Банковская Тайна в Германии

Как банки в Германии хранят секреты. Условия сохранения информации о клиентах банков. Немецкие законы отменяющие секретность финансовых данных.

  • Правовая ситуация
  • Законы отменяющие тайну
  • Гражданские иски
  • Отмывание денег

Банковская тайна гарантирует, что финансовое учреждение не передаёт данные клиента третьим лицам.

Немецкие банки не открывают информацию о вкладчиках без разрешения. Но в Германии нет отдельного закона, обязывающего финансовые институты соблюдать банковскую тайну. Поэтому на практике в правилах секретности много исключений.

Правовые основы

Под банковской тайной в Германии понимается обязательство банка в рамках отношений с клиентом:

  1. не раскрывать сведения о частных лицах,
  2. отклонять запросы “третьих сторон” на раскрытие данных.

От поддержания соглашения обе стороны в профите. Банки не обязаны глубоко вникать в финансовых дела клиентов. Люди самостоятельно регулируют уровень секретности.

Согласно стандартному контракту, банку запрещено раскрывать сведения о состоянии счёта, размерах накоплений или других активов частных лиц. Казалось бы, всё прекрасно.

Но немецкими законами предусмотрены исключения, из-за которых обет молчания на поверку оказывается не таким строгим. Раскрытие информации возможно по запросу официального ведомства в рамках следствия и судебного процесса.

Причины отмены банковской тайны

В Германии действует несколько законов, позволяющих различным немецким ведомствам при определённых обстоятельствах получать информацию от банков.

Немецкие законы отменяющие банковскую тайну

Закон Подоплека
§161a StPO Прокуратура, следственный комитет, суд при подозрении в совершении преступления
§§30a, 93 AO Налоговая служба при взыскании штрафа за нарушение налогового законодательства
§§44 ff. KWG Федеральное налоговое ведомство отвечая на запросы от надзорных и правоохранительных органов
§2 GwG Любое государственное ведомство при подозрении в терроризме, торговле оружием, отмывании денег или уходе от налогов
§41 (4) BAföG Орган выдающий ссуду на обучение в Германии BAföG в ходе проверки данных желающего получить поддержку
BGBl. 2003 I S. 2928 Биржа труда при проверке анкеты безработного
SCHUFA Финансовый институт выдающий кредит в момент подтверждения кредитоспособности с согласия проверяемой персоны
  • Другими словами, при подозрении на осуществление незаконных финансовых транзакций или ухода от налогов, немецкие ведомства легко получают доступ к информации о состоянии счетов бюргеров.
  • Также в стандартных контрактах немецких банков прописано, что они раскрывают информацию ведомствам, если клиент получает социальные пособия и прочую поддержку для малоимущих.
  • Если банк получил запрос, попадающий под условия выдачи данных, оповещать клиента никто не обязан.

Немецкие банки в таких случаях действуют по-разному. Некоторые присылают уведомление о факте проверки, большинство предпочитает никак не извещать.

До отправки ответа на запрос не уведомляют никого и никогда. Оповещение возможно лишь постфактум.

Банковская Тайна в Германии

Сервис сравнения предлагает лучшие на данный момент варианты открытия счёта в Германии. Откройте Girokonto по интернету. Достаточно выбрать понравившийся банк и заполнить опросник:

ВЫБРАТЬ

Банковская тайна в гражданских исках

В рамках гражданских процессов секретность сохраняется в полной мере. Банки в качестве свидетелей вправе отказаться от дачи показаний в суде.

Единственный способ добиться нарушения банковской тайны — показать письменное согласие клиента.

Получение наследства

Исключение — процесс наследования. В случае смерти банковская тайна прекращает существование.

Немецкий банк обязан раскрыть:

С сейфом дело обстоит более секретно, чем с прочими ценностями. Банк обязан сообщать о наличии ячейки, но не о содержимом.

Банковская Тайна в Германии

Банковская ячейка секретнее счёта — банк не разглашает список содержимого.

Закон о предотвращении отмывания денег

  1. Дополнительные ограничения создаёт закон об отслеживании похищенных сумм, который обязывает банки сообщать о поступлении денег на счёт клиента.
  2. Немецкие финансовые учреждения обязаны сообщать в налоговую о поступлении на счёт больше 15000€.

  3. Если у налоговой возникнут подозрения в связи с получением жителем Германии такой суммы, служба пошлёт официальный запрос и начнёт разбирательства.
  4. История транзакций хранится в течение 5 лет и ведомство получит полную отчётность.

  5. Другими словами, закон позволяет положить на счёт в немецком банке 14999€ без подтверждения происхождения суммы.
  6. Но когда банкиры подозревают клиента в отмывании денег сами, они вправе запросить доказательства легального получения денег уже от 1000€.

Поэтому получая перевод или кладя деньги на счёт в Германии, следует держать в уме понятные ответы на вопросы об источниках личных финансов. Подразумевается полная готовность к бюрократическим проверкам.

Открытие счёта для иностранца не имеющего вида на жительство и прописки в Германии запрещено. Банк не сможет соблюдать немецкие законы по клиентам, находящимся за границей.

26-04-2020, Степан Бабкин

Тайна банковских вкладов в Германии, которой больше нет

Экономика и финансы >> Банки и фонды

«Партнер» №8 (239) 2017г.

Эдуард Мармер (Ганновер)

В июне 2017 года в ФРГ полностью отменена тайна банковского вклада. Отныне и Finanzamt‘ы, и Sozialamt‘ы, и прокуратура могут запрашивать информацию о состоянии банковского счета любого жителя Германии. Эта новость была лишь вскользь упомянута в немецких СМИ.

