Начальная школа в германии. личный опыт и общая характеристика.

Начальная школа в Германии плюсы и минусы

Артем окончил школу в Германии и поделился своим опытом обучения в начальной школе!

Автор 16/04/2018

Нам удалось пообщаться с Артемом, который окончил начальную школу в Германии и с удовольствием поделился с нами своими впечатлениями и планами!

— На какой школе остановили выбор и почему?

«Начальную школу мне выбрали родители. Это была самая маленькая школа в городе с наименьшей долей детей ненемецкого происхождения. У этой школы также наивысший рейтинг в городе по квоте гимназистов. Вообще же сейчас выбирать начальную школу нельзя. Есть распределение по месту жительства. В четвертом классе начальной школе детям выдают рекомендации, в которых указано, в какую школу им лучше поступить: – в гимназию, окончание которой дает право на поступление в университет, – в реальное училище, после которой можно получить среднее профессиональное образование или поступить в некоторые высшие технические школы, – или в низшую (основную или базовую) школу. Мне дали рекомендацию в гимназию. Можно вопреки рекомендации подать заявку в гимназию, но руководство гимназии вправе ее отклонить. Кроме того, после двух лет обучения в гимназии включается очередной фильтр: те, кто не справляется с программой, должны перейти в реальное училище.»

— Школы в Германии платные? Какова стоимость обучения?

«Обучение в муниципальных школах бесплатное. Существуют элитные частные школы с традициями. Но они есть далеко не везде. Обычно это

интернаты. Учеба там связана с отрывом от дома и семьи уже с 9 лет.»

— Как тебя воспринимали сверстники? Тяжело ли было влиться в коллектив?«Меня воспринимали нормально, с некоторыми я уже был знаком с детского сада. И дети, и преподаватели ко мне относились дружелюбно. Лучший способ сдружиться – это день рожденья, когда ты приглашаешь детей на праздник. Мне повезло, мой день рожденья в начале учебного года;-)»

— Много ли русских учится в твоей школе?

«Не очень много, лишь некоторые дети переселенцев из России в Германию, которые на самом деле те же немцы, хоть и говорят на русском. В начальной школе я был единственным учеником с русскими корнями.

В классе в гимназии нас было трое из 27 человек. Разговаривать по-русски они практически не могут, фамилии у них немецкие, они родились в Германии и проживут там всю жизнь. С Россией их связывает только происхождение родителей.»

— Назови пять основных отличий русских и немецких школ

1.Уроки в Германии длятся по 1,5 часа, т. е. два сдвоенных урока по одному предмету. 2. Акцент в Германии делается на устную работу, в то время, как в России тебя вызывают без оглядки на желание ответить. В Германии необходимо самому активно участвовать в дискуссиях и обсуждениях на уроках. Это оценивается выше всего. Лучше иметь плохие оценки за контрольные, но активно работать на уроках, чем наоборот. 3. Объем домашней работы в Германии гораздо меньше. В начальной школе, например, к заданиям есть рекомендации по времени. Но это не время, за которое ты должен задание выполнить. Это время, в течение которого ученик должен заниматься этим заданием. Сколько ты успел сделать при этом – неважно. Также есть так называемые задания со звездочками. Большинство их не делает, хотя без них вполне усвоить материал невозможно. Я, конечно, сам этого не понимал и всячески противился их выполнению дома. Если бы не родители, то вряд ли я бы делал эти задания добровольно, которые мне помогли в итоге получить рекомендацию в гимназию. 4. Дифференциация детей уже после четвертого класса и распределение их по школам разного уровня. Т.е. уже после четвертого класса, а по сути, еще раньше предопределяется, сможешь ли ты учиться в университете. Теоретически шансы и возможности остаются всегда, но практически это сложно реализовать. 5. Слабое и бессистемное преподавание естественных наук и математики. Требования при этом очень высокие. Например, в учебниках начальной школы уже есть темы с числами Фибоначчи, додекаэдром и пр. В контрольных тоже есть такие задачи. При этом большинство учеников толком не могут объяснить отличие квадрата от прямоугольника и не знают уверенно таблицу умножения. Мои родители постоянно с первого класса занимались со мной дополнительно математикой по русским учебникам. Без этих занятий я бы не смог, например, перейти довольно безболезненно из немецкой гимназии в шестой класс московской школы.

Это главные отличия на мой взгляд. »

— Как проходят уроки? Много ли домашней работы?

«Уроки проходят примерно как и в России, за исключением устной работы. Учителя менее подробно всё объясняют, предполагается активное самообучение уже на уроке. Опять же из-за сдвоенных уроков считается, что мы больше успеваем, и необходимость в домашних заданиях отпадает, они даются поэтому нерегулярно. Эффективность сдвоенных уроков не всегда оправдана. Зачастую мы просто уставали, восприятие на втором уроке пары притуплялось. Не надо забывать,

что в 9 лет отсидеть полтора часа, например, на физике непросто.»

— Как устроена сама школа? (столовая, классные комнаты, спортивный зал и т.д.)

«Столовая и классы не особо отличаются от русских аналогов. В самих школах нет спортзалов и бассейнов. На уроки физкультуры нас возили на автобусах в городские спортзалы и в бассейн. Те спортивные залы, в которых мы занимались в Германии, более

просторные, чем пришкольные спортзалы в России. »

— Как проходит внеурочная жизнь? Какие есть секции на базе школы?

«Секций в принципе довольно много: спортивные, театральные, танцевальные, компьютерные. Уровень их очень колеблется в зависимости от преподавателей. Зачастую это просто старшеклассники. В этом есть свои преимущества: общение скорее дружеское, атмосфера расслабленная. Но если есть амбициозные планы научиться здорово играть в баскетбол или в

шахматы, то пришкольная секция не ваш вариант.»

— Много ли отстающих учеников? Как с ними работают учителя? Есть
ли репетиторство?

