Атлантропа — Фантастическое Решение Энергетических Проблем ЕС

Атлантропа — Фантастическое Решение Энергетических Проблем ЕС

Средиземное море, разделяющее Европу и Африку, не всегда было таким, каким мы его знаем. Около 6 миллионов лет назад, в миоцене, море несколько раз теряло связь с Атлантическим океаном и становилось изолированным водоемом. Впадающие в него реки не могли восполнить испарение, и оно частично или даже практически полностью высыхало. Также и Сахара, крупнейшая на планете жаркая пустыня, не всегда была такой. Там, где сейчас до горизонта простираются раскаленные пески, около 6 тысяч лет назад была зеленая саванна.

Герберт Уэллс, писатель и публицист, автор фантастических романов, вдохновлявших писателей-фантастов всех времен, в своих «Набросках истории» писал, что Средиземное море последний раз полностью пересыхало совсем недавно: еще во времена неандертальцев.

Последние из них жили 25–35 тысяч лет назад. Правда, сейчас ученые не придерживаются этой версии.

Но, как считается, эта книга и вдохновила немецкого архитектора и философа Германа Зёргеля на создание его поистине фантастического проекта – объединения Европы и Африки за счет осушения Средиземного моря.

Атлантропа — Фантастическое Решение Энергетических Проблем ЕС

Первая версия проекта появилась почти 90 лет назад, в 1927 году. Первоначально проект назывался Панропа. Но он не был достаточно проработан и ясен, и в 1929 году появляется более детальный проект Атлантропа. Название новой части света позволяло создать концепцию «трех великих А»: Америки, Азии и Атлантропы. Фантастический мир, где новая часть света могла бы составить конкуренцию остальным.

Детали проекта

Зёргель предполагал перекрыть одной дамбой Гибралтарский пролив и тем самым отгородить море от Атлантического океана, а другой дамбой перекрыть пролив Дарданеллы.

Один из вариантов предполагал объединить дамбой Сицилию (к тому моменту соединившуюся бы с «итальянским сапожком») и Африку, чем перерезать море пополам. Средиземное море оказалось бы изолированным водоемом.

В результате испарения его уровень должен был бы понизиться примерно на 100 метров. К слову, уровень воды крупнейшего на Земле замкнутого водоема – Каспийского моря – всего на 27,16 метра ниже уровня моря (поверхности Мирового океана).

При этом в такие же закрытые от вод Мирового океана водоемы должны были превратиться Мраморное, Черное и Азовское моря. Предполагалось, что площадь Средиземного моря должна была уменьшиться на 20%.

“Отступившая вода Средиземного моря должна была оставить после себя 600 тысяч квадратных километров, а это почти как две Италии. Обнажившиеся, никому не принадлежащие целинные земли послужили бы на благо всем европейским народам.”

Но морем проект не ограничивался. Вторым полем для экспериментов была пустыня. Сахару предполагалось озеленить благодаря воде из Средиземного моря и создать искусственное Сахарское море. А затопив бассейн реки Конго, создать и Конголезское море, площадь которого была бы в полтора раза больше, чем отвоеванные у Средиземного моря территории.

План Зёргеля предполагал строительство в устьях рек, впадающих в море, и проливах восьми гидроэлектростанций. Самой крупной была бы Гибралтарская ГЭС. Суммарная энергетическая мощность электростанций составила бы 110 ГВт, половина из которых пришлась бы на Гибралтарскую гидроэлектростанцию. К примеру, сегодня общая мощность всех атомных электростанций США только немного меньше – 100,4 ГВт.

Атлантропа — Фантастическое Решение Энергетических Проблем ЕС

Связанные линиями электропередач, идущими от Гибралтарской ГЭС, соединенные автомобильными и железными дорогами, Европа и Африка стали бы новой частью света. Сотни новых городов и тысячи сельскохозяйственных ферм появлялись бы там, где еще недавно плескались морские воды. Строительство плотин должно было занять 10 лет.

Великая стройка того времени потребовала бы невиданного количества рабочих – 250 тысяч. Но и они должны были бы работать круглосуточно в четыре смены. Осушение моря заняло бы больше времени. Его уровень за счет испарения понижался бы со скоростью около одного метра в год, обнажая все новые и новые земли.

Проект был рассчитан на перспективу, окончательную его реализацию могло бы увидеть только нынешнее поколение.

Техноутопия как альтернатива войне

Появившийся в коротком перерыве между двумя мировыми войнами проект как нельзя лучше олицетворял альтернативу тому будущему, которое еще ожидало Европу.