Бизнес это всегда риск

Банковская Тайна в ГерманииК тому моменту, когда московский приятель Леонида Семёновича решил перебросить денежки за рубеж, Леонид жил в стране Гёте и Шиллера уже более пятнадцати лет. Как говорится, иммигрант со стажем. На социальном, но не на «голом» пособии. «Шварцевал» понемножку на 200-300 евро в месяц. Так что поступившее из Москвы предложение Леонид Семёнович воспринял с большим энтузиазмом, поскольку практически «за нечего делать» можно было сразу «срубить штуку евро». Жена, правда, высказала опасение по поводу грядущего бизнеса, но Леонид доказывал, что риск – нулевой! Сделать надо было только несколько простейших операций: открыть счет с карточкой Visa в одном из немецких онлайн-банков, принять 10.000 от московского приятеля, 9.000 из них снять в банкомате и передать указанному москвичом человеку. Остаток в размере 1.000 евро – комиссионные за хлопоты.

Сказано – сделано. Леонид Семёнович открыл счет и сообщил о нем в Москву. Оттуда перевели 100 евро и попросили проверить поступление денег. Леонид подтвердил. Через день московский приятель позвонил снова и сообщил, что его секретарша по ошибке отправила в Германию не 10.000, как договаривались, а 30.000.

«Ничего страшного, – успокаивал он разволновавшегося вдруг Леонида Семёновича. – Какая разница, сколько снимать. К тому же сумма комиссионных утроилась». А разница оказалась весьма существенной, потому что в банкомате, как выяснилось, можно снимать не более 1.000 евро в сутки.

Так что в течение следующих четырех недель Леонид как сумасшедший носился по Берлину, снимая наличные в разных банках, чтобы не примелькаться.

Когда же сумма, наконец, была собрана, он передал ее курьеру своего московского приятеля, а тот посоветовал берлинскому другу снять остаток денег и на всякий случай закрыть счет, как будто ничего не было. Волнение постепенно улеглось, и история с бизнесом вроде бы забылась.

Однако когда полгода спустя социальное ведомство попросило Леонида Семёновича заполнить внеочередную анкету для получения социального пособия, у него появилось дурное предчувствие. Потому что там надо указывать свои доходы. Разумеется, 30.000 евро, прошедшие через онлайн-банк, в анкету вписаны не были. Ну, а дальше всё закрутилось как в ночном кошмаре…

400-летняя история тайны банковского вклада

А всё потому, что Леонид Семёнович понятия не имел, что действовавшая с 1619-го года (вначале в рамках правового обычая, а затем закрепленная в Гражданском кодексе) на территории нынешней Германии тайна банковского вклада была значительно ограничена еще в 2005-ом году тогдашним федеральным министром финансов Гансом Айхелем (Hans Eichel). А заголовки типа «Der lautlose Tod des Bankgeheimnisses (бесшумная смерть банковской тайны – Der Spiegel)» или «Bankgeheimnis gekippt (тайна банковского вклада пошатнулась – Handelsblatt)» не сходили в то время с первых полос немецких СМИ. Федеральное правительство вынуждено было пойти тогда на этот весьма смелый шаг, поскольку принятый в конце декабря 2003 года Gesetz zur Förderung der Steuerehrlichkeit (закон стимулирования честности налогоплательщика) не дал должных результатов.

Короче говоря, с 1 апреля 2005 года Finanzamt‘ам и прочим госструктурам было официально разрешено разнюхивать «wer wo Geld liegen hat (кто где держит деньги)». Причем, даже без наличия какого-либо подозрения.

И мало того, эти акции проводились не только втайне от владельцев счетов, но и по секрету от банков. Федеральное управление финансового надзора BaFin просто-напросто выкачивало информацию из банка данных т.н.

Konten-Evidenz-Zentrale, где хранятся сведения обо всех банковских счетах (их насчитывается более 500 млн) на территории ФРГ.

Последний удар по Bankgeheimnis

И хотя некоторые ограничения на сбор подобной информации были прописаны в т.н. Steuerumgehungsbekämpfungsgesetz – Законе о противодействии уклонению от уплаты налогов, они не очень стесняли финансовые органы.

Возрастая из года в год, число запросов только в течение первого полугодия 2017 года составило 340 тыс., превысив прошлогодний показатель за тот же период на 83%. А поэтому одобренное бундестагом 27 апреля и бундесратом 2 июня с.г.

упразднение §30a Schutz von Bankkunden (защита клиентов банка) стало лишь последней каплей в процессе полной отмены тайны банковского вклада.

Украденная банковская тайна принесла ФРГ 3 млрд евро

Компакт-диски с украденной в Швейцарии банковской информацией позволили властям Германии поймать налогоплательщиков за руку. По подсчетам Минфина земли Северный Рейн-Вестфалия, в казну в виде налогов поступило 3 млрд евро

Банковская Тайна в Германии AP

Банковская тайна швейцарских банков — это уже мифология. Компакт-диски с украденной в Швейцарии вывели из тени налогоплательщиков Германии, хранивших деньги в банках Швейцарии. Получив информацию о них, власти ФРГ вынудили свои граждан заплатить налоги. Так, по данным Минфина земли Северный Рейн-Вестфалия, казна пополнилась 3 млрд евро.

Любопытно, что прямых поступлений казну после истории с дисками — в виде налогов и штрафов за уклонение было собрано около 500 миллионов. В пять раз меньше, чем за счет того, что мухлевавшие с налогами богатые бюргеры, сами стали в массовом порядке являться с повинной. Однако перепалка между министрами имеет иную — политическую подоплёку, отмечает обозреватель Business FM Андрей Жвирблис.

Немецкий политолог Александр Рар отмечает: «Министр земли Северный Рейн- Вестфалия принадлежит к партии социал-демократов, они выступают за то, чтобы оградить богатых, чтобы те прятали свои доходы в Швейцарии.

Министр юстиции принадлежит к партии свободных демократов.

Либеральная партия Германии всегда на стороне высших слоев немецкого общества, считается партией свободного рынка и они считают, что такие возможности для рынка должны существовать».