«Отстающих учеников уже к третьему классу становится довольно много. Они не справляются в первую очередь с немецким языком. В моем классе начальной школы их было около половины. Некоторые из них посещают пришкольную группу продлённого дня, где делают домашние задания под наблюдением. В таких группах гарантируют только сам факт выполнения задания, но не его качество и правильность. Уже после четвертого класса в Германии слабых учеников переводят в менее

сильные школы.

Самого обозначения «отстающий ученик» стараютсяизбегать. Формулировки всегда выбираются щадящие. В таких случаяхговорят о направлении или переходе в школу в соответствии с

наклонностями или с актуальным уровнем развития.

Таким образом слабых учеников, как таковых нет, просто все распределены
по соответствующим школам. В случае некритических проблем в гимназиях организована помощь старшеклассников, которые могут немного заработать на карманные расходы.»

— Какие планы на будущее? Задумывался ли о выборе профессии,
университета?

«Я хотел бы поступить в Оснабрюкский Университет. Оснабрюк расположен рядом с моим городом. Это наиболее крупный город региона. Я хочу заниматься журналистикой. Уже сейчас я сотрудничаю с региональной

газетой Westfälische Nachrichten.»

— И напоследок расскажи три самых важных на твой взгляд правила для
успешной учебы в германской школе.

«К таким правилам я бы отнес: – во-первых, активную устную работу на уроках; – во-вторых – проявление самостоятельности и инициативы. Если Вы сами будете предлагать, то вас наверняка в школе поддержат. Но тянуть за волосы и вытаскивать нежелающих и неуспевающих не будут. Для таких есть жесткие и неумолимые фильтры; – в-третьих – чтение! Это расширяет кругозор, рождает новые идеи, и, конечно, повышает грамотность. А это в наше время капитал. Уже в начальной школе я инициировал сам некоторые проекты, которые

были мне интересны, и смог повысить свой «неофициальный» рейтинг;-)»

— Артем, спасибо тебе, что поделился своим опытом. Думаю родителям, которые планируют переезд в Германию это будет очень интересно почитать!

«Спасибо вам, поскольку я учусь на журналиста, для меня интервью это отличный опыт!) »

БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
ПО ТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЗА РУБЕЖОМ

На бесплатной консультации я разберу ваш личный случай, подскажу что выбрать, чтобы получить желаемый результат!

Я реальный практик, по теме образования за рубежом, поэтому мне есть чем с вами поделиться, для того чтобы вы не допустили серьёзных ошибок.

Я свяжусь с вами, чтобы установить комфортное время проведения консультации.

Источник: http://www.abstudy.ru/nachalnaya-shkola-v-germanii

Начальное образование в Германии

Начальное образование в Германии — не самый востребованный образовательный маршрут у приезжающих на учебу в эту страну из-за рубежа. Обычно немецкие школы востребованы для иностранцев в среднем, а чаще даже в старшем школьном звене, когда планируется последующее образование в вузе этой страны.

Между тем, начальное образование в Германии позволяет быстрее адаптироваться к особенностям учебы в стране, освоить немецкий на достаточном уровне, заложив надежный фундамент для последующей успешной учебы в средней школе.

Особенности начального образования в Германии

Немецкие школьники впервые садятся за парты в 6 лет, при этом учеба в школе длится 4 года как в большинстве немецких земель или целых 6 лет, как Берлине и Бранденбурге.

Одна из особенностей немецкого начального образования — отсутствие четких дат начала учебного года и каникул. В каждой земле (и в каждой частной школе) они свои. Каникулы бывают чаще, но менее продолжительны, например, летние длятся всего 6 недель.

Общая учебная нагрузка в младшей школе составляет 20-30 часов в неделю. Со второго полугодия первого класса дети изучают иностранный язык — чаще всего английский.

Система образования в Германии построена таким образом, чтобы адаптация к учебе у детей проходила мягко и плавно. Оценок в первом классе нет, как и в российской школе. Во многих регионах они появляются с вообще с третьего класса в случае согласия родителей и лишь с четвертого становятся обязательными.

Для того, чтобы снизить нагрузку многие предметы в младшей школе преподают большими блоками, например, объединяя историю, географию и опыты, необходимые для изучения окружающего мира. Перемены все школьники проводят на улице, играя в подвижные игры или просто отдыхая. В немецких школах нет формы, поскольку детям должно быть максимально комфортно.

Учиться в младшей школе в Германии не заставляют, а скорее мотивируют. Обучение часто проходит в игровой форме. Несмотря на это именно в младшей школе определяется дальнейший образовательный маршрут ребенка.

К концу четвертого класса специальная комиссия определяет по результатом его академических успехов в какую школу он пойдет дальше — в престижную гимназию, среднюю по уровню Realschule или Hauptschule, в которой можно получить только базовое образование.

Стоимость начального образования в Германии

Одна из причин почему стоит получать начальное образование в Германии — это стоимость обучения. Даже в частных школах-пансионах она будет ниже, чем в Великобритании, Швейцарии и многих других странах.

Обучение ребенка в начальных классах частной немецкой школы обойдется в 13-20 тысяч евро в год.

Стоит учитывать, что в большинстве немецких школ на пансион принимают детей только в средней школе, поэтому организация проживания в принимающей семье может потребовать дополнительных расходов.

Германия — одна из немногих европейских стран, где иностранные школьники могут учиться и в государственных школах. Однако чаще всего речь идет о программах средней школы и главным условием является знание немецкого языка на уровне не ниже В2.

Читайте также:  Цена по-немецки: много полезных слов и выражений.

Какую школу выбрать для получения начального образования в Германии

Выбирая начальную школу в Германии для своего ребенка, родители чаще всего обращают взгляд в сторону международных учебных заведений. В этом случае к окончанию учебы ребенок в совершенстве владеет двумя языками — немецким и английским, а в случае обучения по международным программам, может поступать в вузы различных европейских стран без дополнительных экзаменов.