Вместо похода на Восток для завоевания жизненного пространства Зёргель предлагал поход на Юг. Сразиться предстояло с Природой, а не с народами на восточных границах Европы.

Правда, жителей Африки Зёргель в расчет не брал. До «года Африки», когда большинство колоний континента обрели независимость, оставалось еще несколько десятилетий. Практически весь африканский континент находился в колониальной зависимости от европейских метрополий.

Исключение составляли сумевшая сохранить независимость Абиссиния (нынешняя Эфиопия) и основанная бывшими рабами, вернувшимися из Америки, Либерия. Основными колониальными державами были Франция, Великобритания, Италия, Португалия и Бельгия. К слову, родина Германа Зёргеля – Германия – к этому моменту своих африканских колоний лишилась.

По Версальскому мирному договору, завершившему Первую мировую войну, германские колонии были поделены между Францией, Бельгией и Великобританией.

Зёргель мечтал, что в результате его преобразований африканская жара отступит и климат Африки станет более подходящим для европейцев.

Белые переселенцы расселятся по Черному континенту, так же как за несколько веков до этого европейцы переселялись в испанские и португальские колонии Южной Америки. Новые жители принесут с собой европейский уклад жизни и ценности.

Африка срастется с Европой и в географическом, и политическом смысле. Вместе с континентами и европейские народы, объединенные делом освоения Черного континента, станут едины.

Соединенные Штаты Африки и Европы

Идея Соединенных Штатов Европы витала в воздухе еще со времен создания Соединенных Штатов Америки и Великой Французской революции. Ею были одержимы и Наполеон Бонапарт, и Виктор Гюго, и Лев Троцкий, и множество других мыслителей, полководцев и революционеров. Проект архитектора Германа Зёргеля был одной из разновидностей воплощения этой идеи в жизнь.

Проект создания Атлантропы был не только планом изменения природы. Это был политический проект, целью которого было создание Соединенных Штатов Африки и Европы со столицей в возрожденном Карфагене.

Но самостоятельно ни одна страна с таким грандиозным проектом справиться не могла. Народы Европы, по замыслу Зергеля, должны были, забыв все разногласия и обиды, совместным трудом переустроить значительную часть мира.

Новая империя, объединившая в себе интеллектуальный потенциал Европы и неисчерпаемые ресурсы Африки, смогла бы противостоять и финансовой мощи Америки, и людскому морю Азии.

Она бы не имела нужды ни в сырье, ни в дешевой энергии.

Проект позволил бы решить множество проблем которые стояли перед странами Европейского континента: перенаселенность и безработица, межгосударственные и социальные противоречия, нехватка территорий и ресурсов.

Но реализовать его, как он считал, могли только технократы, руководствующиеся в своих действиях только наукой, а не политики, монархи, диктаторы, революционеры и капиталисты, находящиеся у власти.

Это, возможно, и было одной из причин, почему проект так и не был реализован.

Критика и поддержка

Как уже было сказано, проект создания Атлантропы не учитывал интересы коренного населения африканского континента. Но жители Африки вряд ли были в курсе масштабных замыслов гениального архитектора. А вот в Европе планы осушения Средиземного моря широко обсуждались.

Особенно были возмущены жители Южной Европы. Осушение Средиземного моря полностью бы поменяло уклад их неразрывно связанной с морем жизни. Всего тридцать лет понадобилось бы на то, чтобы море отступило от южных прибрежных городов.

Города, жители которых и представить не могли себя без моря, Дубровник и Малага, Ницца и Генуя и многие другие попросту «садились на мель». Только для Венеции, города известного на весь мир своими островами, каналами и средневековой готической архитектурой, было сделано исключение.

Обводной канал протяженностью несколько сотен километров должен был вернуть городу ушедшее далеко на юг море.

Но европейские интеллектуалы уже видели идеальные города будущего на новых землях. В работу включились многие известные архитекторы того времени. Новые свободные территории позволяли реализовать поистине фантастические архитектурные замыслы. Просторные города с широкими проспектами, порты, каналы и мосты – целый новый мир.

Читайте также:  Усилители немецких прилагательных: слова и приставки!

В течение жизни Герман Зёргель многократно изменял и уточнял свой проект, стараясь соответствовать духу времени. После прихода нацистов к власти в Германии Зёргель рассчитывал на их помощь в реализации проекта. Он искал контакты в верхушке рейха, цитировал в своих работах фюрера, но тщетно. У Гитлера был свой план объединения и расширения Европы.

