Электросамокаты в последнее время настолько популярны, что сейчас идет активная работа по включению их в ПДД в качестве одного из равноправных и законных участников дорожного движения.
Для них даже название придумали: «средство индивидуальной мобильности». Но пока одни уверенно рассекают по городу на самокате, другие до сих пор не понимают, зачем он нужен.
В этом материале мы собрали все, что смогли найти про электросамокаты от внутреннего устройства до ПДД.
Для чего можно использовать электросамокат кроме развлечений детей и подростков? Вот несколько примеров, наглядно показывающих, что это совсем не игрушка. Электросамокаты подходят для:
- Поездок на работу и по делам. Владелец электросамоката не сталкивается с толчеей в общественном транспорте и не стоит в пробках на забитых городских улицах. При этом и силы особенно не тратятся, а маршрут можно построить так, чтобы, например, проехать через парк, подышать свежим воздухом.
- Перемещений больных и пожилых людей, которым сложно передвигаться пешком регулярно или после перенесенной болезни или операции.
- Прогулок, например, поездок в парк, на природу или осмотр достопримечательностей.
А ещё можно использовать электросамокат для того, чтобы добраться до стоящего на стоянке автомобиля или до станции метро в мегаполисе.
Как видите, вариантов много. Особенно, если учесть, что электросамокат почти так же удобен, как и велосипед, но при этом обладает большей мобильностью, так как в сложенном виде занимает меньше места.
Электросамокат неудобен в дождь или холодную погоду. Есть мнение, что электросамокаты вообще нельзя использовать в дождь и снег. Это не совсем так.
Большая часть производителей самокатов допускают их использование в дождь и езду по лужам. Но нужно смотреть на класс защиты от влаги. Все электронные узлы самоката должны иметь влагозащиту.
Причем райдеры (поклонники электросамокатов) часто делают еще и дополнительную герметизацию для мотора, аккумулятора и контроллера.
В холодную погоду электросамокаты использовать сложнее. Нужно учитывать, что популярные литий-ионные аккумуляторы работают до температуры -10 °C, а потом быстро теряют емкость. Для поездок в мороз самокаты с такими АКБ использовать не получится — вы далеко не уедете.
Нельзя использовать в холода и самокаты с надувными шинами. Кроме того, в контроллере могут использоваться элементы с температурным рабочим диапазоном до -10 °C.
Поэтому большинство производителей электросамокатов ограничивают нижний температурный диапазон, при котором их можно использовать температурой -10 °C.
- Не стоит забывать и о том, что в дождь и холодную погоду электросамокатом сложнее управлять, так как на дороге скользко, а значит, ухудшается управляемость и увеличивается тормозной путь.
- Конструкция электросамоката похожа на обычный, за исключением того, что в нем появился электромотор и все, что необходимо для его работы. Основными узлами электросамоката являются:
- Несущая рама. Это основа конструкции, на которой навешано и закреплено все остальное оборудование. Изготавливается из металла (в основном алюминий и его сплавы) или карбона.
- Рулевая колонка (стойка). С ее помощью осуществляется управление самокатом с помощью ручек и органов управления электромотором. Удобнее, если она телескопическая, так как в этом случае можно настроить высоту под конкретный рост человека.
- Дека. Так называется платформа, на которую владелец самоката становится во время езды. Дека жестко крепится к несущей раме. Сверху она обычно покрыта слоем резины или имеет рифленую поверхность, часто с каким-нибудь рисунком для обеспечения лучшего сцепления с обувью. Внизу у деки есть ниша, в которой находится аккумулятор и управляющая электроника.
- Колеса и электродвигатель. Обычно на самокате переднее колесо является поворотным ведомым, заднее – ведущим. Впрочем, бывают и переднеприводные варианты, а также модели, у которых оба колеса являются ведущими. Ведущее колесо бывает двух типов. Первый вариант — мотор-колесо. В этом случае электропривод встроен непосредственно в колесо. Второй — ведущее колесо, приводящееся в движение цепной передачей от установленного на раме электродвигателя. Также колеса бывают камерными и бескамерными и различаются по диаметру в диапазоне от 4 до 12 дюймов.
Оптимальны колеса диаметром 8–10 дюймов. Такой самокат хорошо едет не только по асфальту, но и по грунту. При этом не слишком сильно нагружает двигатель и разряжает аккумулятор.
- Тормоза. В электросамокатах используют электрический или дисковый тормоз. Первый не позволяет выполнить быструю остановку, но зато во время использования немного подзаряжает аккумулятор и не требует обслуживания. Дисковый тормоз эффективно гасит высокую скорость, но при этом требует регулярного обслуживания. Кроме того, есть тормоз с помощью заднего крыла — при торможении нога ставится на заднее крыло, и его нажатием блокируется вращение заднего колеса. Тормоз задним крылом является дополнением к электрическому или дисковому.