За информацию, приобретенную у анонимного источника, было выплачено 9 млн евро. Очевидно, что она могла быть получена лишь незаконным образом. Недаром две недели назад швейцарская прокуратура сообщила об аресте подозреваемого в хищении клиентской базы банка Julius Baer, однако отказалась сообщать подробности.

Швейцарцам невыгодно привлекать внимание к таким делам, отмечают эксперты. Осенью 2009 года UBS из-за угрозы уголовного преследования выдал США сведения о почти 4500 своих американских клиентов и заплатил штраф в 780 млн долларов.

Читайте также:  Голубая Карта ЕС в Германии Условия 2021

17 сентября этого года, по данным «Ведомостей», пять швейцарских банков, включая Credit Suisse, передали властям США информацию о том, как был устроен их бизнес по обслуживанию клиентов из США.

В документах упоминались имена сотрудников, что стало причиной исков к Credit Suisse.

«Сейчас для Швейцарии важно восстановить добрые отношения с США, которые были сильно испорчены скандалом UBS. Эти вещи направлены в первую очередь на взаимодействие с американскими клиентами», — считает директор аналитического департамента ИГ «Норд Капитал» Владимир Рожанковский.

Сейчас на повестке дня стоит вопрос о создании новой модели взаимоотношений швейцарских банков со своими вкладчиками и правительствами разных стран.

Европейская модель подразумевает так называемые двусторонние «соглашения Рубика». По ним, сохраняя анонимность клиентов, швейцарские банкиры выступают в роли налоговых агентов иностранных государств. Американская модель — это когда иностранные налоговые органы получают полный доступ к информации, отмечает руководитель налоговой практики нидерландской UFS Investment Group Рустам Вахитов.

Россия также участвует в этом процессе, отмечает он: «Россия заключила со Швейцарией чуть меньше года назад изменения в соглашение об избежании двойного налогообложения, в соответствии с которым Швейцария будет обмениваться информацией с российскими фискальными органами, в частности, прописано, что банковская тайна не может быть препятствием для предоставления информации».

Госдума 21 сентября ратифицировала изменения в соглашении России и Швейцарии об избежании двойного налогообложения. В соглашении определен порядок запросов налоговых служб по информации об уклонении от налогов.

Также планируется получать информацию в отношении счетов граждан, уклоняющихся от налогообложения, если в РФ будут инициированы процедуры по поиску уклонения или отмывания.

Россия сможет получать информацию о счетах российских граждан в банках Швейцарии при любых признаках противоправного действия.

«Манёвры немецких политиков происходят в связи с подготовкой ратификации швейцарского «закона Рубика» Бундестагом. Левые хотят его заблокировать. Как это ни парадоксально, им больше по душе американский вариант», — говорит Рустам Вахитов.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

В германии окончательно отменена банковская тайна

Окончательная отмена банковской тайны в Германии обусловлена принятием закона «О противодействии уклонению от уплаты налогов» (Steuerumgehungsbekämpfungsgesetz, StUmgBG). Как отмечает телерадиокомпания mdr, этот закон прошел «незаметно для глаз общественности».

Между тем, увеличивающаяся шаткость банковской тайны стала совершенно очевидной. При том, что закон вступил в силу только нынешним летом, в первом полугодии 2017 года число запросов в банки о состоянии счетов вкладчиков увеличилось со стороны Федерального центрального ведомства по налогам (BZSt) почти в два раза по сравнению с соответствующим периодом прошлого года и достигло 340 тысяч.

Увеличивается и число запросов со стороны социальных ведомств, судебных исполнителей. В сравнении с 2005 годом, когда изменился порядок выплаты пособий по безработице и государство «в порядке исключения» расширило практику проверки счетов получателей таких пособий, число запросов подскочило от нескольких тысяч до сотен тысяч в год.

Нынешний закон предоставляет контрольным органам дополнительные права:

  • запрашивать данные о счетах независимо от существования условий особой доверительности между банком и вкладчиком;
  • получать от банков интересующую их информацию без предварительного запроса таких данных у владельца счета;
  • вести при необходимости общий надзор за счетом, не ограничиваясь разовыми запросами;
  • использовать данные о счете, затребованные ранее для идентификации его владельца, также для исчисления налогов с данного лица.

Понятие банковской тайны существует в Германии с 1619 года. Она не была установлена специальной законодательной нормой, а признавалась де-факто, как правовой обычай (Gewohnheitsrecht). Фактически она реализовывалась через стандартные обязательства банков перед клиентами, закрепленные в общих условиях деятельности (Allgemeine Geschäftsbedingungen für Kreditinstitute). Контрольные органы, однако, имели возможность проверять движение средств на частных счетах лиц, получающих государственные пособия (социальную помощь, пособие студентам и учащимся — BAföG и т.п.), или в случае подозрений на уклонение от уплаты налогов. После 2005 года, когда пособия по длительной безработице ALG II приравняли к социальной помощи, эта практика значительно расширилась. С 2013 года частичный доступ к банковским счетам был открыт также судебным исполнителям.

  • Поделиться
  • Поделиться

Bankgeheimnis – Wikipedia

Банковская тайна ( на самом деле банк клиент секрет , английский банковская тайна ) заключается в обязанности из кредитных учреждений для поддержания секретности относительно клиентов , связанных с фактами и оценками , которые они стали осознавать вследствие, по причине или в контексте бизнеса отношения с клиентом банка, которые клиент желает сохранить в секрете. Из частного права точки зрения, это вторичное обязательство из договора банковского . Конституционная основа – это влияние третьих сторон основных прав на общее право личности (в Германии: ст. 2 параграф 1 GG) и свободы оккупации (в Германии: ст. 12 параграф 1 GG), которые также устанавливают защиту данных в банковском праве , но и ограничивают его.

Общий

Банковская тайна является одним из элементов защиты частной жизни человека, но она противоречит праву государства на точное и справедливое налогообложение богатства и процентного дохода.