На время Зёргелю пришлось уйти в подполье, ему запретили публиковать статьи, посвященные Атлантропе. После войны интерес к его идеям снова пробудился. Только за период с 1948 по 1950 гг. в печать вышло 183 статьи, посвященные проекту. Его поддерживало немало крупных промышленников, для которых реализация проекта сулила хорошие прибыли.

Но денег на грандиозные мероприятия не было, а на горизонте уже восходило солнце другого проекта объединения Европы – известного ныне под именем Европейского союза. Не оставлял Зёргель своей мечты до последнего дня. 4 декабря 1952 года по пути на очередную лекцию об Атлантропе он был сбит автомобилистом, которого так и не нашли. Через несколько дней его не стало.

А вместе с ним не стало и его гениальной и одновременно безумной идеи.

Атлантропа — Фантастическое Решение Энергетических Проблем ЕС

Атлантропа — объединение Европы и Африки в одно государство

В начале XX века немецкий инженер Герман Зёргель предложил смелый проект. Он хотел перегородить гидроэлектрической дамбой Гибралтарский пролив. Реализация проекта привела бы к невероятному изменению облика современной Европы.

Зёргель хотел полностью пересушить Средиземное море. Давайте на секунду представим, что безумную инициативу немецкого инженера поддержали другие страны. Как бы тогда развивались события?

Атлантропа — Фантастическое Решение Энергетических Проблем ЕС

Мечты Герберта Уэллса

Идея об объединении появилась в голове талантливого инженера не просто так. В молодости Зёргель зачитывался романами Уэллса. Сильное впечатление произвели «Записки истории». Автор утверждал, что Средиземное море не всегда было морем. Всего каких-нибудь 35 тысяч лет назад на его месте была пустыня.

Благодаря роману Зёргель всерьёз задумывается об осушении моря. Для этого необходимо построить огромную дамбу. Это не только соединит Африку и Европу. Гидроэлектростанция, которую возведут вместе с дамбой, будет вырабатывать фантастическую мощность. Больше, чем мощность всех станций США в 2018 году.

Море уходит

Немецкий инженер открывает проект общественности. Станция решит энергетические проблемы, осушение Средиземного моря откроет новые земли для освоения. Кроме того, соединение континентов заставит африканскую жару отступить на север. Политики одобряют проект, прислушавшись к невероятным идеям Зёргеля.

Возведение дамбы заставляет Средиземное море потерять 20 процентов воды. Прибрежные города — Ницца, Дубровник, Генуя — полностью меняют образ жизни с уходом моря. Исключение делают лишь для Венеции. Для того, чтобы сохранить «город на воде», строят обводные каналы.

Природа отвечает на такое вмешательство незамедлительно. Людям приходится бороться с солёными ветрами (соль попадает в воздух с обнажившегося дна), в старой Европе увеличивается температура воздуха.

Проект начнут реализовывать в 1927 году, но первые ощутимые результаты появятся лишь через 10-20 лет. Вполне вероятно, что Германия не затеяла бы войну, если бы придерживалась идей Зёргеля. Дамбе требовалось слишком много средств.

Соединённые штаты Африки и Европы

Земля, которая раньше скрывалась под водами Средиземного моря, постепенно начинает осваиваться людьми. Также осваиваются территории Африки, где стояла невыносимая жара. Для того, чтобы избежать политических конфликтов, создаётся новое государство — Соединённые Штаты Африки и Европы. Столицу переносят в отстроенный Карфаген.

В первые годы после объединения континентов остро встаёт вопрос о поиске общего языка с населением Африки. Местные аборигены идею присоединения к Европе воспринимают в штыки. Однако большая часть Африки фактически принадлежит Великобритании и Франции. Колонии принудительно включаются в состав Соединённых Штатов Атлантропы.

Мощности Гибралтарской ГЭС хватает, чтобы покрыть потребность населения в электричестве. Для сравнения: все атомные электростанции США сегодня вырабатывают около 100 ГВт. Мощность Гибралтарской ГЭС должна была составить 110 ГВт.

Мечты об Атлантропе

Примерно так разворачивались бы события, если бы проект поддержали. Обсуждение, развернувшееся в тридцатых годах, постепенно сошло на нет с приближением мировой войны. После поражения Германии о проекте снова заговорили. Зёргель с удвоенной силой начал публиковать научные статьи и продвигать идеи.

А потом гениального инженера не стало. Зёргель погиб в странной автокатастрофе. По дороге в университет, где должна была состояться очередная лекция инженера, его сбила машина. Нарушителя не нашли. Пойти по стопам смелого немецкого новатора никто не решился.