- Силовая и управляющая электроника. Это в первую очередь двигатель, аккумулятор и контроллер, управляющий работой электромотора в зависимости от поступающих команд (прибавить скорость или тормозить). Информация о работе двигателя выдается на дисплей, расположенный на руле.
- Амортизаторы. В зависимости от конструкции бывают газонаполненными или пружинными. Ряд моделей, в основном недорогие, вообще не оснащаются амортизаторами. Как вариант, производителями заявляется, что амортизатором служат пневматические колеса. Такие колеса на самом деле амортизируют неровности в процессе движения, но полноценной заменой амортизаторам не являются.
Кроме того, электросамокаты оснащают фарами и прочей подсветкой или отражателями, обтекателями, например, крыльями на колеса. Некоторые модели имеют сиденья. Дополнительно может потребоваться, например, держатель для телефона и бутылки с водой.
Работает электросамокат следующим образом. Аккумуляторная батарея приводит в действие электродвигатель, конкретные параметры его работы зависят от установленного режима.
Режимом работы управляет контроллер, который ориентируется на команды водителя, отдаваемые с рукоятки акселератора и информацию с датчиков. В качестве датчика используется гироскоп, который фиксирует угол наклона к дороге.
Электродвигатель формирует вращательный момент, передающийся на колесо. Колеса вращаются, самокат движется, вы едете.
Современные электросамокаты также имеют функцию обратной связи или рекуперации.
Это означает, что когда вы передвигаетесь не за счет работы электромотора, а, например, едете под горку или отталкиваетесь ногой, то колеса вращаются свободно и не расходуют заряд аккумулятора, а наоборот, подзаряжают его.
Конечно, это не позволит зарядить батарею полностью, вечных двигателей в природе не существует. Но немного подзарядки и увеличение дальности поездки никому не помешает. Тем более что это одна из основных характеристик электросамоката.
Поговорим о том, на какие характеристики нужно обратить внимание при покупке. Основными характеристиками электросамоката являются:
- Мощность двигателя, так как от нее зависит максимальная скорость движения.
- Емкость аккумулятора, ведь чем она больше, тем дальше вы уедете, но и тем тяжелее будет самокат.
- Вес и размеры самоката. Чем больше вес и габариты, тем неудобнее носить и хранить это «средство индивидуальной мобильности».
Если говорить о мощности, то чем мощнее двигатель, тем быстрее поедет самокат. Кроме того, чем выше мощность, тем больше его можно нагрузить. Особенно это актуально в том случае, если самокат покупается для поездок человека весом более 90 кг.
В целом же принято условное деление: самокаты с мощностью до 250 Вт подходят для людей весом менее 80 кг, а вот тем, кто хочет ехать быстрее или весит больше, надо брать самокат с мощностью выше 250 Вт.
Кроме того, мощность двигателя имеет прямое отношение к правилам поездок на самокатах. Об этом чуть ниже.
По поводу аккумулятора понятно, что чем выше значение его емкости, тем больше запас хода. В среднем емкость в 1000 мАч обеспечивает пробег примерно 2 км.
То есть, если у самоката батарея на 8000 мАч, то человек весом около 80 кг проедет на нем по ровной асфальтовой дороге около 14–16 км.
Это значит, что максимальное удаление от места старта составит около 7 км, чтобы гарантированно доехать назад, а не тащить самокат на себе.
Оптимальным размером колес для самоката считается диаметр 8 дюймов. Такой самокат достаточно универсален. На нем можно ездить не только по асфальту, но и по грунту, что затруднительно с техникой, у которой колеса меньшего размера.
Кроме того, чем меньше диаметр колес, тем, как правило, слабее двигатель. Вес средней модели с такими колесами составляет около 13 кг.
Еще один важный момент — электросамокаты с колесами диаметром 8 дюймов, как правило, без проблем помещаются в багажник автомобиля.
Формально, на момент написания статьи, в ПДД электросамокаты как отдельный вид транспорта отсутствуют. Строго говоря, в ПДД существует категория прав «М», которую получают водители мопедов. В соответствии с п.1.2 к понятию «мопед» относится:
«… двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее … электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт».
Таким образом, электросамокат с двигателем мощностью более 250 Вт формально попадает под понятие «мопед» и законно передвигаться на нем можно, только получив права категории «М».
На текущий момент ГИБДД смотрит на этот момент «сквозь пальцы» и использует указанные нормы ПДД только в случаях, когда наказать владельца электросамоката однозначно надо.
Например, в Казани недавно задержали нетрезвого водителя электросамоката, и теперь полиция пытается лишить его прав через суд на основании того, что самокат с двигателем мощностью 600 Вт по действующим ПДД относится к мопедам.
Однако Минтранс еще во второй половине 2019 года подготовил проект поправок в ПДД, в котором предлагается ввести понятие «средства индивидуальной мобильности». К ним отнесут и электросамокаты. Сейчас поправки проходят процедуру согласования, причем их критикует как ГИБДД, так и Общественная палата. Тем не менее, контуры правил, на которые следует ориентироваться, в целом определены.