Банковская тайна в Германии

Помимо вытекающих из основных прав и обязанностей лояльности и должной осмотрительности в банковском договоре, банковская тайна между кредитным учреждением и клиентом, как предполагается, существует как законодательным органом, так и прецедентным правом, а также из-за длительного практика – с 1619 г.

– признана доконституционным обычным правом. Сохранение банковской тайны гарантируется договорными положениями. В Общие условия в разделе 1 Общих положений и условий обеспечения их поддержания банковской тайны. Однако это соглашение в ОПУ может носить только декларативный характер.

Поэтому кажется предпочтительным классифицировать банковскую тайну как обычное право или искать ее правовую основу в ( § 311 BGB ). В соответствии с этим при установлении деловых контактов возникает юридическая обязанность .

Если клиент вступает в деловой контакт со своим банком, этот обмен информацией уже подпадает под защиту банковской тайны.

цель

С одной стороны, право клиента на информационное самоопределение ( ст. 2 GG ) реализуется посредством банковской тайны . С другой стороны, профессиональное право кредитной организации свободно заниматься своей профессией, вытекающее из статьи 12 GG, защищено банковской тайной.

Банк имеет право отказать кому-либо в предоставлении информации о своих клиентах или их экономических обстоятельствах. Исключения возможны только в том случае, если это право на отказ нарушено специальными правовыми нормами. Таким образом создается сфера секретности, которая является непременным условием ведения банковского бизнеса.

В обоих случаях банковская тайна защищает от несанкционированного доступа третьих лиц.

Прорыв через информационные обязательства

В Германии кредитные учреждения должны сообщать в Центральное федеральное налоговое управление (BZSt) сумму зарегистрированных налоговых льгот для инвестиционного дохода и их использования. Это позволяет делать выводы об уровне среднего остатка на счете.

В случае получателей государственных пособий, которые находятся на иждивении заявителя, не имеющего каких-либо кредитоспособных активов или дохода (например, BAföG , социальная помощь и пособие по безработице ), проверка проводится в обоснованных индивидуальных случаях.

Постановление об информации о процентах (ZIV) регулирует обязанность сообщать о выплате процентов ( Раздел 4 (2), Раздел 8 ZIV).

Закон о налоге

Запросы информации в кредитные учреждения следует делать только в том случае, если расследование, проведенное самим налогоплательщиком, не привело к достижению поставленной цели или не обещает успеха ( пункт 3 AO статьи 93 (1)).

Это обязательство других лиц предоставлять информацию является второстепенным по отношению к информационным обязательствам тех, кто участвует. Однако это не относится к налоговым расследованиям ( статья 208 , параграф 1, предложение 3 AO).

Не приводит ли расследование с участием самого налогоплательщика к цели или не обещает успеха, налоговая служба должна проверить с помощью прогнозного решения путем оценки ожидаемых доказательств.

Изучение фактов не обещает успеха , если этого не следует ожидать в обстоятельствах конкретного дела или опыта на сегодняшний день налоговой инспекции сторонами. Это, например, Б. случай, если личность налогоплательщика неизвестна, налогоплательщик не осведомлен о фактах, налогоплательщик не сотрудничает или есть сомнения в правильности информации, предоставленной налогоплательщиком.

Налоговые органы могут также направлять в кредитные учреждения запросы о предоставлении информации по ряду фактов, которые им еще неизвестны, с указанием причин, по которым можно идентифицировать лиц, которые им еще не известны ( Раздел 93 (1a) AO).

Кредитные учреждения обязаны сообщать о соответствующих кредитных остатках и шкафчиках в налоговую инспекцию после смерти клиента ( Раздел 33 ErbStG в сочетании с Разделом 1 ErbStDV ).

Следственное и уголовное производство

В предварительном расследовании отсутствует банковская тайна . Существует право отказаться от дачи показаний только для тех , кто с профессиональной тайны ( Разделы 53 до 55 StPO ). Следовательно, сотрудники банка не имеют права отказываться от дачи показаний на предварительном следствии.

Поэтому сотрудники обязаны сделать заявление.

В контексте заслушивания свидетелей владельцы, органы и сотрудники кредитных организаций обязаны явиться и дать показания по делу (согласно § 161a ГПК РФ перед прокурором и в соответствии с пунктом 3 статьи 163 ГПК РФ и требованиями упомянутый там перед полицией).

Единственное исключение – если банковский служащий обвиняется в пособничестве и пособничестве уклонению от уплаты налогов со стороны клиента; в этом случае он как обвиняемый не обязан свидетельствовать против самого себя.

Прокуратура может конфисковать деловые документы и носители данных кредитной организации ( статья 94 (2), статья 98 Уголовно-процессуального кодекса), если они являются важными доказательствами. Обыск в служебных помещениях кредитной организации также можно заказать в рамках статьи 103 Уголовно-процессуального кодекса.

И для изъятия, и для постановления об обыске требуется постановление суда (исключение: неминуемая опасность).

Судебный процесс по гражданскому делу

В гражданском судопроизводстве свидетели имеют право отказаться от дачи показаний в отношении фактов, которые были доверены им в силу их служебных обязанностей и конфиденциальность которых требуется по их характеру, а также в отношении вопросов, которые они не смогли бы задать.

ответ без раскрытия коммерческой тайны ( Раздел 383 (1) № 6 и Раздел 384 № 3 ZPO ). Банковская тайна также является одной из секретов, охраняемых этими правилами.

Сотрудник банка должен отказаться от дачи показаний в рамках гражданского судопроизводства, и ему не разрешается давать показания, поскольку общие условия содержат договорное обязательство кредитной организации сохранять банковскую тайну.

Что-то еще применяется, если клиент дал свое согласие и освободил служащего банка от обязанности сохранять банковскую тайну. Это применимо соответственно к судебным разбирательствам по трудовым спорам ( Раздел 46 (2 ) ArbGG ), административным судебным разбирательствам ( Раздел 98 VwGO ) и социальным судебным разбирательствам ( Раздел 118 (1) SGG ).