 6 чудесных городов, о которых мечтали Дисней, Гитлер и вегетарианцы

Все факты из рубрики «Мир»

Атлантропа: проект, который не спас Европу от Второй мировой

В XVIII веке просвещённая публика внезапно озаботилась состоянием лесов. Во имя индустриализации и капитализма их сводили под ноль ради дров и для распашки новых земель. «Караул, скоро наши внуки не увидят леса», — писали защитники природы в роскошных манишках и париках.

Прошло ещё 50 лет, прогрессивное англоговорящее человечество все активнее использовало каменный уголь для нужд промышленности. «Караул, — бил тревогу в своей книге 1865 года известный экономист Уильям Стенли Джевонс, — уголь скоро кончится! Чем мы будем отапливать свои дома? Неужели наша цивилизация обречена на гибель?»

В начале XX века обнаружились два решения энергетических проблем: нефть и гидроэнергия. Нефти было мало, до обнаружения бездонных источников Саудовской Аравии оставались десятилетия.

А вот вода всегда была под рукой. Так ГЭС оказались в тренде. В 1920-е годы их строили не только СССР и США, а все амбициозные государства, проводившие индустриализацию.

В фашистской Италии ГЭС вырабатывали до 80% всей электроэнергии.

Разве могла Германия остаться в стороне?

Инженер Новой Европы

Герман Зёргель родился в 1885 году в богатой семье баварских инженеров-бизнесменов. Его отец занимался электрификацией Баварии. Герман получил хорошее образование и стал архитектором. Однако вскоре возведения заводов и фабричных домов в Мюнхене ему показалось мало. Душа рвалась на оперативный простор.

Межвоенная действительность тому весьма способствовала. Германия лишилась части земель и платила контрибуцию. Общество было расколото, по улицам сновали толпы боевиков, нищих, безработных, инвалидов и проституток. О том, что проблему необходимо решать, думали все — от ультралевых до ультраправых.

Зёргель подошёл к этому масштабно. Консервативный националист, близко знавший Освальда Шпенглера, он в 1927 году предложил осушить Средиземное море и создать «Атлантропу» — единое евро-африканское пространство.

Герман Зёргель за работой

Побочные эффекты индустриализации больно били по консервативным представлениям и картине мира. Поэтому мечта о тотальных преобразованиях была свойствена не только коммунистам. Фашисты тоже бредили масштабными проектами и могли посоревноваться в гонке за утопией.

В основе мегаидеи Зёргеля лежало несколько соображений. Во-первых, как он считал, ужасы Мировой войны поставили под удар будущее белой расы. Европейцам не хватает «жизненного пространства». Вся Европа поделена на страны — народы континента, как дикие звери, заперты в своих клетках. Дадим же европейцам цель, которая их объединит!

Во-вторых, европейская экономика страдает от кризисов. Кругом море безработных. Война и урбанизация привели к замедлению роста населения, и консерваторы немедленно завопили о депопуляции. Объединение с Африкой вдохнёт в белый континент новые силы, исчезнет безработица, появятся новые ресурсы.

В-третьих, Европе для экономического роста нужны источники дешёвой энергии. А в 1920-х годах ими могли быть только ГЭС.

Наконец, в-четвёртых, единый континент Атлантропа сможет противостоять и США, и Азии, даже если те сумеют полностью объединить свои регионы. Это разом решает вопрос о «закате Европы» и сразу становится понятно, кто на планетке главный.

Словом, кругом один сплошной профит. Но Средиземное море должно исчезнуть.

Далёко-далёко, на озере Чад, изысканный бродит жираф

Как это осуществить? Сооружаем дамбу между Средиземным и Чёрным морями в Дарданелльском проливе и строим ГЭС. Мощность у неё небольшая, каких-то несколько гигаватт, но этого должно хватить для электроснабжения Малой Азии и Ближнего Востока. Одновременно с ней возводим мегадамбу к западу от Гибралтара и перекрываем пролив.

Дарданелльская дамба

Высота гибралтарской дамбы должна была достигать 300 метров, а расчётная мощность — более 50 ГВт. Этого количества электроэнергии Европе должно было хватить за глаза. Но это ещё не всё.

Гибралтарская дамба

Европейцам ведь не помешают новые земли, так? Значит, нам нужны плотина на Ниле и расширение самого Нила, а также новые каналы, что позволило бы осушить Средиземное море. Через них излишки воды можно будет сбрасывать через Красное море в Индийский океан. Заодно нагенерируется ещё парочка гигаватт для электроснабжения Востока.