Планируется, что после введения поправок на электросамокатах разрешат ездить, не получая права. При движении совместно с пешеходами потребуется соблюдать ограничение скорости в 20 км/ч.
Проект изменения ПДД разрешает кататься на электросамокатах:
- Детям до 7 лет по тротуарам и пешеходным дорожкам только в сопровождении взрослых.
- Подросткам до 14 лет — там же, но без обязательного присутствия взрослых.
- Старше 14 лет – по тротуарам, пешеходным зонам, велосипедным полосам и дорожкам, а также выезжать на правый край проезжей части или обочину при условии наличия тормозов, фонаря и катафотов.
В принципе на эти планируемые к внедрению правила следует ориентироваться уже сейчас. Они разумны. И, разумеется, при движении по улице правильно использовать такие средства защиты как шлем, например, велосипедный. Это повысит вашу безопасность.
За границей у самокатчиков — велодорожки, ПДД и суровые штрафы
Дина ВИШНЕВСКИ
7 июля 14:42 0
Архив «КП» в Украине
Практически везде водителей электросамокатов однозначно наказывают за телефон в руке во время движения и за наушники на голове. Их считают полноправными участниками дорожного движения и требуют соблюдения ПДД. Владелец самоката обязан иметь права на вождение, и он уже не равноценен пешеходу. К слову, наезд на пешехода карается штрафами, даже если дело не доходит до суда.
Германия
Немцы любят порядок во всем, поэтому и правила для самокатов прописали строго и по порядку. Ездить на них можно только по велодорожкам, по тротуарам – нельзя, штраф 30 евро. Кое-где под электросамокаты выделены велодорожки, иногда им разрешено ехать по выделенной для общественного транспорта полосе дороги. И максимальная скорость в черте города для них – 20 км/час.
Но даже жесткие правила не останавливают лихачей, и немецкие власти активно пытаются ужесточить регламент поездок. Например, обсуждают инициативу введения курсов вождения и заставили владельцев оборудовать свои средства передвижения фарами, отражателями, тормозами и звонком. Проезд на красный сигнал светофора – штраф от 60 до 200 евро.
За управление самокатом в пьяном виде – штраф 500 евро, если содержание алкоголя в крови до 1,09 промилле. Свыше – лишение прав и уголовная ответственность.
США
Здесь приравняли самокаты к низкоскоростным велосипедам или двух- или трехколесным транспортным средствам с полностью работающими педалями и электродвигателем мощностью менее 750 Вт.
Ездить можно на велосипедных дорожках, а в потоке автомобилей на трассе скорость должна быть не больше 40 км/ч, при этом водители должны держаться обочины и соблюдать правила дорожного движения.
Возрастной ценз для вождения – 18 лет и обязательно наличие водительских прав.
Каждый штат сам устанавливает правила для движения электросамокатов, причем в некоторых округах они вообще запрещены или ограничены в действиях.
Испания
Электросамокатам со скоростью до 25 км/ч разрешили ездить по велодорожкам и улицам, где скорость движения транспорта ограничена 30 км/ч. Нельзя заезжать на тротуары, ездить по междугородним дорогам, автомагистралям и городским тоннелям.
Электросамокаты признаны в Испании транспортными средствами, поэтому на водителей распространяются все правила дорожного движения. Для управления электросамокатами, у которых максимальная скорость составляет 45 км/час, необходимо получить водительские права определенной категории.
За езду в состоянии алкогольного или наркотического опьянения грозит штраф в 200 евро.
|
Великобритания
Выезд на электрическом самокате без водительского удостоверения, страхового полиса и регистрационного удостоверения обойдется нарушителю в 300 фунтов стерлингов ($425).
Кроме того, с водительских прав снимется 6 баллов (или их отнимут, когда будет подана заявка на их получение). Запрещено ездить по брусчатке и по дорогам, а неправильно припаркованные электросамокаты эвакуируются.
Скорость проезда ограничена 25 км/час, владельцы должны быть в шлеме во время поездки и иметь страховку.
Франция
Здесь очень жестко регламентируются правила езды на электросамокатах, которые относятся к личным моторизированным средствам передвижения.
Поэтому дети до 8 лет к вождению не допускаются, а тем, кому от 8 до 12 ,обязаны надевать шлем во время движения. Максимальная скорость поездки – 25 км/час, а за превышение можно заплатить 1500 евро штрафа.
Водитель должен быть в светоотражающей одежде, а на самокате установлены передние и задние фары, а также гудок.
Ездить можно только по велодорожкам, на тротуары нельзя – только если вести руками самокат, идя рядом, иначе штраф – 135 евро.
Италия
Тут с 2020 года электросамокаты приравнены к велосипедам. Запрещено ездить по тротуарам, только по велодорожкам, а в случае их отсутствия – по проезжей части. На одежде обязательно должны быть светоотражающие элементы.