Вerlin Вrandenburg International School — одна из таких школ, где учеников младшей школы обучают по программе международного бакалавриата – IB Primary Years Programme. Обучение проводится преимущественно на английском языке, а в процессе активно используются современные технологии — дети учатся искать и обрабатывать информацию самостоятельно.

В CJD International School Braunschweig — Wolfsburg младшие школьники занимаются по британской The Cambridge Primary Programme. Обучение ведется на английском языке, однако немецкий также активно используется в процессе. Например, дети работают над общими проектами и активно создают индивидуальные, а также проводят презентацию своих работ перед классом именно на немецком.

В St. George's School Cologne младшие школьники также учатся в соответствии с британской образовательной программой. Для изучения обязательны базовые предметы — английский и немецкий языки, а также математика. Остальные дисциплины преподаются блоками, взаимосвязанными между собой — так изучаются основы истории, географии, биологии, а также других естественных и социальных наук.

Начальное образование в германии — выбор и поступление с Allterra Education

Выбираете начальную школу в Германии? Специалисты Allterra Education подробно расскажут о различных учебных заведениях, помогут подготовиться к поступлению и организуют поездку в школу.

Для получения бесплатной консультации звоните:

  • в Москве: +7 (495) 510-6445
  • в Санкт-Петербурге: +7 (812) 313-6445
  • бесплатная линия по России: +7 (800) 700-6435

Источник: http://allterra.ru/articles/2864/

Школа в Германии: какая она?

Школьные годы чудесные… Приезжающим в Германию приходится сталкиваться со многими трудностями в освоении новой жизни. Знакомство с общеобразовательной школой также не проходит без сюрпризов: как приятных, так и не очень.

Мы попытались обобщить некоторые особенности немецкой школы, чтобы помочь новоприбывшим быстрее сориентироваться в ней, а жителям России и других стран составить свое представление о специфических чертах немецкого среднего образования.

От звонка до звонка

 

В Германии нет 1 сентября. То есть календарное 1 сентября, конечно же, существует, но нет всегерманского Дня знаний, с которого начинается учебный год, так же, как и нет общего «Последнего звонка». Учебный год в разных федеральных землях начинается и заканчивается в разное время, с отставанием в 1-3 недели друг от друга.

Такое устройство позволяет удлинить сезон отпусков, избежать пробок на автострадах, предотвратить перегруженность аэропортов. Сами же каникулы в немецких школах случаются несколько чаще, чем в российских, но они менее продолжительны. Это касается прежде всего летних каникул, они длятся не три месяца, а шесть недель.

Кстати, забрать ребенка из школы на день-два раньше до начала каникул только потому, что вы смогли дешевле купить билеты на самолет, чтобы лететь в отпуск, будет не просто. Закон о всеобщей школьной обязанности позволяет отпускать ребенка с занятий только в исключительных случаях.

Если вы все же хотите улететь с ребенком в отпуск раньше, вам придется писать заявление, и заручиться согласием учителя и директора школы. Подписанное ими заявление необходимо взять с собой в аэропорт, так как сотрудники могут потребовать предъявить его при посадке, а при его отсутствии они имеют право даже не разрешить семье вылет.

Устной отговорки ребенка “я болел” тоже недостаточно, чтобы оправдать его отсутствие на уроках. На срок до трех дней пропуска занятий нужно принести письменное подтверждение от родителей, а пропустив три школьных дня и больше, ученик должен показать справку от врача.

Но зато вы смело можете подать заявление на дополнительный выходной для вашего ребенка в день религиозного праздника, не являющегося в Германии “красным” днем календаря, если ваша семья исповедует другую религию (например, православную или иудаистскую). Право на освобождение от школьных занятий в такой день дает закон о свободе вероисповедания.

 

Я бы в летчики пошел, пусть меня научат!

Начальная школа в Германии отделена от средней школы. Это разные учебные заведения, с отдельными правилами, организацией, зданиями. Проучиться в одной и той же школе с первого по последний класс удастся только в Gesamtschule (Единой школе), а это – редкий тип школ.

Обучение в начальной школе (Grundschule) в большинстве земель Германии длится 4 года, а в Берлине и Бранденбурге – 6 лет. Подготовительных групп в детских садах нет, буквам и цифрам детей начинают учить в 1 классе. А о вступительных экзаменах в первый класс (явлении, ставшем распространенным в российских школах) в Германии и речи быть не может.

После окончания начальной школы ученики, получившие рекомендацию для поступления в гимназию (Gymnasium), отправляются учиться туда, а остальные выбирают между Realschule, Hauptschule и Oberschule.

Их главное отличие от гимназий состоит в том, что программа в них полегче, а результат обучения – не аттестат зрелости (Abitur), как в гимназии, а справка о посещении школы, которая не дает права на поступление в вуз. Иногда есть и другие возможности получить Abitur, но самый прямой и надежный – учеба в гимназии.

Высшее образование в Германии не так популярно и притягательно, как в России. Начать работать, стать предпринимателем и сделать карьеру можно и не окончив вуза. Поэтому и школьная программа сориентирована на подготовку к предстоящей практической жизни.

Вне зависимости от вида школы школьной формы, как правило, нет. Не существует даже и самой традиции одеваться в школу более «серьезно», носить какую-то особую «одежду для школы». В Германии считается, что дети должны чувствовать себя в школе расковано, свободно, «как дома».

В школу, как на праздник

Не напугать детей школой, не закомплексовать их – одна из первоочередных задач, ставящаяся перед немецкими педагогами, особенно в начальной школе. Задача учителя начальной школы – заботиться о здоровье и безопасности ребенка, привить любовь к школе и к учебе и научить детей учиться.

Детей не стремятся с раннего детства напичкать знаниями, а пытаются научить их ставить вопросы, видеть проблемы и отыскивать решения самим. Еще делая кучу ошибок в правописании, ученики начальных школ пишут рефераты.