Банковская тайна и банковская информация

Основная статья : Банковская справка

Клиенты и кредитные учреждения заинтересованы в том, чтобы кредитные учреждения предоставляли банковскую информацию в рамках обычной банковской деятельности . Однако этот интерес вступает в противоречие с банковской тайной. Чтобы по-прежнему предоставлять банковскую информацию, общие условия отдельных банков регулируют банковскую информацию.

С одной стороны, банковские отчеты сформулированы в очень общем виде и не содержат какой-либо подробной информации, например, о кредитовых остатках или кредитах. С другой стороны, все клиенты могут запретить информацию о себе.

Читайте также:  Летающие кастрюли: необычный ресторан в германии

Частные лица обычно должны дать свое согласие; С другой стороны, информация предоставляется о компаниях, если они не запрещают предоставление информации.

Международная банковская тайна

Банковская тайна как вопрос политики ЕС и США

Закон о соблюдении налогового законодательства по иностранным счетам (FATCA, принят США в марте 2010 г.) предназначен для предотвращения перемещения своих активов налогоплательщиками США в иностранные налоговые убежища.

FATCA требует, чтобы банки США автоматически сообщали имена, адреса, остатки на счетах и ​​движение счетов инвесторов в налоговые органы США .

Это привело к тому, что некоторые крупные европейские банки, такие как UBS , ING или Deutsche Bank, закрыли отдельные торговые отделы в США, которые до того времени служили своего рода мостом для доставки денег в Европу.

14 октября 2014 года все министры финансов стран ЕС согласились отменить банковскую тайну в 2017 году в отношении лиц, уклоняющихся от уплаты налогов . Автоматическая балансировка данных согласована между странами ЕС.

Стандарт ОЭСР для автоматического обмена информацией

Страны-члены ОЭСР разработали единый стандарт автоматического обмена информацией . 14 февраля 2014 г. они опубликовали «Стандарт автоматического обмена информацией о финансовых счетах».

Швейцария также приняла участие в этих переговорах. Правительство Швейцарии долгое время подчеркивало, что такая система будет принята только в том случае, если стандарт будет применяться во всем мире.

Он пересмотрел это в мае 2014 года (см. Швейцарская банковская тайна ).

Банковская тайна в Австрии

В Австрии банковская тайна регулируется разделом 38 Закона о банковской деятельности ( конституционное положение ).

В соответствии с этим банки могут предоставлять информацию только на основании судебного поручения, если уголовное дело еще не завершено, или если административное финансовое уголовное дело было возбуждено в связи с умышленным финансовым правонарушением, за исключением финансового правонарушения, или Б. в случае смерти в суд для ведения переговоров .

Государственные органы также не получают никакой информации. В случае иностранного уголовного производства информация может быть предоставлена ​​только в рамках соглашений о взаимопомощи и только в том случае, если этот же случай также приведет к открытию счета в Австрии.

Чтобы прирост капитала по-прежнему можно было облагать налогом, налог на прирост капитала (KESt) с фиксированной налоговой ставкой удерживается банком и доставляется в налоговую инспекцию . Сюда входит подоходный налог и любой налог на наследство, который может возникнуть . Этот налог также известен как налог у источника выплаты .

Тем не менее, анонимность в счет сбережений упал в 2002 году (с переходными периодами): сберегательный счет владелец должен идентифицировать себя в банк, который не был в прошлом.

Банковская тайна Австрии сохраняется – несмотря на директиву ЕС по уплате процентов. Австрия не сообщает никаких данных иностранным властям. Вместо этого банки платят удерживаемые налоги анонимно. В знаменательном решении Административный суд разъяснил, что не каждая иностранная уголовная финансовая процедура оправдывает нарушение австрийской банковской тайны.

Информация об аккаунте может быть предоставлена ​​только австрийским судом, независимо от того, является ли владелец австрийцем или иностранцем и проживает ли он в Австрии или за границей.

Информативная информация о счетах в других органах власти, которые являются обычным явлением в Германии и установлены в Австрии, является уголовным преступлением.

Если органы власти и Австрийский национальный банк при выполнении своих служебных обязанностей узнают о фактах, которые подлежат банковской тайне, они имеют секретность как официальный секрет истины.

20 марта 2014 года ЕС совершил прорыв в борьбе с трансграничным уклонением от уплаты налогов после того, как Люксембург и Австрия отказались от своего несогласия с предложением, которое обсуждалось с 2008 года.

Центральный регистр счетов вступил в силу с 1 октября 2016 года . Здесь перечислены все счета и счета депо в Австрии. Обязательство по представлению отчетности действует ретроспективно с 1 марта 2015 года. С 2017 года глобальный обмен данными счетов иностранных клиентов будет происходить через национальные налоговые органы.

Банковская тайна в Швейцарии

Основная статья : Швейцарская банковская тайна

На весенней конференции 2009 года перед Ассоциацией фондовой индустрии Люксембурга (ALFI) министр финансов Люксембурга Люк Фриден заявил, что Люксембург полностью примет стандарты Типовой налоговой конвенции ОЭСР . Правительство Люксембурга настаивает на том, чтобы обмен информацией в соответствии с определением ОЭСР был признан единственным обязательным стандартом в ЕС.

«С подписанием соглашения об избежании двойного налогообложения Люксембург и Германия уладили свой спор по поводу банковской тайны». Так писало L Luxembourgger Wort 11 декабря 2009 года. Министр финансов Германии Вольфганг Шойбле дал понять, что для него «соглашение – это первый шаг к автоматическому обмену информацией »be.

«Для Люксембурга в первую очередь важно, чтобы международные правила применялись единообразно и чтобы Люксембург не страдал от неравноправного обращения», – сказал Люк Фриден в интервью изданию d'Lëtzebuerger Land . На саммите G20 в Лондоне 2 апреля 2009 г. сторонникам автоматического обмена данными не удалось реализовать свои планы. Вместо этого обмен налоговой информацией по запросу стал стандартом ОЭСР.