Польша
Электрические самокаты и все, что на них похоже, без прав на вождение могут использовать только совершеннолетние граждане. Все, кто младше этого возраста, обязаны получить так называемую велосипедную карту, или водительское удостоверение серии АМ, А1, В1.
Штрафы за нарушения не самые большие, но чувствительные: за телефонный разговор во время движения – 200 злотых (1470 грн); за управление в нетрезвом состоянии – от 300 до 500 злотых (2205-3675 грн); за нарушение правил парковки – 100 злотых (735 гривен); за отказ уступить дорогу пешеходу – 350 злотых (2572 грн).
Ограничение скорости на самокатах составляет 25 км/час.
Япония
Здесь все просто – электросамокаты, сигвеи, гироскутеры, моноколеса и т.п. на дорогах – под запретом. Разрешено ездить только на велосипеде.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
В киеве введут новые правила для водителей электросамокатов: что изменится
Новости по теме: Европа Новости США
Подписывайтесь на нас в соц. сетях
Закон об электро-скутерах в Германии
Федеральный кабинет министров утвердил требования к допуску электрических скутеров и принял соответствующий закон 22 мая 2019 года. Городские скутеры с электронным приводом, так называемые электрические скутеры или электронные скутеры, не имеют выбросов, складываются и легко транспортабельны. Им будет разрешено ездить по дорогам общего пользования или велосипедным дорожкам.
Важно: E-Scooter или электрический скутер (Elektro-Tretroller) часто ошибочно называют электронным скутером (E-Roller) или электрическим скутером (Elektroroller). Последний, однако, является гораздо более мощным электрическим мотороллера, т.е. электрическим вариантом классического мотороллера.
Где можно ездить на электронных скутерах
Городские скутеры с электронным приводом смогут ездить по дорогам общего пользования. В отличие от первоначально запланированного регулирования, на электронных самокатах нельзя ездить по тротуарам и пешеходным зонам, а только на велосипедных дорожках (Radwegen, Radfahrstreifen). Если они отсутствуют, то допускается проезд по автомобильным дорогам.
Первоначально предлагалось, чтобы электронные самокаты могли осуществлять движение на тротуарах со скоростью менее двенадцати километров в час.
После сопротивления транспортного комитета в Федеральном совете на такой вариант наложили вето. Не разрешается ездить по тротуарам на электронных транспортных средствах без специального разрешения.
Комитет рекомендовал использовать электрические скутеры в движении, как велосипеды.
Правила дорожного движения: электромобили — это транспортные средства в значении § 1 параграфа 2 StVG, потому что они имеют электродвигатель. Следовательно, они подчиняются той же правовой базе, что и другие транспортные средства.
Парковка арендованных скутеров
Администрация немецких городов ограничивает места для парковки арендованных электро-скутеров. Например Кельне действует ряд запретов на их парковку в пешеходных зонах.
Возраст водителей электрических скутеров
Допускаются к управлению электронными машинами лица, достигшие возраста 14 лет. Федеральный совет отклонил предложение разрешить более медленные модели для детей в возрасте до двенадцати лет.
Пока разрешены только модели марки Segway
В Германии до сих пор на дорогах общего пользования могут эксплуатироваться только электронные средства передвижения, определенные в действующем Положении о средствах передвижения. К ним относятся в модели марки Segway или аналогичной модификации.
Новое постановление об электромобилях (Elektrokleinstfahrzeuge-Verordnung, eKFV) разрешает участвовать в дорожном движении общего пользования транспортные средства с электроприводом без сидений и самобалансирующиеся транспортные средства. Под такими транспортными средствами подразумевают, так называемые, электронные и электрические самокаты или скутеры (E-Scooter, Elektro-Tretroller).
Технические характеристики E-Scooter
Постановление об электромобилях (eKFV) для небольших транспортных средств распространяется на транспортные средства, которые имеют следующие характеристики:
- рулевая тяга или опорная штанга;
- максимальная расчетная скорость от 6 до 20 километров в час;
- ограничение мощности до 500 Вт (1400 Вт для самобалансирующихся транспортных средств);
- выполнение минимальных требований динамики движения.
Дополнительные требования Федеральное правительство описывало в недавнем пресс-релизе: электрические транспортные средства должны быть: исправными, иметь системы торможения и освещения, а также возможность управления.
Изменения других законодательных актов и специальная страховка для E-Scooter
Введение Постановления об электромобилях потребует изменений в правилах дорожного движения. Уточнения должны внести в Правила выдачи водительских прав (Fahrerlaubnis-Verordnung), Правила о регистрации транспортных средств (Fahrzeug-Zulassungsverordnung) и в Каталог взимаемых штрафов (Bußgeldkatalog-Verordnung).