Наконец, ещё одна мегадамба должна быть возведена между Сицилией и Тунисом. Она поделит море на две части. Восточное Средиземноморье, по мысли немецкого визионера, надо было осушить на 200 метров. Западное — на 100 метров.

Сицилийская дамба

Вуаля! На месте Средиземного моря появляются два локальных озера. А Европа, помимо огромных источников энергии, получает более 500 тысяч квадратных километров новой земли и прямой путь в Африку.

Конечно, для создания единого экономического пространства понадобились бы транспортные магистрали. Через гибралтарскую дамбу железная дорога шла бы до Дакара, а по Сицилийской — через Сахару в Конго. Вдобавок был проект трансконтинентальной железной дороги Берлин-Каир-Кейптаун.

Читайте также:  Школа в Германии — Так Учатся Немецкие Школьники

Инженеры «за», а политики «против»

Первые же публикации проекта «Атлантропа» стали сенсацией. Многим немецким и европейским интеллектуалам понравилась мысль сделать из «ненужного» моря огромный резервуар дармовой энергии.

Ещё одной «фишечкой» проекта были циклопические объёмы работ. Гибралтарская дамба при самых оптимистичных подсчётах должна была бы строиться более десяти лет.

Вдобавок в мире на тот момент просто не производилось столько бетона.

Но на то и был расчёт: только совместными усилиями всех европейцев можно будет соорудить мегаплотину. Ради общего дела требовалось преодолеть национальные границы.

Многие из инженеров той поры рассматривали проект как вполне осуществимый. «Нет никаких сомнений, что рано или поздно человечество будет осуществлять проекты наподобие Атлантропы», — писал в 1932 году известный историк техники и инженер Ойген Дизель.

Атлантропа, вариант 1932 года

Получившиеся в результате осушения новые земли по площади превышали бы Францию и Бельгию вместе взятые. Они обещали решение проблем с безработными. Некоторые интеллектуалы подумывали и о массовом переселении евреев на палестинские земли, площадь которых в результате проекта увеличилась бы в два раза.

Однако проект «Атлантропы» не всем пришёлся по душе. Больше всех возмущалась Италия — хотя именно она в результате приобретала максимум земли. Но достигалось это фактическим запустением побережья — портовых и рыбацких городов, которые внезапно оказались бы в глубине страны.

В 1932 году в крупнейшей газете Италии Corriere della Sera появилась редакционная статья, которая камня на камня не оставила от замыслов Зёргеля. Заметим, дуче первоначально заинтересовался проектом, но потом резко к нему охладел. То же самое можно сказать про всех лидеров межвоенной Европы. Было понятно, что первоначальный вариант не устраивает крупных игроков.

Утопим пол-Африки во славу белой расы

Получив возражения, Зёргель начал дорабатывать своей проект. Вместе с новыми единомышленниками он делал его всё более и более амбициозным. Вместе с Европой преобразованиям подвергался Чёрный континент.

В центре Африки на реке Конго предполагалось возвести несколько плотин, которые превратили бы треть территории бельгийской колонии в искусственное море. По мысли Зёргеля, это должно было занять от 100 до 133 лет. Каскад ГЭС должен был вырабатывать до 45 ГВт электроэнергии.

Конголезское море планировалось связать с новым озером мега-Чад, которое сравнялось бы с ним в размерах. Это достигалось бы при помощи множества каналов, идущих через Сахару, по которым сбрасывалась бы вода осушаемого Средиземного моря. Плюс туда же перекачивали бы воду Атлантического океана через Конголезское море. Озеро намеревались связать с рекой Нигер и рекой Хоггар.

По мысли Зёргеля и Ко, в результате всего этого климат в Сахаре и Центральной Африке резко бы переменился — стал бы более влажным. По пустыне текли бы полноводные реки, разветвляясь системой каналов. Сахара бы зазеленела. Минимум три миллиона квадратных километров плодородной земли — самое место для массовой колонизации белым населением!

Нет пророка в своём отечестве

Вы скажете: всё это, конечно, круто, но куда девать миллионы африканцев, которые жили в Конго и в Центральной Африке? Зёргель и это предусмотрел.

Во-первых, многие из них бы погибли. Для человека, который считал чёрных отсталой и примитивной расой, способной лишь, как саранча, пожирать всё до чего доберётся, это было приемлемо. А выжившие пополнили бы собой армию бесплатной рабочей силы на мегастройках века. Кто-то же должен рыть каналы и сооружать будущую инфраструктуру поселений своих белых хозяев? Кто, как не чёрные?