Темы рефератов они выбирают самостоятельно, учителя же обучают их алгоритму поиска информации, формируют умение структурировать текст. Они не предъявляют строгих требований к тематике докладов и «деталям» оформления (таким, например, как орфография или почерк).

Переход от начальной школы к гимназии зачастую оказывается тяжел для многих детей. Из обучения в свое удовольствие они попадают в более жесткие рамки работы и требований, в больший объем учебного материала. Чтобы смягчить этот переход, необходимы совместные хорошо организованные усилия учителей и родителей.

Контакт между учителями и родителями происходит также несколько по-иному, чем в России. Как в любой другой профессии в Германии, рабочий день учителя нормирован, и никто не имеет право задерживать его на работе дольше положенного.

Поэтому для разговоров с родителями и разбора штатных ситуаций существуют родительские собрания (4-5 в год), индивидуальные встречи (1 раз в год), и лично учителем назначенное время примерно раз в неделю, как правило, до начала занятий, когда можно подойти и переброситься с учителем парой слов.

Последнее время школы Германии столкнулись с дефицитом учителей (особенно в начальном образовании), поэтому и график работы преподавателей, и возможность спонтанного с ними общения стали еще более регламентированными.

Садись, пять!

В начальной школе отсутствует строгое предметное разделение, многие предметы преподают комплексно. Урок NaWi (сокращение от «естественные науки») включает в себя, например, основы природоведения, географии, физики, химии, биологии.

Программы школ Германии не синхронизированы, единых учебников и стандартов по предметам нет. Обучение и программа может отличаться не только по федеральным землям, но и по отдельным школам, и даже от класса к классу и от учителя к учителю. Что составляет некоторую трудность в случае, если ребенку необходимо сменить школу.

Учеба в 11-12 классе организована по университетскому образцу. Ученики расходятся из общих классов в группы в зависимости от того, какие дисциплины они посещают.

В старших классах можно повторить целый курс по предмету, если считаешь свои успехи в нем недостаточными и хочешь улучшить свои результаты. Если же твои результаты “слишком” хороши, то тебя могут перевести и на класс выше.

Последнее правило действует на всем протяжении учебы в школе, с первого класса.

Оценки начинают ставить только в третьем классе (если родители согласны). С четвертого класса оценки обязательны. Текущих оценок ставится меньше, чем в российских школах. Табели с оценками ученики получают два раза в год, а не четыре.

Выпускных экзаменов – четыре. По каким предметам ученик сдает экзамены, он может выбрать сам в рамках определенной системы, причем среди выбранных могут оказаться такие «несерьезные» предметы, как театр или музыка. Четыре аттестационных предмета каждый ученик выбирает в 11 классе и последние два года в школе занимается ими по углубленной программе.

Все в сад!

Все перемены между уроками в немецких школах имеют различную длину. Между первым и вторым уроком, как правило, перемены нет. На большой перемене ученики обязаны выходить из здания школы на улицу.

Причины такой обязательности, во-первых, в том, что детям полезно делать перерыв в учебе на свежем воздухе, а, во-вторых, учителя обязаны следить за детьми, они выходят на школьный двор вместе с учениками. За оставшимися внутри здания школы некому приглядывать.

Приезжающих из России зачастую удивляет и возмущает тот факт, что во многих немецких школах нет обязательного обеда.

В Германии считается, что ученики могут завтракать дома, а с собой в школу брать ланч. В младших классах обедают в столовых после 12 часов, а для старших классов работает кафетерий, где ученики сами могут по желанию и возможностям приобрести себе пропитание.

Итог: отличия существенные

Главное основополагающее отличие образовательной системы в Германии – это ее изначальная направленность на индивидуализм, самостоятельность и дисциплинированность. Этим обусловлены многие школьные традиции и правила.

Никто с первого класса до последнего не будет давить на вашего ребенка и не будет никуда его тащить, не будет ему ничего разжевывать и за него «переживать». Предлагать и уговаривать будут, принуждать – нет. Но по окончании школы спросят со всех.

В России, если уж ты “выжил” 10-12 лет в школе, то получишь аттестат, если отучился все семестры в университете, то какой-никакой, а диплом ты тоже получишь.

В Германии все наоборот. К медленным и ленивым относятся с терпением и пониманием, идут навстречу, ждут, предупреждают об ответственности, никого не отчисляют, но на финишной прямой спрашивают по всей строгости и нерадивым аттестат/диплом не дают.

Пришедшего из российской школы ученика следует готовить к более свободным и расслабленным рамкам обучения и поведения, но и объяснить ему, что свобода означает не только возможность выбора между “делать” и “не делать”, но и неотвратимость своей ответственности за сделанный выбор.

Читайте также:  Что такое гутшайны в германии? хороший и удобный подарок!

Евгения Кирш

По теме: Приключения Буратино в немецкой школе

“Русское поле”

Затраты на реализацию проекта “Русское поле” частично покрываются за счет денежных средств, предоставленных фондом “Русский мир”

Источник: http://russkoepole.de/de/rubriki/obrazovanie-i-vospitanie/182-stati/4087-shkola-v-germanii-kakaya-ona.html

Начальная школа в Германии Информация

Информация для родителей учеников начальных школ

Обязательность обучения в Германии

Все дети, достигшие 6 лет, обязаны идти в школу и посещать её минимум 10 лет. В 6 лет ребёнок приходит в начальную школу (Grundschule), затем он посещает общеобразовательную школу повышенного типа. Обучение в начальной школе продолжается обычно 4 года, но в соответствии с успеваемостью ребёнка оно можетпродолжаться 3 года или 5 лет.

После начальной школы каждый ребёнок обязан минимум 6 лет посещать одну из общеобразовательных школ повышенного типа, а затем до достижения им 18-и лет школу, дающую профессиональную подготовку, или же гимназию.Школьное время, проведенное в начальной школе и в гимназии, составляет вместе 12 или 13 лет.