Кроме того, вводится новый страховой сертификат в виде клейкой страховой наклейки, который специально разработан для крепления на небольших электромобилях.
Требований по специальным разрешениям не предусмотрено. Например наличие шлема не потребуется.
Проблемы у владельцев электронных скутеров и других электромеханизмов
Многие владельцы, которые уже приобрели электронный скутер, не смогут легально использовать его в общественном уличном пространстве. Уже приобретенные устройства, скорее всего, не будут легализованы.
Кроме того, не будут счастливы поставщики ховербордов или электронных скейтбордов. В настоящее время Федеральный совет отклонил идею исключения из правил для таких транспортных средств без рулевого управления и удерживающего стержня. Такие механизмы не выполняют требований минимального уровня безопасности в дорожном движении.
Ожидается, что новое постановление вступит в силу 15 июня 2019 года.
В статье использованы материалы Пресс-релиза Федерального правительства от 22.05.2019
других о летних изменениях в Германии
Штрафы, ограничения и запреты: как регулировали рынок электросамокатов в Европе, США и Китае — Транспорт на vc.ru
В начале июня власти Москвы и Санкт-Петербурга ввели ограничения для кикшеринг-сервисов из-за аварий с пешеходами. За рубежом этой проблеме уже четыре года — вот как её решали.
{«id»:261798}
Регулирование рынка кикшеринга в России:
- 3 июня СК по Санкт-Петербургу пришёл в офисы стартапов Whoosh, Molnia, Bolt, Scoobee и Red Wheels по делу о травмировании детей после наезда электросамокатов.
- 7 июня обыски прошли у неназванного сервиса. Также спустя два дня провели обыски по уголовным делам в офисах Mangoo и Вusyfly.
- 9 июня в Санкт-Петербурге перестали работать все сервисы аренды электросамокатов.
- В этот же день власти Санкт-Петербурга и кикшеринги договорились о новых правилах. Максимальную скорость движения электросамокатов ограничили до 20 км/ч. И запретили ездить на Дворцовой и Сенатской площадях, на Малой Морской улице и других.
- 11 июня мэрия Москвы запретила новое правило для сервисов аренды: операторы смогут иметь у себя в парке не более 10 тысяч самокатов.
Похожие проблемы появлялись и на других рынках, где запускались кикшеринг-сервисы. Чтобы сократить количество аварий на дорогах, власти различных стран тоже ограничивали работу сервисов.
В 2017 году в Сан-Франциско появились стартапы Bird и Lime — они одни из первых в США запустили аренду электросамокатов через мобильное приложение.
Самокаты Bird Inc.com
Спустя год оба проекта стали «единорогами», а гендиректор транспортной платформы Populus.ai Регина Клоу заявила, что в Америке произошла «революция микробильности»:
- В июле 2018-го компания Lime привлекла $335 млн от Alphabet, Uber и других инвесторов при оценке $1,1 млрд.
- В июне Bird получила $300 млн инвестиций и достигла оценки в $2 млрд. За год сервис появился в более чем 120 городах и отчитался о 10 млн поездок по всему миру.
В это время на дорогах выросло количество аварий с участием электросамокатов. Например, водитель самоката врезался в женщину, когда та гуляла с сыном на тротуаре в Лос-Анджелесе. Виновник аварии скрылся, а женщина получила сотрясение мозга. Пострадавшая написала письмо в Bird и попросила компанию найти водителя и заблокировать его в сервисе.
«Я уверена, они скажут, что не несут никакой ответственности за пользователей. Но если они знают, что это опасный продукт, разве это не жестоко с их стороны?» — говорила предпринимательница. Bird сообщила, что приняла «соответствующие меры», но отказалась раскрывать личность водителя.
В 2018 году основатель и генеральный директор Bird Трэвис Вандерзанден отметил, что понимает, что его компания работает в «серой» зоне. Он пытался лично договориться с властями, например, отправил в Санта-Монику 250 самокатов и написал мэру Теду Винтереру в LinkedIn.
У меня тут $3 млн венчурных денег, чтобы решить проблемы трафика и парковок в вашем городе. Буду рад работать вместе.
Винтерер не поддержал предложение. Наоборот, прокуратура Санта-Моники подала иск к Bird: компанию обвинили в том, что она развивала бизнес без разрешения города и проигнорировала требования получить лицензии на работу и убрать самокаты с тротуаров.
Трэвис Вандерзанден Vanity Fair
Компания признала вину, согласилась получить лицензии и выплатила штраф в $300 тысяч.
Как регулировали кикшеринг-сервисы в других городах США:
- В мае 2018 года власти Сан-Франциско официально потребовали от Lime, Bird и Spin подать заявки в Муниципальное транспортное агенство на использование самокатов в городе. Работу кикшерингов временно остановили.
- В июле электросамокаты убрали с улиц Индианаполиса на время разработки законодательных норм. В августе та же ситуация произошла в Милуоки.