Выжившие африканцы подлежали бы жёсткой аккультурации. В конечном счёте Атлантропа представляла бы собой Единую Европу, которая управляла бы общим колониальным пространством Африки и Ближнего Востока.

Вариант конца 1930-х годов

В конце 1930-х годов Зёргель приспособил для своего проекта наработки южноафриканского инженера Эрнста Шварца. Тот предлагал при помощи плотин на реке Замбези соорудить искусственное море.

Пустыня Калахари, бо́льшая часть современных Замбии, Зимбабве и Ботсваны ушли бы под воду. Участь африканцев была предопределена и тут.

Но выгода — резкое увеличение плодородных земель и рост урожайности — всё перевешивала.

К печали Зёргеля, нацисты не оценили его колониальных порывов. Гитлер ещё в «Майн Кампф» заявил, что вместо движения на Юг нацисты пойдут на Восток.

Чёрные рабы? Зачем, когда есть славяне. Земли к югу от Суэца? Зачем, если есть Украина и Кубань.

Колониальная Африка нацистам была не особо нужна. Перед соглашением в Мюнхене Гитлер отказался от африканских колоний Португалии, которые ему предлагал британский премьер Чемберлен. Если бы нацистские вожди согласились изменить вектор своей агрессии, мировая история могла бы пойти по совсем другому пути.

Печальный итог

После войны Зёргель продолжал пиарить свой проект, но время безнадёжно ушло. Его расизм и колониальные потуги не находили понимания в послевоенной Европе. А подъём африканских национально-освободительных движений делал реализацию Атлантропы практически невыполнимой.

Герман Зёргель

Однако окончательно проект подорвало развитие ядерной энергетики. Зачем возводить мегадамбы, тратить на это десятки миллионов тонн бетона ежегодно, если можно построить АЭС и решить вопросы с дефицитом электроэнергии в рамках одной страны? Это быстро, дёшево и эффективно. И не надо ломать голову над тем, кто будет управлять этими мегадамбами, охранять их и обслуживать.

Зёргель, правда, пытался бороться. Активно спекулировал на теме (без)опасности АЭС. Пропагандировал ГЭС как возобновляемый источник энергии, у которого не будет проблем с отработанным топливом. Но политический и технический прогресс не стоял на месте, время стремительно убегало сквозь пальцы.

Двадцать пятого декабря 1952 года Зёргель попал в ДТП и умер. К концу 1960-х годов некогда перспективная идея Атлантропы окончательно переместилась в область утопической фантастики, а потом и вовсе забылась. У человечества появились другие проблемы.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Атлантропа — самый амбициозный план преобразования природы

Не один лишь только Советский Союз грезил амбициозными проектами покорения природы по масштабности сопоставимыми с поворотом сибирских рек. Многие империи любили впечатлить своих граждан масштабностью своих помыслов, чтобы у них не возникало никаких сомнений в великости страны и её лидера.

Одним из самых амбициозных планов преобразования природы можно назвать  проекта «Атлантотропа».

В 20-ые годы прошлого века немецкий архитектор Герман
Зёргель предложил соединить между собой Европу и Африку посредством частичного
осушения Средиземного моря, в результате которого образовался бы
Евроафриканский суперконтинет — Атлантропа.

Помыслы у Зёргеля были самые наилучшие. Он считал, что таким образом, будут предотвращены военные конфликты в Европе, так как в распоряжении неуёмных европейских стран появятся дополнительные плодородные земли, которые будут способны прокормить ещё 150 миллионов людей.

Земли, отвоёванные у Средиземного моря. Источник карт: www.vividmaps.com

Идея Атлантотропы, по-сути, была новым видением Мессинского
кризиса, который произошёл 5.5 миллионов лет назад. В те далёкие времена
Средиземное море было изолировано от Атлантического океана.

Реки
средиземноморского бассейна не могли компенсировать потери воды на испарение, в
результате чего на месте Средиземного моря была равнина с несколькими солёными
озёрами.

Затем геологические процессы привели к исчезновению барьера на пути
Атлантических вод, и мощный поток воды хлынул в гигантскую котловину, которая
полностью заполнилась за несколько месяцев.

Идея Германа Зёргеля была повернуть геологические процессы
вспять, а именно построить целый каскад плотин.

Центральным звеном проекта было
возведение огромной гидроэлектростанции в Гибралтарском проливе, которая бы не
только преграждала путь водам Атлантического океана, но и вырабатывала
электроэнергию.

Мощность бы этой гидроэлектростанции составила бы 350 000 МВт.
Для сравнения, мощность самой крупной в России Саяно-Шушенской ГЭС составляет 6
400 МВт.