Запись в школу в Германии

Занятия в школе всегда начинаются летом. До 15 ноября года, предшествующего приёму в первый класс, все дети должны быть записаны в одну из начальных школ. Родители детей школьного возраста получают из Управления по делам школы (Schulverwaltungsamt) письменную информацию о процедуре записи в школу.

При записи в школу проводится собеседование, на котором выясняется, насколько хорошо ребёнок говорит по-немецки. Дети, которые пока ещё недостаточно хорошоговорят по-немецки, должны в течение полугода до начала занятий в школе посещать подготовительный курс (Förderkurs) немецкого языка.Дети, у которых имеются значительные проблемы со здоровьем, могут начать учёбу в школе на один год позже.

Решение об этом принимается руководством школы после

обследования у школьного врача.

Период школьной адаптацииДва первых класса начальной школы образуют так называемый период школьной адаптации. Он продолжается до перехода в 3-й класс. Ваш ребёнок может пройти этотпериод за год, за два или за три года в соответствии с уровнем своих способностей и развития.

Учебные предметы

В учебный план входят такие предметы, как немецкий язык, Природоведение, математика, искусство, музыка, английский язык,  религия и спорт.

Открытые школы продлённого дняВ открытых школах продлённого дня дети находятся в школе обычно с 8 часов утра до 16 часов. До обеда проводятся уроки, после обеда предлагается помощь в выполнениидомашних заданий, а также дополнительные занятия. (По материалам RAA)Данная статья носит информационный характер и не можетзаменить индивидуальную консультацию.

Розанна Батманова

Эксперт по вопросам образования

Розанна Батманова

Тел.:

02234 – 27 16 49

Warning: No images in given directory. Please check the directory!

Debug: given directory – http://ruslife.eu/images/stories/album/

Источник: http://ruslife.eu/Obrazovanie/Obuchenie/Nachalnaja-shkola-v-Germanii-Informacija.html

Как устроено школьное образование в Германии

Переезд в другую страну — это всегда немного страшно. Особенно если в семье есть ребёнок и он говорит только на родном языке. О том, как проходила адаптация тринадцатилетнего сына к немецкой школе и чем среднее образование в Германии отличается от российского, рассказывает Елизавета Хеллингер.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Весной мы с мужем переехали в Германию и сразу же принялись выбирать нашему 13-летнему сыну школу. Выяснилось, что в Германии существует три типа школ:

  • базовые (Hauptschule) – они дают базовые знания по основным предметам. Отучившись девять лет, их выпускники обычно находят себя в рабочих профессиях.
  • реальные (Realschule) – десять лет обучения и возможность работать в сфере услуг. Но найти хорошую работу после и реальной школы всё же очень сложно.
  • гимназии (Gymnasium) – 12 лет обучения, после которых выпускники могут поступить в вуз.

Мы решили отправить сына в гимназию.

Чему учат в немецких школах

Все образование в Германии бесплатное: и школы всех типов, и университеты. Причём для всех: и для местных, и для иностранцев.

А процедура поступления в гимназию ограничилась собеседованием и приёмом документов, где я пояснила какие языки сын учил, поскольку в гимназии (а она начинается с шестого класса) все ребята учат уже два иностранных языка. Обычно второй язык — французский. Английский учат с начальной школы (Grundschule).

Перед поступлением в школу сына спросили принадлежит ли он к какой-то общепринятой религиозной конфессии. Дело в том, что если ты не верующий, то вместо истории религии ты должен изучать философию. Вопросы морали туда тоже включены. А политику изучал весь класс независимо от вероисповедания.

Вообще, предметы в немецкой гимназии не сказать, что очень сильно отличаются от наших. Математика не делится на геометрию и алгебру. А программы по истории, биологии, химии и физике отличаются от наших тем, что все знания в Германии ориентированы на практику.

Дети постоянно отвечают себе на вопрос: как я могу использовать эти знания ежедневно в быту. Это нас, родителей, очень радует.

Ещё одно важное отличие немецкой школьной системы от российской -это постепенное отвыкание к выпускному классу получать и выполнять конкретные задания.

Последние три года гимназии ребята учатся почти как в институте, то есть получают задания на неделю или даже на месяц и потом отчитываются об их выполнении

В итоге у них намного меньше стресса. После написания итоговых экзаменов (абитур) они по конкурсу аттестатов просто выбирают себе подходящий институт и все оставшееся лето отмечают окончание школы.

Каникулы и адаптация к школе

Как известно, Германия делится на 16 федеральных земель. Летние каникулы во всех землях длятся шесть недель, но начинаются и заканчиваются в разное время. У нас занятия начинались в середине августа. И с весны до конца лета оставалось три месяца, чтобы подтянуть немецкий язык до базового разговорного уровня.

Этих трёх месяцев хватило, чтобы понимать уроки и общаться с одноклассниками. Надо отдать должное учителям: все пошли нам навстречу, объясняли сыну дополнительно то, что было непонятно, на английском.

Нам дали целых два года форы. Это значит, что в течение двух лет (7 и 8 классы) сына всё равно будут переводить в следующий класс, даже если он будет получать только плохие оценки — шестёрки или пятёрки

Источник: https://mel.fm/blog/elizaveta-hellinger/17539-kak-ustroyeno-shkolnoye-obrazovaniye-v-germanii

Начальная школа в Германии

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Начальная школа в Германии. Основные характеристики. Выполнила Меркушева М.В., учитель начальных классов г. Видное МБОУ ВСОШ № 7

2 слайд Описание слайда:

*В школах Германии в соответствии с государственными законами обучение начинается с 6-тилетнего возраста и является обязательным для всех детей. *В начале января – в феврале с будущими первоклассниками проводится собеседование, по результатам которого определяется готовность ребенка к школе.

*Подготовленность будущего ученика выявляют не школьные комиссии, а врачи и социальные психологи. Критерии готовности к школе – вовсе не умение читать и писать, а достаточная социальная зрелость ребенка: его способность совместно с другими детьми выполнять задания, понимать и соблюдать правила игры, концентрировать внимание, подчиняться дисциплине, доводить начатое дело до конца.

