Немецкая шляпа: с ее помощью увольняют, не имеют с кем-то дело

Шляпа как элемент культуры Петербурга

В начале 1990-х годов в Петербурге работали 36 ателье по пошиву головных уборов. Сегодня не найдешь и пяти. «Зачем мне шляпа? В машине — трется о подголовник, в метро — слетит», — рассуждает сегодня среднестатистический горожанин. Не практично. Однако шляпное дело в нашем городе живет. И есть еще в Петербурге и настоящие шляпники, и настоящие ценители шляп, и даже шляпный музей.

Рискнуть, не спрятавшись в толпе

Самый известный шляпный салон модельера Марины Седовой находится в переулке Ульяны Громовой.

Заходишь и попадаешь в мир, где шляпы, словно планеты в космосе, парят вокруг тебя: котелки, романтичные федоры, стильные трилби. Дизайнер сама выходит к гостям всегда в яркой, затейливой шляпке.

Марина Седова не любит, когда говорят, что она «продает шляпы». «Я с помощью шляп рассказываю людям истории об их лицах», — уточняет она.

Марина начинала свой бизнес 1993 году, в годы, когда ателье закрывались одно за другим. Не найдя работы по специальности «модельер головных уборов», рискнула сама открыть мастерскую. Петербургская интеллигенция, художники, богема — ее типичные клиенты. По словам Седовой, мужчины, встречая друг друга на Невском проспекте в ее головном уборе, приветствуют друг друга, приподнимая шляпу.

Дело в шляпе

Марина Седова с удовольствием рассказывает «шляпные истории», которых за годы накопилось немало. «Одна моя клиентка была больна и прикована к постели, не могла и пальцем пошевелить. Муж принес ей в больницу все ее шляпы. На нее надевали шляпку, и она в зеркало на себя смотрела. Чуть окрепнув, она стала надевать шляпы сама.

А потом она пришла к нам и говорила, что шляпы ее спасли. Другой моей клиентке 92 года. Десять лет назад она приходит и говорит: «Мариночка, я пришла за летней шляпкой, наверное, последней в моей жизни….

» Я отвечаю: «А вы поставьте себе цель — обязательно прийти ко мне через год!» Сегодня ей 92, и мы ежегодно встречаемся!»

Да, дизайнерская шляпка стоит недешево, но, по словам Марины, можно найти свою вещь и среди фабричных моделей.

Почему же шляпа с годами утратила свои позиции моде? По мнению мастера, это вопрос внутренней смелости нашего современника, или ее отсутствия.

«Шляпа — это элемент культуры, а когда человек обладает культурой, он обладает и готовностью пойти на риск, взять на себя ответственность, не спрятаться в толпе. Иметь собственное мнение — вот что такое шляпа!» — утверждает модельер.

Дорасти до шляпы

«Израиль, Дальний Восток, США, Казахстан. Недавно пришел заказ на шляпу из Луганска», — перечисляет страны, откуда получал заказы, Павел Федоров, владелец собственного ателье по пошиву головных уборов «Карлсон Хэт».

В 90-е годы Павел с братом Константином решил шить простые мужские кепки. Купить качественную вещь тогда было негде. Потом перешли на женские шляпы, мужские. Сами придумывали модели, готовили болванки в мастерской в Ленинградской области.

1990-е годы были особым временем — бизнес шел легко, еще живы были ленинградские и московские фабрики, выпускающие качественные ткани. А в воздухе витал дух свободы, у людей было желание выглядеть оригинально. Заказывали шляпы а-ля Индиана Джонс, Марлон Брандо, а-ля Челентано или Ален Делон.

Сегодня уже таких настроений нет, отмечает Павел.

Узнав о мастерстве шляпника, к нему потянулись и «высокие заказы» — делал шляпы для Валентины Матвиенко, Вадима Тюльпанова, Лучано Спаллетти, для актеров Большого театра.

А его обычные клиенты — в основном люди в возрасте, которые носили шляпы в советское время. А еще те, кто решил наконец-то отбросить стереотипы и сменить свой имидж. Жена Наталья называет это явление «дорасти до шляпы».

За семейный бизнес они не боятся: экономические кризисы на «шляпное ремесло» никогда не влияли.

В шляпе «Наполеона»

Кондратий Лапин — студент 2 курса Технологического университета, будущий специалист по маркетингу.

Помимо учебы, молодой человек любит устраивать разные творческие акции для студентов или просто прохожих на улице, увлекается фотожурналистикой.

«Я понял, что мне нужна такая вещь, которая выделит меня из толпы и будет поднимать настроение окружающим. Заказал Павлу Васильевичу Федорову пошив шляпы Наполеона. Чувствую себя в ней превосходно!» — говорит Кондратий.

Что носили в Петербурге-Ленинграде

В шляпном салоне Марины Седовой работает небольшой музей головных уборов. Это личная коллекция дизайнера, собранная по лавкам старьевщиков, есть здесь и семейные реликвии.

Можно проследить путь женской шляпки: в конце XIX века петербуржцы обожали цилиндры — они были мужские и женские. Дамы также любили шляпки-таблетки, они до сих пор практически не изменились.

Наши бабушки и прабабушки любили шляпки — «менингитки», похожие на лежащие на голове арбузные дольки. Потом петербуржцы много носили береты, шляпы с полями наверх, соломенные шляпки летом.