Кроме того, план подразумевал строительство плотины в
проливе Дарданеллы, шоссе соединяющего Сицилию и Тунис, углубление Суэцкого
канала и заполнение огромного бассейна озера Чад водами реки Конго. По мнению
Германа, это способствовало бы изменению климата Сахары в лучшую сторону.

Реализация проекта привела бы к существенному увеличению
площади Италии и Греции, так как море отступило бы почти бы на 250 километров.
По расчётам Германа Зёргеля площадь средиземноморских стран увеличилась бы
приблизительно на 660 000 квадратных километров, что равно сумме территорий
таких стран как Германия и Италия.

Проект вызвал интерес в политических кругах Третьего Рейха,
но этот интерес не был связан с гуманистическими посылами автора проекта.
Проект рассматривали лишь, как крупномасштабную пропаганду мощи империи.

Планам не удалось сбыться. Германия потерпела сокрушительное
поражение во второй мировой войне, потеряв все подконтрольные территории
необходимые для реализации проекта.

Тем не менее давайте представим, как выглядела бы Европа, если бы зло победило, и Германия победила в войне, а после воплотила в жизнь свой амбициозный проект. Ниже представлена воображаемая карта.

Источник карты www.vividmaps.com

Читайте также:  Спорт на немецком языке.виды спорта, как называются спортсмены

На всякий случай я повторю ещё раз, чтобы не было никакого не недопонимания. Эта карта воображаемая. Я очень рад, что она не стала реальной.

Безусловно Герман Зёргель недооценил экологические и климатические
последствия реализации своего проекта.

Во-первых, осушение Средиземного моря привело бы к повышению
уровня Мирового океана на несколько метров. Это произошло бы по тому, что объем
воды содержащийся в Средиземном море составляет 3,6 млн км3.

Часть этого объёма
воды посредством испарения и выпадения осадков оказалась бы в Мировом океане.
Для сравнения во льдах Гренландии заключено 2,9 млн км3 воды.

При этом считается,
что таяние гренландских льдов приведёт к повышению уровня Мирового океана на 7
метров.

Во-вторых, реализация проекта коренным образом бы повлияла
на перераспределение осадков в Европе и Африке, и скорее всего все ожидаемые
бенефиты имели бы свои отрицательные последствия в других частях Европы и мира.

В- третьих, не факт, что грунт на отвоёванных у моря территориях без крупномасштабной культивации был бы пригоден для выращивания сельскохозяйственных культур.

Это только насколько отрицательных последствий, которые сразу приходят на ум. Полный перечень негативных последствий займёт ни одну страницу.

Атлантропа: как Герберт Уэллс вдохновил на идею высушить Средиземное море и объединить Европу с Африкой

Италия потеряла бы форму сапога, Генуи и Неаполь перестали бы быть морскими портами, а остров Лесбос стал бы частью материка. В начале 20-го века, между двух мировых войн, многие ученые видели – чувствуя необходимость этого – иные способы переустройства мира кроме оружия и смертей.

​​Атлантропа — инженерный проект немецкого архитектора Хермана Зёргеля. Если бы за проект взялись, то учебники географии пришлось бы переписывать. Поскольку идея был в том, чтобы высушить Средиземное море и объединить Европу и Африку. А заодно освоить огромную площадь освободившихся от воды земель, построив там новые города, и создать новое море в Сахаре.

Конечно, за стройки такого размаха человечество никогда до этого не бралось. 35 километров в длину от берега к берегу и 300 метров высотой – и человек бы разделил Атлантический океан и Средиземное море. Вода в Средиземном море должна была опуститься на 100-200 метров. Это позволило бы получить новую сушу площадью, равной нескольким европейским странам.

Сегодня многие ученые сходятся во мнении, что Средиземное море существовало не всегда. С иным устройством этой территории связаны, например, предположения о местонахождении легендарной Атлантиды. По ходу изучения дна здесь уже нашли затопленные города, исследования позволяют делать предположения о многочисленных островах, которых теперь нет.

Не все знают, что именно эти размышления о том, что было раньше на месте Средиземного моря, стали основой идеи Хермана Зёргеля об Атлантропе. В каком-то смысле он думал о том, что бы вернуть то, что было, а не строить что-то совершенно новое. Ещё меньше говорят о том, что Зёргеля вдохновляла книга Герберта Уэллса под названием “Очерки истории”.

Это не фантастический роман, а ровно то, что следует их названия книги. И вот в этих очерках знаменитый писатель упоминает о “прорыве вод Атлантики в обширную Средиземноморскую долину”, причем как раз называя это событие трагическим.