Однако Европейский Союз стремится к автоматическому обмену информацией. Из 27 нынешних членов Европейского Союза 25 уже используют автоматический обмен информацией.

Только Люксембург и Австрия должны будут использовать автоматический обмен информацией только после переходного периода.

Однако этот переходный период может быть объявлен оконченным в любое время постановлением Совета министров Европейского Союза.

10 апреля 2013 года правительство Люксембурга объявило, что с 1 января 2015 года процентный доход (за исключением дивидендов ) будет автоматически переводиться в страны-члены ЕС.

29 апреля 2013 года правительство Люксембурга объявило, что хочет обмениваться значительно большей информацией, чем процентный доход по банковским счетам. «Мы, безусловно, будем в авангарде дальнейших инициатив», – сказал министр финансов Люк Фриден.

29 апреля 2013 года министр финансов Люксембурга также объявил, что Люксембург открыт для передачи информации о финансовом поведении крупных корпораций.

20 марта 2014 года ЕС совершил прорыв в борьбе с трансграничным уклонением от уплаты налогов после того, как Люксембург и Австрия отказались от своего несогласия с предложением, которое обсуждалось с 2008 года.

Банковская тайна Сингапура

6 мая 2014 года стало известно , что Сингапур будет ратифицировать в Многосторонняя Конвенция о взаимной административной помощи в налоговых вопросах о в ОЭСР , которая фактически приравнивает к отмене банковской тайны.

В рамках этого соглашения, которое было подписано более чем 51 страной в 2015 году, Сингапур обязался с 2018 года автоматически обмениваться информацией с иностранными налоговыми органами.

литература

веб ссылки

Викисловарь: банковская тайна  – объяснение значений, происхождение слов, синонимы, переводы

  1. ↑ BGH WM 2006, 380 , 384
  2. ↑ a b Creifelds: Юридический словарь . CH Beck. 23-е издание 2019 г., ISBN 978-3-406-74062-6 , запись: банковская тайна .
  3. ↑ з. Б. Кармен Коберштейн-Виндпассингер, Сохранение банковской тайны при операциях с ценными бумагами , обеспеченными активами , в: WM 1999, стр. 473, 474
  4. ^ Andreas Cahn , WM 2004, стр. 2041, 2042
  5. ↑ Герд Ноббе , Банковская тайна, защита данных и уступка требований по займам , в: WM 2005, стр. 1537, 1539
  6. ↑ Бернд Rätke: Налоговый кодекс , включая уголовное налоговое право, 15 – е издания 2020 . §93, маргинальные номера 14–16, ISBN 978-3-406-74362-7 . 
  7. ↑ Zeit.de Октябрь 2014: Банковская тайна в ЕС наконец-то упала
  8. ↑ www.oecd.org
  9. ↑ oecd.org
  10. ↑ VwGH, решение от 26 июля 2006 г., Аз .: 2004/14/0022
  11. ↑ a b c ОЭСР о налоговой тайне: Австрия, Люксембург и Сингапур среди стран, подписавших соглашение о прекращении налоговой тайны
  12. ↑ Банковская тайна для иностранцев заканчивается в октябре 2016 года
  13. Обмен информацией ( памятная записка от 4 августа 2012 г. в веб-архиве. Сегодня ) LuxembourgforFinance, доступ 13 декабря 2009 г.
  14. ↑ Люксембургское сусло: Знаки дружбы ( воспоминание от 18 февраля 2013 г. в веб-архиве archive.today ) 11 декабря 2009 г.
  15. ↑ Люксембург для финансов ( памятная записка от 15 марта 2014 г. в Интернет-архиве )
  16. ↑ Саид Азхар и Эвелин Данубрата: сингапурские банкиры встревожены азиатскими шагами в погоне за необъявленным богатством . В: Reuters.com . 17 августа, 2015. Проверено 4 декабря, 2015.

«Отныне банковская тайна мертва»

В Европе скоро может не остаться банковских секретов Fotolia/Danomyte

Объединенная Европа фактически завершает процесс отказа от банковской тайны. Европейский корреспондент портала Банки.ру выяснял, насколько быстрым и всеобъемлющим будет этот процесс и присоединится ли к нему не входящая в ЕС одна из ключевых стран мирового банковского бизнеса – Швейцария.

Как было, что будет

14 октября 2014 года Совет министров финансов и экономики ЕС (Экофин) достиг договоренности о введении расширенной директивы, направленной на усиление борьбы с мошенничеством и уклонением от уплаты налогов.

Согласованная директива вносит изменения в существующие правила ЕС по обмену информацией между налоговыми администрациями европейских государств. Ее цель – повысить эффективности сбора налогов в странах Евросоюза.

Прежние правила директивы обязывали страны ЕС автоматически обмениваться ограниченным количеством данных: о трудоустройстве европейцев, данными о гонорарах/вознаграждениях директоров компаний, продуктах страхования жизни, пенсии, недвижимом имуществе. Но при условии, что такая информация была доступна изначально.

Согласно новым правилам, налоговые органы ЕС будут автоматически обмениваться большим количеством информации по всем существующим видам доходов граждан ЕС. Также станет доступна информация по остаткам на счетах и доходам от продажи финансовых активов. Страны ЕС должны будут обмениваться всей финансовой информацией независимо от ее «доступности».

Точнее, вся финансовая информация о резидентах ЕС должна стать открытой.

Согласованная директива означает, что с 2017 года между странами ЕС (кроме Австрии, которая присоединится к этому процессу с 2018 года) настанет полная налоговая «прозрачность». Этот срок и можно будет считать началом конца банковской тайны в Европе. Расширенная директива будет окончательно принята официально на следующем заседании Экофина, когда законопроект будет доступен на всех языках.

«Отныне банковская тайна мертва», – прокомментировал это решение еврокомиссар по налогообложению Альгирдас Шемета.

Игра по новым правилам

Налоговое мошенничество и уклонение от уплаты ежегодно обходится Европейскому союзу потерями около 1 трлн евро.