- В мае 2019 года в Нэшвилле впервые в ДТП погиб водитель самоката после столкновения с грузовиком. Спустя месяц мэр Дэвид Брили запретил кикшеринг.
Электросамокаты на тротуаре в Нэшвилле WZTV
На федеральном уровне в США рынок регулируют в рамках Закона о безопасности потребительских товаров. По нему электросамокаты приравняли к низкоскоростным велосипедам или двух- или трёхколёсным транспортным средствам — с полностью работающими педалями и электродвигателем мощностью менее 750 Вт.
Самокаты разрешено использовать на велосипедных дорожках, а на трассе среди автомобилей скорость ограничена 40 км/ч. Водители должны держаться ближе к обочине и соблюдать правила дорожного движения: двигаться по правой стороне в соответствии с сигналами светофоров и уступать прохожим.
В январе 2021 года законы каждого штата накладывали собственные ограничения на использование электросамокатов. Вот чем они отличались:
- Скоростными ограничениями (от 24 км/ч в Калифорнии до 48 км/ч во Флориде).
- Минимальным возрастом пользователей электросамокатов (от 12 лет в Мичигане до 16 лет в Неваде).
- Нормами использования на общих дорогах и тротуарах (нельзя ездить по обочине в Вашингтоне, запрещено выезжать на дороги в Пенсильвании).
Карта ограничений, действующих для водителей электросамокатов в разных штатах Америки Unagi Scooters
В нескольких штатах для вождения потребуется получить водительскую лицензию (как для легковых автомобилей): например, в Алабаме, Калифорнии и на Аляске. В Северной Каролине самокат придётся зарегистрировать как транспортное средство.
Во Франции в 2019 году электросамокаты и подобные им устройства отнесли к новому классу «личных моторизованных средств передвижения». Для водителей ввели следующие ограничения:
- Запретили ездить детям до восьми лет.
- Детей до 12 лет обязали надевать шлем во время поездки.
- Скорость ограничили до 25 км/ч. За превышение — штраф €1500.
- Водителям запретили возить пассажиров и ездить в наушниках. Также нельзя выезжать на тротуары, по ним можно вести самокаты только руками и рядом, иначе грозит штраф €135.
- На самокате должны быть самокате гудок, передние и задние фары, а на водителе — светоотражающая одежда.
С июня 2019 года власти Германии официально разрешили ездить на электросамокатах вне тротуаров при условиях:
- Скорость не должна превышать 20 км/ч.
- Самокат нужно оборудовать передними и задними фарами, боковыми отражателями, тормозами и звонком (или другим сигнальным устройством).
- Максимальные габариты самоката: ширина, общая высота и длина — не более 70, 140 и 200 см соответственно. Масса без водителя — не более 55 кг.
Самокат сервиса Metz moover в Германии Metz moover
Похожие ограничения приняли власти Испании. Электросамокатам со скоростью до 25 км/ч разрешили ездить по велодорожкам и улицам, где скорость движения транспорта ограничена 30 км/ч.
Водителям запретили выезжать на тротуары, перемещаться по междугородним дорогам, автомагистралям, объездным путям и городским тоннелям.
Электросамокаты в январе 2021 года в Испании официально признали транспортными средствами, водителей обязали соблюдать национальные законы о дорожном движении. Также запретили использовать телефон на ходу или вести в состоянии алкогольного или наркотического опьянения — за это грозит штраф в €200.
Для управления самокатом с максимальной скоростью до 45 км/ч потребуются права категории AM, которые обычно оформляют для езды на мопеде. Получить их можно с 15 лет.
Ещё в 2019 году в Чехии можно было использовать электросамокаты на тротуарах и велодорожках на скорости до 25 км/ч. На более мощном электрическом транспорте в пешеходные зоны заезжать было нельзя. В 2020 году электросамокаты запретили использовать в пешеходных зонах в центре Праги. Теперь в стране действуют следующие правила:
- Нельзя заезжать на тротуары, можно ехать рядом с ними или по велодорожкам.
- В вечернее и ночное время нужна одежда со светоотражателями.
- Необходим шлем, если водителю меньше 18 лет.
- Водителям нужно соблюдать ПДД для велосипедистов.
Первые ограничения рынка электросамокатов в Эстонии появились в январе 2021 года — власти потребовали от водителей соблюдать скоростной лимит в 25 км/ч, а также использовать фары в условиях плохой видимости. В Латвии аналогичный закон приняли в мае.
В 2014-2015 годах в Китае стали популярными велошеринг-сервисы Ofo и Mobike. Пользователи брали велосипеды в аренду через мобильное приложение. Из-за загруженности дорог клиенты шерингов ездили по тротуарам, которые превращались в беспорядочные стоянки.
В 2017 году китайские власти ввели ограничения на их использование: запретили движение на тротуарах в микрорайонах и по улицам с жилыми домами. В коммерческих парках и зонах появились знаки запрета для пользователей шерингов.