Сейчас удивительно даже произносить словосочетание Средиземноморская долина, поскольку оно обретает совершенно иной смысл. Герберт Уэллс пишет о том, что к концу последнего ледникового периода на этой территории существовало несколько внутренних морей, которые пополнялись лишь за счет рек. А вокруг морей была суша, где жили люди.

Писатель отмечал, что данная теория очень легко доказывается. Он говорил, что Средиземное море является морем испаряющимся, а впадающие в него реки не восполняют потери воды. Нынешний уровень воды здесь поддерживается лишь за счет Атлантического океана и Черного моря. Соответственно, вода попадает в Средиземное море через Гибралтарский и Босфорский проливы.

Именно эта “новость” и вдохновила немецкого инженера на разработку проекта по такому вот возвращению в прошлое человечества.

Думается, впечатлило его ещё и то, что Герберт Уэллс предполагал, что благодаря благоприятному климату именно здесь появились первые зачатки цивилизации.

Херман Зёргель, по всей видимости, решил, что те же условия можно вернуть, перекрыв Гибралтарский и Босфорский проливы.

Он не думал о цветущих экологических городах и возвращении к природе, как многие бы захотели представить результат этой стройки сегодня.

Сейчас, кстати, критики идеи появления Атлантропы уверены, что последствия были бы катастрофическими, а вместо цветущих земель мы получили бы пустыни.

Но начало 20-го века – это период развития новых технологий и мало кто тогда задумывался о последствиях для природы.

Первое, что должно было появиться в рамка проекта – Гибралтарская ГЭС мощностью 50 тысяч мегаватт. Дамба со стороны Черного моря тоже подразумевала постройку ГЭС в Дарданеллах. Плюс ГЭС на дамбах, например, соединяющей Сицилию и Африку. Общая мощность всего комплекса ГЭС составляла 110 тысяч мегаватт. Электричества с избытком хватило бы и на всю Европу, и на Африку.

Что касается Африки, то предполагалось сделать каналы, по которым опресненная вода потекла бы в сторону Сахары. Затопив бассейн реки Конго (а ведь это уже центральная Африка!), мир получил бы совершенно новое географическое название – Конголезское море, площадь которого равнялась бы примерно 900 тысяч квадратных километров.

Надо сказать, что идея Зёргеля получила огромный резонанс, многие ученые и архитекторы загорались идеей и готовы были работать над ней. Но ни одна страна не смогла бы провернуть такое в одиночку – объединение Европы было одной из целей проекта. Сам Зёргель говорил, что его проект может изменить мир, превратив его в мир “трёх А” – Америки, Азии и Атлантропы.

И тут надо понимать политические и экономические реалии того времени. После окончания первой мировой войны в Европе был кризис. Проект Атлантропы позволял решить все проблемы, на десятки лет обеспечив работой огромное количество людей – которые строили бы дамбы, новые города, запускали производство стройматериалов и т.п. Но только если Европа объединится ради этого.

Проектируя изменение географии, Зёргель совершенно не задумывался о том, как всё это сделать в реальности. Как доставлять рабочих на место строек и, собственно, кто это будет? Куда девать народ с затопленных территорий в Африке? Говорят, сам Херман Зёргель вообще не брал тот же вопрос с жителями Африки в расчет – по сути же речь шла об обустройстве её под нужды европейцев.

Наверное, он был человеком своего времени. В Германии у власти уже были нацисты, которые тоже много кого не считали за людей.

К слову, идеолог Атлантропы надеялся на поддержку Гитлера, но мы все знаем, какой путь развития Европы видел для себя лидер немецких нацистов.

Кроме того, есть ещё один аспект – жена Хермана Зёргеля была наполовину еврейкой, и он не отказался от неё, что определило отношение к нему власти.

После окончания Второй мировой войны к обсуждению идей Зёргеля, кстати, вернулись. Ведь ситуация повторилась – снова разрушенная Европа и мечты о лучшем устройстве мира.

Сам Херман Зёргель активно выступал, рассказывая о своём проекте. Но в итоге идею отвергли – и причин было много.

По всей видимости, время этого проекта прошло – ставку делали на атомную энергию и строительство АЭС, да и затевать ещё один “великий передел мира” никто уже не был готов.

Если материал вас заинтересовал, ставьте лайк или подписывайтесь в раздел – это позволит алгоритму “сайта” показывать вам чаще наши публикации и публикации каналов, которые пишут на те же темы!

Ссылка на основную публикацию