий спортом и даже путешествий не исчезает – просто в большинстве ситуаций малыш сопровождает родителей в коляске или слинге. Такой подход поначалу кажется странным.

Но стоит увидеть, как ребёнок, например, спокойно спит у папы на руках, пока он общается с друзьями в парке поздним вечером, или же как мама кормит малыша грудью на лавочке в музее во время осмотра галереи, как отношение к этому меняется! Ведь дети с первых месяцев привыкают к окружающим людям, они не изолированы от внешнего мира и учатся общению с ним и уважительному отношению к нему. И логичным выглядит, что многие мамы в Германии стараются не засиживаться в декрете (несмотря на адекватный размер пособий!), а пораньше выйти на работу, перепоручив уход няне. Кстати, бабушек и дедушек немцы не беспокоят по таким «пустякам». Родители уважают их время, и в традициях этого народа старшему поколению отдана несколько иная, более отстранённая роль.

Принципы ограниченной свободы ребёнка

Эта модель, брать малыша с собой везде, не меняется и после того, как он научится ползать, ходить и говорить. А так как ему не всегда интересно то, куда он пришёл вместе с папой или мамой, родители чаще всего разрешают ему быть предоставленным самому себе (мы же помним, что ребёнок для немцев не пуп земли?).

Со стороны это выглядит необычно, для кого-то даже шокирующе.

Например, папа с мамой сидят за столом в гостях, а ребёнок, что называется, ходит на голове в десятке метров от них – и никто на него не обращает никакого внимания! Немцы в таком случае уверены: малыша нельзя ограничивать, у него должна быть свобода делать то, что ему хочется.

Но не стоит путать свободу со вседозволенностью или попустительством! Немецкие родители уверены: запреты важны и нужны, но лишь тогда, если без них никак не обойтись.

Какой, допустим, смысл вмешиваться, когда малыш бегает, кривляется или кричит, если это нормально для детей? Однако если малышу угрожает опасность или «свободное» поведение начинает откровенно мешать другим, его тут же одернут, остановят. Потому что истинная свобода личности всегда заканчивается там, где начинается свобода другой личности. Такой подход приучает немцев с пелёнок к уважению к остальным членам коллектива: ты можешь делать то, что тебе нравится, если это не создаёт помех для остальных.

Причём одергивание у немцев тоже особенное. В Германии не принято кричать на ребёнка, разговаривать на повышенных тонах, про физическое наказание и вовсе речи нет (в отношении насилия к детям тут строгое законодательство).

Считается, что надо не столько ругать, сколько объяснять, чем его поведение для папы и мамы неприемлемо. В этом проявляется отсутствие подавления воли ребёнка. Немцы уверены: если дети послушны из-за угрозы наказания, грош цена такому послушанию, оно не является истинным.

А вот вдумчивый и серьёзный разговор с понятными даже 2-3-летнему карапузу примерами позволит донести до него причину недовольства родителей. И в будущем он наверняка будет избегать повторения ситуации. Кстати, сдержанность для немцев характерна не только во время конфликтов, но и в обычной жизни.

Для постороннего наблюдателя это спокойствие в проявлении чувств по отношению к ребёнку может показаться сухостью: вы вряд ли заметите на публике пап и мам, которые бурно веселятся с детьми, целуют их, обнимают и таскают на руках.

Но это не означает, что они их не любят! Просто они контролируют выражение хорошего отношения, чтобы оно было ценным, важным для ребёнка – и не слишком доступным для посторонних. Иными словами: ласку и нежность лучше проявить дома, а не в обществе чужих людей.

Маленький человек тоже личность

Вот в чём себя немцы не ограничивают в общении с малышом, так это в похвале.

Хвалят родители буквально каждый успех! Завязал сам шнурки? Молодец! Поел самостоятельно без помощи мамы? Умница! Нарисовал что-то красивое, освоил детский велосипед или ролики, собрал все игрушки и сложил их на место? Великолепно! При этом они не перехваливают – это могло бы привести к формированию эгоцентричного и избалованного характера. Каждая похвала у немцев соотнесена с достижением, его значимостью и величиной. Такой подход, с одной стороны, помогает ребёнку обрести уверенность в своих силах. А с другой, учит объективно оценивать серьёзность успехов, без преувеличения или же их преуменьшения. Отдельно стоит выделить в этом случае воистину безграничное терпение, которое готовы демонстрировать родители. Они не будут бросаться на помощь малышу, если у него что-то не получается – он должен уметь справляться с трудностями сам, лишь в исключительных случаях прося о помощи и получая её. Да, такая модель требует не только выдержки, но и готовности жертвовать личным временем. Но как раз здесь немцы согласны на это. Они будут минуту за минутой ждать, пока малыш справится с застёжками на курточке и осилит подъём по ступенькам, пока он, привыкая к труду, старательно, но медленно вытирает выделенные ему несколько помытых тарелок – и так далее.

Все это невозможно без главного – уважительного отношения к ребёнку. Немцы считают, что маленький человек такой же человек, как и все остальные. А потому, хоть он и пользуется определённым снисхождением к его пока ещё достаточно ограниченным возможностям, навыкам и знаниям, его необходимо воспринимать как равного.

Родители в Германии всегда выслушают малыша с его рассказами, вопросами и мыслями, обязательно прокомментируют их и что-то посоветуют. Распространенной практикой выступает и интерес к личному мнению ребёнка по множеству вопросов. Кстати, такое отношение проявляется даже в мелочах.

У немцев в порядке вещей при общении с детьми спускаться до их уровня в прямом смысле слова – присаживаясь, чтобы не смотреть сверху вниз. А ещё уважение пап и мам к малышу переносится и на его личное пространство. Так, детская комната исключительно детская – взрослым вход туда без разрешения заказан.

При этом малыш может делать в ней всё, что хочет (лишь бы, как отмечено, не опасно и не вредило остальным), распоряжаясь личными вещами по своему усмотрению. В этом случае, кстати, особое внимание немцы уделяют финансовым вопросам.

Рассказывая с первых лет о деньгах, их природе и смысле, и выделяя ребёнку собственный бюджет, они приучают его к бережливости и экономности. Что тоже следует назвать одними из национальных черт немецкого народа!

А как вы думаете, что из немецкой модели воспитания детей можно было бы позаимствовать для нашего менталитета – и почему?

Посмотреть комментарии(0) Оставить комментарийПоделиться

Источник: http://mir-tema.ru/vospitanie/17590-osobennosti-vospitania-detej-v-germanii

Ссылка на основную публикацию