*Единой даты начала учебного года нет. В каждой земле учебный год начинают по-своему.

3 слайд Описание слайда:

Каждая школа в Германии подчиняется правительству своей земли. Поэтому программы, правила и даже длительность обучения в разных областях страны различаются. В одних школах дети с первого класса учатся писать прописными буквами, в других пишут до третьего класса печатными.

4 слайд Описание слайда:

Первой ступенью школьного образования является начальная школа (Grundschule), обучение в которой начинается в шестилетнем возрасте и продолжается в течение четырех-шести лет.

5 слайд Описание слайда:

C первым школьным днём немецкого первоклассника связана интересная и довольно старая – с начала 19-го века- традиция: так называемый «школьный кулёк». С этим большим, красиво разукрашенным кульком из плотной бумаги дети приходят в школу в свой первый учебный день. Волнительный для каждого малыша момент – раскрытие в школе своего кулька: а что же туда положили папа с мамой?

6 слайд Описание слайда:

Если наполнение кулька – прерогатива родителей, то изготовлением самой «тары» обычно занимаются дети. Они увлечённо склеивают кулёк и раскрашивают его, проявляя всю свою фантазию и художественный вкус.

7 слайд Описание слайда:

В первых двух классах отсутствует предметная структуризация, т.е. общие, базовые знания по математике, немецкому языку, краеведению, музыке и религии преподаются комплексно, в рамках одного учебно-воспитательного курса. После окончания начальной школы учащиеся продолжают учебный курс в средних школах.

8 слайд Описание слайда:

*Количество учеников в классе колеблется от 16-ти до 32 *Следует отметить, что учитель не обязан преподавать дисциплины по строго определённому часовому графику – он может переходить от одной темы к другой, если чувствует, что дети устали. *В течение первых лет учёбы количество уроков составляет около 20 часов, в дальнейшем около 30 часов в неделю.

9 слайд Описание слайда:

*В 1-м и во 2-м классах оценки учащимся, как правило, не выставляются, но на каждого ученика дважды в год учитель пишет официальное резюме, в котором характеризует его успехи и отношение к учёбе. *С 3-го класса успеваемость оценивается по 6-ти бальной шкале.

Высшие оценки – 1 и 2 – «очень хорошо» и «хорошо», далее – 3 «удовлетворительно», 4 – «достаточно»; оценки 5 и 6 считаются неудовлетворительными. *Табели с оценками выдаются ученикам в январе и перед летними каникулами.

*Учащиеся, не успевающие по одному или нескольким предметам, могут быть в течение года переведены в младший класс; ежегодно таких учеников бывает 1-3 на класс.

10 слайд Описание слайда:

По окончании начальной школы учащиеся получают дипломы с оценками по всем предметам, характеристикой и рекомендацией для продолжения образования в том или ином типе старшей школы: гимназии (для самых успешных учащихся с оценками от 1 до 3), общеобразовательной или единой школе (Gesamtschule), реальной школе (Realschule), основной школе (Hauptschule).

11 слайд Описание слайда:

Школьное образование в Германии.

12 слайд Описание слайда:

Расписание уроков в начальной школе Германии.

13 слайд Описание слайда:

*Основные задачи начальной школы Германии: введение ребёнка из сферы игры в учёбу; приобщение к учебной деятельности; содействие его естественному росту с помощью развития физических, интеллектуальных и духовных сил; вооружение его необходимыми знаниями и навыками; развитие критического мышления и творческих способностей; формирование целостного миропонимания и современного научного мировоззрения; воспитание самостоятельности; воспитание патриотов, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы других граждан и обладающих высокой нравственностью. *В результате педагогического процесса воспитывается человек с разносторонним кругозором; научным мировоззрением на природу, общество, человека; сознанием своей личной ответственности за всё происходящее в окружающем его мире, критическим мышлением; способностью к самостоятельности.  

14 слайд Описание слайда:

Спасибо за внимание!

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/nachalnaya-shkola-v-germanii-2658401.html

Личный опыт: мой ребенок учится в Германии

Каждую неделю «О!» рассказывает о том, как устроено образование в разных странах мира. В прошлый понедельник мы оказались в Мексике, а до этого гостили в Финляндии, Испании и Латвии. Следующая остановка — Германия, а точнее, маленький город недалеко от Дюссельдорфа, где живет мама 10-летней девочки, Ольга Краус.

Ольга Краус

Этим летом моя дочь закончила начальную школу. В первый класс она пошла в 6 лет, здесь все дети идут в школу примерно в этом возрасте. Никаких подготовительных курсов к школе в Германии нет, здесь все навыки дети получают в детском саду.

Группы в садике смешанные, в них занимаются ребята разного возраста. Дети растут как в большой семье и учатся друг у друга. Конечно, воспитатели стараются уделить чуть больше внимания тем, кто готовится пойти в школу, но специально читать или писать малышей не учат.

Считается, что если дети придут в школу чересчур подготовленными, то им там будет скучно.

Как устроена школа

Дочь учится в классической немецкой школе, но посещает занятия по русскому языку. Все дети, чьи родители не коренные немцы, имеют право изучать свой родной язык. Для нас это бесплатно, курсы оплачивает государство. Занятия проходят прямо в нашей школе, один раз в неделю. На них ребята учатся читать и писать на русском языке.

Летние каникулы в Германии всегда длятся ровно шесть недель, в зависимости от этого и устанавливается дата начала учебного года. Обычно это середина августа, в этом году первый учебный день выпал на 29 августа.

Читайте также:  День трех волхвов, или праздник трех королей в германии

В этом году мы пошли в новую школу, здесь и каникулы, и учебный год начинаются на два дня раньше, чем у всех.

Нам это очень нравится, потому что обычно в каникулы здесь происходит какой-то сумасшедший скачок цен на авиабилеты, а мы благодаря такому расписанию его избегаем.