ЕС стал первым регионом в мире, который ввел автоматический обмен информацией между странами в качестве ключевого инструмента для борьбы с уклонением от уплаты налогов.

Впервые система автоматического обмена информацией была представлена в ЕС еще в 2005 году в виде Европейской директивы о налогообложении сбережений (EU Savings Tax Directive).

Согласно этому документу, государства – члены ЕС автоматически обмениваются друг с другом информацией о доходах, которые жители одних стран Европы получают в других европейских государствах. Банки, в свою очередь, информируют национальные налоговые учреждения о процентах по вкладам, заработанных частными лицами (исключительно резидентами ЕС).

Читайте также:  Термин в германии: немцы без терминов по гостям не ходят))

Однако такие страны ЕС, как Австрия и Люксембург, которые всегда считались «налоговым раем», выторговали себе «особый режим», который позволял им применять «удержанный налог»: страна удерживает соответствующий налоговый процент с депозитов и переводит его в государство проживания физического лица – владельца счета анонимно, вместо того чтобы участвовать в автоматическом обмене. Несмотря на то что другие страны обменивались информацией, банковская тайна де-факто по-прежнему существовала до сих пор в Австрии и Люксембурге.

Банки Австрии и Люксембурга до сих пор уплачивали за своих иностранных клиентов единовременный налог в 15% в первые три года с момента принятия директивы (2005–2007), затем 20% (2008–2010) в последующие три года и 35% с 2011-го. «Удержанный налог» – полностью анонимное действие, личные данные клиентов остаются полностью конфиденциальными.

С 2005 по 2010 год, помимо Австрии и Люксембурга, еще одна страна ЕС отказывалась раскрывать свои «банковские тайны» – Бельгия.

Все остальные страны Евросоюза уже с 2005 года были готовы обмениваться всей банковской информацией, чтобы граждане не уклонялись от уплаты налогов со всех своих доходов по вкладам.

Бельгия приняла решение о прекращении применения «особого» или, как его еще называют, «переходного режима» с 1 января 2010 года и присоединилась к системе обмена.

7 апреля 2014 года Бельгия полностью упразднила банковскую тайну в стране.

Согласно новому закону, все налоговые резиденты страны должны в обязательном порядке предоставлять данные о наличии зарубежных счетов в Центральный контактный пункт – специальное учреждение, ведущее финансовую базу данных при бельгийском Национальном банке.

Также все финансовые институты и банки страны обязаны будут вносить в эту базу информацию о своих клиентов: номера счетов, данные о кредитных договорах и даже о лизинговых сделках.

6 декабря 2012 года Европейская комиссия представила на обсуждение разработанный новый план действий по борьбе с налоговым мошенничеством.

Одновременно важная работа по внедрению глобального стандарта автоматического обмена информацией началась и на международном уровне – в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

ЕС принимал активное участие и помогал в разработке этого стандарта, который призван обеспечить налоговую прозрачность и сотрудничество между налоговыми органами по всему миру.

Глобальный стандарт ОЭСР был согласован министрами финансов «большой двадцатки» в феврале 2013 года. Первые страны начнут обмениваться информацией в рамках этого нового стандарта налоговой прозрачности с 2017 года.

В ответ на активизацию деятельности по внедрению глобального стандарта ОЭСР Европейская комиссия в июне 2013 года представила расширенное предложение по обмену финансовыми данными. На тот момент с 9 апреля 2013 года Франция, Германия, Великобритания, Италия и Испания уже запустили в пробном режиме систему автоматического обмена данными, чтобы подать пример другим странам альянса.

Кроме того, Европейская комиссия в 2013 году получила мандат на ведение переговоров о присоединении к этой системе с находящимися на территории Европы, но вне Евросоюза государствами – Швейцарией, Сан-Марино, Андоррой, Лихтенштейном и Монако.

Австрия и Люксембург, много лет блокировавшие ввод автоматического обмена данными по ЕС, были готовы изменить свою позицию, как раз если эти пять стран вне ЕС согласятся следовать тем же предписаниям.

В свою очередь, Швейцария, Сан-Марино, Андорра, Лихтенштейн и Монако заявляли, что не будут вести какие-либо переговоры по предложению Еврокомиссии, пока Австрия и Люксембург официально не присоединятся к остальным странам Европейского союза в обмене информацией.

Получился замкнутый круг, который удалось преодолеть лишь в этом году благодаря внедрению глобального стандарта по обмену финансовой информаций от ОЭСР.

В июле 2014 года ОЭСР выпустила полную версию стандарта для автоматического обмена финансовой информацией. Она была одобрена финансовыми министрами и главами ЦБ G20 в сентябре 2014 года. Более 65 стран и юрисдикций уже согласились использовать этот стандарт и еще около 40 присоединятся к системе с 2017 года.

Возвращаясь к директиве ЕС, следует отметить, что если хотя бы одна из стран альянса не будет готова технически в срок или выдвинет новые требования, то запуск механизма в полном объеме в 2017 году может и не состояться (для этого требуется единогласное одобрение всех стран альянса). Такой сценарий стал более вероятен после того, как Австрии была дана отсрочка до 2018 года.

Ау, Швейцария!

Впрочем, для судьбы банковской тайны в Европе фундаментальную роль играет еще один вопрос – готова ли отменить ее Швейцария. На сегодняшний день Швейцария по-прежнему соблюдает приватность своих банковских клиентов.

В начале октября 2014 года на Совете министров финансов и экономики ЕС в Люксембурге министр финансов Швейцарии Эвелин Видмер-Шлумпф и представители 28 стран ЕС подписали соглашение о взаимопонимании по налогообложению предпринимательской деятельности.

Федеральный совет Швейцарии подтвердил свою приверженность возможной отмене некоторых налоговых схем, которые вызывают озабоченность Евросоюза, и проведению реформ в области корпоративного налогообложения. Новые налоговые меры страны будут основываться на международных стандартах ОЭСР.