Велосипеды Ofo в Пекине TPG, Getty
С октября 2018 года правительство Китая требует от владельцев электровелосипедов и самокатов пройти регистрацию в Дорожной полиции, чтобы получить номерной знак. Транспорт можно зарегистрировать, если соблюдены требования:
- Максимальная скорость велосипеда или самоката — 15 км/ч.
- Масса не должна превышать 55 кг.
- Транспорт использует литиевую батарею.
- Обладает мощностью в пределах 400 Вт и 48 В.
В мае 2020 года в Китае началась кампания «Один шлем, один ремень», в рамках которой правительство страны потребовало от водителей электросамокатов носить шлем во время поездок с 1 июня.
Это спровоцировало дефицит и резкий рост цен на шлемы: за месяц они подорожали с 30 юаней (около $4) до 80 юаней (около $11).
Помимо США, Европы и Китая, с проблемой популярности электросамокатов столкнулось и правительство Австралии. В 2020 году Национальная транспортная комиссия порекомендовала ограничить скорость самокатов до 10 км/ч среди пешеходов и разрешить разгоняться до 25 км/ч на дорогах и полосах для велосипедистов.
Каждый из штатов страны отреагировал на предложение по-разному.
- Во всех штатах самокаты разрешили использовать на тротуарах и велодорожках на скорости не более 10-25 км/ч.
- В штате Южная Австралия вождение электросамокатов ограничили велодорожками на скорости до 15 км/ч.
- В Новом Южном Уэльсе законодатели разрешили кататься только на частных территориях.
В апреле 2019 года правительство Перу запретило использовать электрические самокаты на тротуарах. В январе 2021 года аналогичное ограничение ввели власти Сингапура.
В Новой Зеландии разрешили ездить по пешеходным и велосипедным дорожкам, а также по дорогам общего пользования. Закон позволяет использовать кикшеринг-сервисы с 14 лет при скоростном ограничении в 20 км/ч.
Власти Великобритании с лета 2020 года проводят эксперименты по прокату электрических самокатов в разных регионах страны. Пока законодатели не выработали единой позиции.
Таким образом, пользоваться кикшерингом в Великобритании можно либо на частных территориях, либо в экспериментальных зонах, которые будут поддерживаться на государственном уровне до конца марта 2022 года.
#электросамокаты #кикшеринг #регулирование #законы
Не более 25 км/ч, в шлеме и с госномерами. Как в мире регулируют езду на электросамокатах
МОСКВА, 3 июля. /ТАСС/. Популярность электросамокатов во многих странах за время пандемии резко выросла, и властям пришлось задуматься над правилами использования этого вида транспорта.
Их решения при этом могут быть прямо противоположными: где-то кататься можно и подросткам, где-то — только с водительскими правами, в одних местах можно выезжать даже на тротуар, в других разрешено ездить только по частным землям.
В России четких регламентов пока нет, но в некоторых регионах власти уже ограничивают максимальную скорость электросамокатов и выделяют специальные зоны, где на них можно передвигаться. ТАСС разбирался, в каких странах новый вид транспорта популярнее всего, как менялись правила для него и почему.
Полностью или частично под запретом
В Европе в пандемию электросамокаты получили широкое распространение — например, во Франции спрос на них за прошлый год вырос сразу на треть. А вот в большинстве стран Азии из-за жестких правил и ограничений они пока не стали популярными.
Так, в Сингапуре с января прошлого года электросамокаты фактически запрещены: передвигаться на них можно только по велодорожкам, которых в городе-государстве очень мало. Нарушителям грозит штраф в 2 тыс. сингапурских долларов ($1,4 тыс.) или до трех месяцев лишения свободы.
В Нидерландах прокатиться получится только по собственному участку — использование электросамокатов на дорогах общего пользования запрещено под угрозой штрафа в €360 и конфискации транспортного средства.
К тому же в королевстве самые строгие требования к самокатам — их здесь относят к «специальным мопедам», которые должны иметь две независимые тормозные системы, стоп-сигнал, указатели направления движения и так далее.
Пока требованиям властей не соответствует ни одна существующая модель, при этом продавать их не запрещено.
В Великобритании использование частных электросамокатов за пределами частных земель также незаконно — проехаться по британским дорогам можно только на взятом в аренду на специальной станции, которых в стране пока очень мало.
В США движение электросамокатов регулируется на уровне штатов, отдельных округов и даже муниципалитетов. Так, в штате Калифорния они разрешены, а вот власти Беверли-Хиллз их запретили.
С водительскими правами и номерами
В Японии главное требование — наличие водительского удостоверения, позволяющего управлять мопедами и мотороллерами с объемом двигателя до 50 куб. см.
Электросамокат необходимо регистрировать в полиции и регулярно платить транспортный налог, оснастить номерным знаком, зеркалами заднего вида, стоп-сигналом и поворотниками. Штраф за нарушение этих норм может достигать 50 тыс.