Очень выгодно! А иначе приходится ехать на поезде до соседнего города и лететь оттуда! Мы, например, ездили из Дюссельдорфа в Штутгарт, где каникулы еще не начались, а значит, цены на билеты были ниже. Экономия примерно в 400 евро!

Что такое «школа полного дня»

Сейчас в Германии очень распространены школы полного дня. Раньше считалось, что женщине вовсе не обязательно работать, она должна заниматься детьми, а на так называемую «продленку» ходили только дети работающих родителей, то есть, тех, кто находится в трудной экономической ситуации.

А сейчас экономическая ситуация трудная в среднем по стране, так что работать приходится и женщинам, и мужчинам. А ведь дети должны быть под присмотром! Бабушек и дедушек в российском понимании тут тоже нет, пенсия в Германии у женщин начинается в 65 лет, а у мужчин в 67, так что работают все.

Классная комната состоит из двух помещений: одно больше похоже на садик, там лежат игрушки, можно поваляться на ковре, отдохнуть, а второе — классический класс, с партами. Но расставлены они не одна за другой, как в России, а группами, по 8 человек.

В классе учится 20−25 детей. В школе есть завтрак и обед. Завтрак проходит на второй перемене, она длится 20 минут, его мы даем с собой — обычно это бутерброд. Также у школьников есть обед, причем в классах полного дня обед обязателен. Мы сдаем на него деньги, но не школе, а городу. Это очень удобно, у учителя никогда не болит голова насчет сбора средств.

Те, кто не учится полный день, могут в столовую не ходить, это вовсе не обязательно. В школе каждые две недели вывешивается меню, так что можно заранее выбрать, в какие дни ты хочешь ходить обедать, а в какие — нет. Во второй половине дня начинаются кружки, дети ходят заниматься с собаками, на рисование, в театр теней и на футбол, есть, кстати, даже специальный футбол для девочек.

Все программы меняются раз в полгода.

Какие бывают школы

С первого по четвертый класс, в начальной школе, все дети получают одинаковое общее образование, а с пятого класса начинается разделение.

У нас есть четыре типа школ: основная школа, реальная школа, единая школа и гимназия. Все эти учреждения выдают аттестаты разного типа.

Основная школа — это ремесленные профессии, считается, что туда попадают не очень способные дети. С аттестатом основной школы поступить в университет нельзя.

Для того чтобы поступить в институт после реальной школы, придется еще пойти в колледж. Возможность сразу получить высшее образование дает только гимназия. Когда я была школьницей, в России было само собой разумеющимся после школы сразу же поступить в институт.

В Германии высшее образование получают далеко не все, в основном люди выбирают специальное, профессиональное. Причем делают это не в институте, а внутри предприятия.

Выбираешь понравившуюся фирму, интересную специальность, отправляешь туда свое портфолио, если тебя берут, то два дня в неделю ты проводишь в школе, а три дня — на предприятии, получая сразу и знания и навыки.

Внеклассная жизнь

Уроки по будням дети делают в школе, а вот в выходные приходится заниматься дома. Моя миссия — напомнить о том, что пора садиться за стол, по собственному желанию дочь за уроки берется редко. Ну и проверить потом, конечно.

Хотя педагоги говорят, что мы не должны этого делать, это в обязанности родителей не входит. Но у нас в классе 25 детей, честно говоря, не думаю, что наш учитель в состоянии проверить все работы.

В классах полного дня проходит не очень много концертов, ярмарок и прочих школьных мероприятий.

Мой самый любимый праздник — «Санкт-Мартин», он проходит зимой: дети мастерят из бумаги красивые фонарики, в которые вставлены лампочки, потом идут с ними по улицам, устраивают большой костер на площади, а родители пьют глинтвейн и едят сосиски. На таких мероприятиях у нас есть возможность пообщаться друг с другом в неформальной обстановке.

Ольга Краус с дочкой

Два раза в год у нас проходят обязательные встречи с учителем. На родительских собраниях нам рассказывают о школьной жизни в общем, а обсуждать конкретного ребенка педагог может только наедине с его мамой и папой. По любому поводу учителю можно написать электронное письмо, он отвечает на них достаточно быстро, ну, а если что-то экстренное, то, конечно, можно и позвонить.

Кстати, наш педагог — это молодой мужчина, он, кажется, пришел к нам сразу после института, это его первый класс, так что он был очень мотивирован на работу с детьми. Его основной предмет, предмет его души — математика, поэтому он предупредил нас сразу, что действовать будет нестандартными методами, у него своя методика.

Как прошел выпускной из начальной школы

Как проходит выпускной — решают все вместе, ведь это общий праздник для детей с родителями. У нас был очень дружный класс, мы могли, например, в выходные собраться в ресторане, просто посидеть, и пригласить туда учителя.

Мы забронировали домик для барбекю на берегу озера, с пологим выходом к воде. Наняли специального инструктора, который разделил детей и педагогов на две команды и вместе с ними строил плоты, а родители пока разжигали угли, жарили сосиски и пили шампанское. Нам очень повезло с погодой, было жарко.

Всем детям надели спасательные жилеты и спустили построенные плоты на воду. В итоге, конечно, все оказались в воде, а родители только и успевали фотографировать. Все были очень счастливы. Собирать деньги на выпускной нам даже не пришлось.

Каждая семья с первого класса откладывала в кассу класса по 2 евро, так мы и накопили на праздник.

Источник: https://www.kanal-o.ru/parents/9309

Школа в Германии

Какие бывают немецкие школы, почему дети в Германии обязаны их посещать, что изучают в школах, когда каникулы и другая информация.

В Германии существуют как общественные школы, так и частные. Частных существенно меньше. Обычно они платные. Общественные школы всегда бесплатные для учеников. За обучение платит государство и земля, в которой школа находится.

Обучение в школе для немцев начинается с шести лет. До этого они обычно ходят в детский сад. Первый этап обучения, что-то вроде нашей начальной школы, называется Grundschule. В большинстве случаев этот этап длится четыре года, но порой может достигать и шести лет.