По предварительным оценкам, реформы корпоративного налогообложения обойдутся Швейцарии в 2 млрд франков (более 1,65 млрд евро).В мае 2014 года Швейцария согласилась присоединиться к обмену налоговой информацией с другими государствами, но только после того, как это будет закреплено в качестве международного стандарта.

Согласно заявлению правительства Швейцарии, переговоры со странами – партнерами по ЕС должны начаться в ближайшее время, а первый обмен информацией может состояться уже в 2018 году. Европейская комиссия настроена более оптимистично: она планирует завершить переговоры со Швейцарией, Лихтенштейном, Сан-Марино, Монако и Андоррой еще до конца текущего года.

Действующее соглашение ЕС и Швейцарии предусматривает обмен финансовой информацией, но исключительно по запросу и в ограниченном объеме.

Например, если государство ЕС подозревает, что гражданин какой-либо страны Евросоюза использует счет в швейцарском банке для мошенничества или отмывания средств.

В таком случае правительство этой страны может запросить швейцарские власти предоставить информацию о подозрительном клиенте.

При этом швейцарское правительство страны не исключает, что одобрения Национального парламента страны может оказаться недостаточно для отказа от банковской тайны. По законам Швейцарии, этот вопрос может быть вынесен на национальный референдум. И не факт, что большинство швейцарцев скажут «да».

Евгения КОМЛЕВА, Banki.ru, Брюссель

«Мы не предвидим оттока клиентов из-за отмены банковской тайны»

О реакции банков Люксембурга на возможную отмену банковской тайны в ЕС порталу Банки.ру рассказали заместитель исполнительного директора ABLV Bank Luxembourg, S. A. Айвар РАУСКА и руководитель отдела структурирования активов ABLV Corporate Services, SIA Владислав ХВЕЦКОВИЧ.

– Как банки Люксембурга реагируют на это решение?

– Во-первых, важно уточнить, что именно произошло: уже с 2005 года действует европейская директива о накоплениях, в рамках которой происходил обмен информацией между странами ЕС.

C 2008 года Совет Европы рассматривал возможность расширения данной директивы, чтобы она распространялась не только на счета физических лиц, но и на счета компаний, принадлежащих резидентам ЕС.

Одновременно с этим было принято решение расширить действие директивы на некоторые другие типы доходов.

Можно уверенно говорить, что местное законодательство и большинство банков ЕС пока просто не успевают реагировать на стремительно меняющиеся требования. В тот момент, когда будут изложены требования к люксембургским банкам, мы должны будем проанализировать их и тогда сможем понять, насколько легко они выполнимы.

Пока дело выглядит так, что большая часть работы по сбору и анализу информации будет перенесена на финансовые учреждения, что может сделать стоимость предоставления банковских услуг неоправданно высокой. Тем не менее банки с пониманием относятся к целям этих законодательных мер. И, безусловно, будут выполнять требования регулятора и законодательства.

– Присоединятся ли к международной системе по обмену финансовой информацией Швейцария, Лихтенштейн, Монако, Андорра и Сан-Марино? Если нет, будут ли банки Люксембурга участвовать в обмене информацией: ведь присоединение этих стран было главным условием для участия Люксембурга и Австрии?

– Исходя из публично доступной информации, нет оснований полагать, что эти страны не присоединятся к системе автоматического обмена.

Одно из условий сохранения честной конкуренции в том, чтобы с первого дня обмен информацией распространялся на европейские страны, которые не входят в ЕС, но традиционно представляют банковские услуги жителям Евросоюза. Банки не могут отказаться участвовать в обмене информацией, если того требует законодательство.

Но страны с развитой финансовой индустрией, такие как Люксембург, защищают свои интересы и все еще считают обмен информацией с европейскими странами, не входящими в ЕС, обязательным условием.

– Вправе ли ЕС потребовать от Люксембурга предоставления всей финансовой информации по клиентам банков этих стран за период до 2017 года? Например, если в 2017 году ЕС запросит у вашей страны предоставить данные по всем иностранным клиентам ее банков в период с 2001 по 2016 год, будет ли это законно?

– Запросить данные по предыдущим годам возможно будет таким же образом, как это происходит сейчас. В случае открытия дела о неуплате налогов органы государства ЕС имеют право по запросу через соответствующие службы другого государства запросить историческую информацию.

Запрос должен быть оформлен в надлежащей форме с подробным обоснованием. Речь идет о предоставлении информации на момент получения определенного типа дохода. Так что автоматический обмен всей исторической информацией вряд ли вообще возможен.

Более того, ЕС самостоятельно не имеет права запрашивать какую-либо информацию у местных банков. Все запросы осуществляются местной налоговой службой, обмен происходит между налоговыми службами определенных стран.

Но в рамках уже конкретного возбужденного дела налоговая служба может запрашивать историческую информацию или участвовать в выездной проверке за рубежом.

– Не опасаетесь ли вы, что до 2017 года из банков Люксембурга будут уходить клиенты, которые захотят остаться анонимными и переведут свои средства в другие страны, где сохранится такая возможность? Как вы планируете удерживать этих клиентов?

– Совет Европы и местные правительства понимают возможность такого эффекта, поэтому планируется как можно более широкое вовлечение стран в обмен информацией ОЭСР. Если вы посмотрите список стран, подписавших протокол ОЭСР, то уже сейчас там можно увидеть Британские Виргинские острова, остров Мэн, Кайманы.

Речь идет о том, чтобы у традиционных офшорных территорий не было возможности играть по иным правилам. Мы не предвидим оттока клиентов из Люксембурга, так как в наше время клиент предпочитает стабильность банковской системы и профессионализм конкретного банка.

А удерживать клиентов будем так, как и до этого, – качеством сервиса, глубоким пониманием бизнеса и финансовых потребностей клиентов.

Беседовала Евгения КОМЛЕВА, Banki.ru

Ссылка на основную публикацию