иен ($450), в отдельных случаях предусмотрено и тюремное заключение сроком до трех месяцев.
При этом ношение шлема является рекомендательным, но необязательным, а скорость движения ограничена 20 км/ч. Благодаря жестким требованиям в Японии до сих пор не зарегистрировано серьезных ДТП с электросамокатами.
Несмотря на то что в Сингапуре очень мало мест, где разрешено ездить на самокате, владельцам необходимо регистрировать их в полиции. Вес электросамоката не должен превышать 20 кг, скорость — 25 км/ч, а управлять им могут только те, кому уже исполнилось 16 лет.
В Республике Корея с 13 мая пользоваться электросамокатами могут лишь обладатели водительских прав начиная с 16 лет (до этого разрешалось ездить с 13 лет). Нарушителям придется заплатить штраф в 100 тыс. вон ($89). Кроме того, наказание положено за езду без шлема (20 тыс. вон) или в пьяном виде (100 тыс. вон и лишение прав).
Ограничения по возрасту и скорости
Европейский союз пока так и не гармонизировал правила для микротранспорта, действующие в различных странах, поэтому даже у соседей они могут быть абсолютно разными. Так, во Франции на электросамокате можно ездить с 12 лет, в Германии и Италии — с 14 лет (в последней до 18 лет при этом обязательно носить шлем).
Власти Стамбула приступили к жесткому регулированию использования электросамокатов: ездить на них может будет только с 15 лет, не быстрее 25 км/ч и только по автомобильным дорогам и велодорожкам.
При этом на самокате нельзя перевозить больше одного человека и входить с этим средством передвижения в общественный транспорт.
Компании, сдающие их в аренду, должны будут получать лицензию на два года и оборудовать специальные парковки.
В США, как правило, можно управлять электросамокатом с 16 лет (в некоторых штатах — с 12). Власти штатов также регламентируют допустимые технические характеристики: мощность от 750 до 2,5 тыс.
Вт, максимальная скорость — 15-20 миль в час (от 24 до 32 км/ч).
В основном водительские права не требуются (в число исключений входит, например, Калифорния), но обычно нужна специальная экипировка, такая как шлем и одежда со светоотражающими элементами.
Жители Китая электросамокатами не пользуются, предпочитая велосипеды, мопеды и скутеры на электрической тяге. Чтобы арендовать последний, водитель должен быть старше 16 лет. Правила для скутеров в КНР похожи на те, что действуют в других странах для самокатов: ограничение максимальной скорости (25 км/ч), веса (55 кг), мощности двигателя (400 Вт).
Где и как ездить
В США только некоторые штаты выделяют электросамокаты в правилах дорожного движения как отдельный вид транспорта. Самыми проработанными считаются нормы в Мичигане, где подробно разъясняется: ехать следует как можно ближе к правому краю дороги (обычно по специально выделенным дорожкам), перестраиваться из ряда в ряд нельзя и так далее.
В Японии в городской черте разрешено кататься только по проезжей части либо у самого края, либо — при наличии соответствующей разметке — в полосе для велосипедов. При этом, например, нельзя поворачивать направо на светофорах (движение транспорта в стране левостороннее).
В Германии с мая 2019 на электросамокатах можно ездить только по велосипедным дорожкам, но практически повсеместно это правило нарушают и выезжают на тротуар. Из-за участившихся аварий некоторые города, например Берлин и Кельн, создали зоны, где эти транспортные средства запрещены.
Несмотря на то что самокаты с приводом не получили большого распространения в Бразилии, правила для них придумали: нельзя ездить по тротуарам, но можно — по проезжей части, где есть ограничение скорости до 40 км/ч (при этом максимальная скорость для самоката — 20 км/ч), парковаться надлежит только в специально оборудованных местах. Нарушения могут обойтись ездоку в 500 реалов и больше (то есть от $100). Мощность электродвигателя самокатов не должна превышать 350 Вт, в противном случае они приравниваются к мопедам.
В Великобритании человека на самокате могут штрафовать так же, как обычного водителя: 50 фунтов за проезд по пешеходной зоне, 100 — за пересечение стоп-линии на красный свет.
Еще жестче порядки во Франции — за поездку по тротуару придется заплатить €135, а если скорость превышала 25 км/ч, то сразу €1,5 тыс.
В черте города рекомендуется перемещаться по велодорожкам, но можно ехать и по проезжей части, если скорость движения транспортного потока там не выше 50 км/ч. Кроме того, нельзя управлять самокатом в наушниках.
В Италии для любителей электросамокатов действуют ограничения по скорости (25 км/ч, в пешеходных зонах — 6 км/ ч) и требования к безопасности — осветительные приборы на самом транспортном средстве, светоотражающий жилет на водителе в ночные и вечерние часы. Нельзя перевозить других людей и животных, а при пересечении дороги по «зебре» с самоката надлежит спуститься.