После окончания начальной школы родители детей должны принять решение, куда ребёнок пойдёт дальше. Чаще всего решение принимается на основании оценок. Оценки в Германии ставят по шестибальной системе, от 1 до 6.

Единица – это лучшая оценка, но ставят её крайне редко. Это вроде российской 5+. В первых двух классах оценки детям обычно вообще не ставят, потому что немцы считают, что это может помешать ребёнку развиваться.

Лишь с третьего класса начинаются первые контрольные работы.

После четвёртого класса немецкие дети могут пойти в главную школу (Hauptschule). Проучившись там до девятого класса школу можно закончить, получив самое низшее образование.

Обычно тот, кто идёт в главную школу, после её окончания учится дальше на рабочие специальности, такие как маляр, слесарь и тому подобное.

Поэтому в главной школе детей не нагружают лишними знаниями и преподают лишь то, что может пригодиться в обычной жизни.

Конечно, такой школой довольствуются не все. Как альтернатива ей существуют Realschule – если переводить буквально, настоящие школы. В них начинают учиться с шестого класса. То есть те, кто почувствовал, что учёба в главной школе идёт очень легко, может перейти в школу настоящую.

Здесь уже детей учат более сложным, но в то же время, практичным навыкам. Например, наряду с обычными предметами, как математика или иностранный язык, могут учить печати на компьютере десятипальцевым методом. Настоящая школа даёт среднее образование и заканчивается в 10 классе.

Если же в четвёртом классе у ребёнка только “двойки” и “единицы” по всем предметам (то есть, он очень хорошо успевает), то он имеет право учиться в гимназии. Здесь уже нагрузка примерно сопоставима с той, которую привыкли получать российские школьники. Тут детей учат физике, химии, нескольким иностранным языкам и тому подобное. Этот этап длится до 12 или 13 класса.

Последние два класса гимназии называются колледжем. Школьники могут специализировать себя по интересам. Кому нравится физика, может уделять больше внимания ей в ущерб какому-нибудь другому предмету. В каждой школе разные правила, но обычно от самого нелюбимого предмета можно совсем отказаться. Конечно, от самых важных предметов отказаться нельзя.

В колледже ученик должен написать курсовую работу по заданной теме, листов на 30. Это называется подготовкой к студенчеству.

Тот, кто заканчивает гимназию, получает так называемый абитур, с которым он может поступать в университет.

Абитур обычно получают в 18-19 лет, но в принципе случается, что и 55-ти летние бюргеры вдруг решают продолжить обучение и отправляются в гимназии, правда, в вечернее время.

В принципе, абитур можно получить и после окончания других видов школ, но сделать это сложнее, потому что требуемых для поступления в немецкий ВУЗ знаний ученикам обычных школ просто не преподают.

Абитур, пожалуй, самая общепринятая цель обучения. Получение абитура в Германии приравнивается к получению аттестата зрелости. Немцы бурно празднуют окончание школы, порой отправляясь всем классом на какой-нибудь европейский курорт. Также принято к окончанию гимназии покупать первый автомобиль, на котором обычно пишут дату окончания школы.

Особенности обучения в школах в Германии

В Германии действует закон, по которому все дети обязаны учиться в школах. В большинстве земель маленькие бюргеры обязаны окончить минимум 9 классов.

Лишь достигнув совершеннолетия, немцы получают возможность самостоятельно решать, учиться им дальше или нет. А до этого возраста избежать школы никак нельзя.

Если ребёнок не появился на занятиях без объявления причины, то разбирки будут суровыми.

Иностранцам часто эта деталь немецкой системы образования неизвестна. По старинке, родители могут оставить ребёнка дома, если тот приболел, не сходив к врачу и не получив справку. А потом сильно удивляются, когда у двери появляется полицейский и просит немедленно собрать ребёнка в школу. Хорошо, если ещё и не оштрафуют. Читайте подробнее о законе обязывающем посещать школу в Германии.

Большинство немецких детей ходит в школу в дообеденное время. Занятия начинаются в восемь утра и заканчиваются в час дня. Лишь в старших классах есть ещё и дневные занятия. На случай, если оба родителя работают, существуют “продлёнки”. Там детей кормят обедом и помогают делать домашние задания.

Система школьных каникул построена на принципе “лучше чаще, но короче”. Перерывы между каникулами обычно три-пять недель. Каникулы длятся от недели до двух месяцев летом. Учитывая, что в Германии закон запрещает оставлять ребёнка дома одного, пока ему не исполнится девять лет, кому-то из родителей приходится либо домохозяйничать, либо работать на половину ставки.

День начала занятий каждая земля определяет самостоятельно, но обычно учёба начинается во второй неделе сентября. График каникул также составляется на уровне федеральных субъектов. Во время каникул цены на европейских курортах подскакивают чуть ли не в два раза. Туристические компании пользуются тем, что пропускать школу нельзя, для получения выгоды.

Общее образование также подразумевает присутствие в школах детей-инвалидов. Обычно те дети, которые больны лишь физически, учатся вместе со здоровыми детьми. Для тех, кто отстаёт в умственном развитии, обычно предлагаются отдельные школы, где за места платят социальные службы.

О немецкой системе школьного образования идут постоянные дискуссии.

Самая критикуемая проблема заключается в том, что уже в десятилетнем возрасте ребёнок и его родители должны выбирать между главной школой, настоящей школой или гимназией.

И от этого выбора зависит очень многое, потому что сменить вид школы в сторону повышения уровня довольно проблематично. Не слишком ли рано приходится определяться со своим будущим?

Также часто критикуют то, что гимназия позволяет учиться до 13 класса. По европейским меркам – это уж слишком много. Поэтому в некоторых гимназиях и сократили обучение до 12 классов.

Источник: https://www.tupa-germania.ru/obrazovanie/nemetskaja-shkola.html

Ссылка на основную публикацию