По рассказам старожилов, у мужчин рабочего класса царствовала кепка-лондонка — щирокая, с козырьком из резины, а интеллигенция носила шляпы федора, борсалино, хомбург. Кто-то любил фуражки. Немецкие, чешские шляпы появились в продаже в 60-х годах. У дам входили в моду шляпы с драпировками из бархата. А позже в нашу жизнь ворвались «кепки полицейского» и бейсболки.

Совет молодым девушкам

Марина Седова: «Сегодня ни один модный показ не обходится без шляп, поэтому считать, что этот головной убор — пережиток прошлого, неверно. Шляпка — была и есть беспроигрышное оружие в борьбе за мужчин.

Если придет десять красавиц и среди них дурнушка, но в шляпке, я вас уверяю, молодой человек в первую очередь подойдет к ней. Потому что в головных уборах есть эротический подтекст.

В природе все птицы имеют хохолки, а для чего? Только ради «этого»! А еще, с помощью шляпы можно «подрасти» так же, как и с помощью каблуков».

Российские шляпоманы

Михаил Боярский носит шляпу уже более 15 лет. Первую шляпу купил случайно в ларьке на улице в Париже — просто понравилась. Носил ее 12 лет. «Когда я надеваю шляпу, не так заметно отсутствие ума, в отличие от тех, кто ходит без шляпы», — шутит актер.

Юрия Лужкова, бывшего мэра Москвы, не представить без своей кепки-капитанки. Опальный чиновник признавался, что в его личной коллекции — порядка 150 кепок.

«Что такое кепка? — говорил Лужков. — Кепка — это радость общения, кепка — это то единство, которое делает нас похожими, кепка — это защита, кепка — это радость!» Лужкову также принадлежит фраза: «Кепка защищает некоторые обнаженные части моего тела».

Михаил Шемякин — любитель кепок-фуражек. Любовь к кепкам с козырьком он объясняет проблемами с глазами, которые есть у многих художников.

Олег Каравайчук, загадочный и эпатажный петербургский композитор и пианист, многие годы предан берету, который носит слегка набок. Из воспоминаний о композиторе в журнале «Жизнь. Кино.

Спб» 2005 год: «На полированной крышке рояля всегда стояли в ряд суповые тарелки с натянутыми на них одинаковыми беретами. Олег очень следил за тем, чтобы береты выглядели парадно.

Из-под Олегова берета всегда ниспадали длинные волосы…»

Дмитрий Хрусталев, известный телеведущий и актер из Петербурга, часто носит шляпу трилби, которая уже стала неотъемлемым атрибутом его образа на ТВ.

Рената Литвинова — единственная из современных актрис, кто не боится шляпок самых разных фасонов, прежде всего в ретро-стиле. Шляпник королевы Великобритании Филип Трейси называет ее «российской Марлен Дитрих».

Комментарий стилиста: «В моду вернулись широкополые шляпы»

Экстравагантный вариант головного убора в этом сезоне — шляпа в стиле «Вестерн» и тюрбан. Шляпа в стиле «Вестерн» станет прекрасным дополнением к образу с пальто и высокими сапогами, а тюрбан может стать дополнением деловому образу и может завершить яркий этнический наряд, рассказывает Анна Морозова, руководитель Академии имиджа ImageSpb.

Этим летом в моду вернулись широкополые шляпы. Актуальными будут и яркие и сдержанные цвета, и соломенные шляпы и тканевые, с украшениями и без. Вы можете приобрести как классический элегантный вариант широкополой шляпы с жесткими полями, так и более романтический с мягкими полями, создающими богемный и утонченный образ.

Еще один классический тренд весны 2015 — это береты. Береты этой весной станут женственным и во всех ситуациях уместным головным убором. Актуальные цвета беретов: черный, винный, бордовый, бежевый и белый.

Этой весной дизайнеры активно использовали кепки в своих коллекциях. Выбирайте кепки черного, коричневого и бежевого цветов, носите кепки ярких цветов и отдавайте предпочтение цветочным и анималистическим рисункам. Особенно популярны в этом сезоне кепка-коппола с небольшим козырьком и французская кепка.

Этим летом дизайнеры предлагают нам носить хлопковые и льняные панамы светлых и темных тонов, а также соломенные канотье — французская шляпа жёсткой формы с цилиндрической тульёй и прямыми полями. Этой весной и будущим летом можно создавать головные уборы, повязав на голову платок.

Из платка можно сделать тюрбан или повязку, соорудить объемную чалму, завязать под подбородком в стиле «Бабушка», завязать на лбу или на затылке. Подбирайте платок в тон макияжа и цвет своих глаз и будьте уверены в актуальности своего образа.

Носите платки в сочетании с солнцезащитными очками разных оттенков.

Источник: https://mr7.ru/articles/112844/

Дело в шляпе. особенно если это шляпа от ольги микуленок

?meschaw_kina1 (meschaw_kina1) wrote,
2016-07-22 16:00:00meschaw_kina1
meschaw_kina1
2016-07-22 16:00:00При упоминании слова «Шляпник» передо мной раньше вставал образ, созданный Джонни Деппом. «Безумный Шляпник» из кэролловской «Алисы». Оттого я с некоторой опаской обращалась за интервью ко шляпных дел мастеру.

И каким же приятным было мое удивление от общения с милой и очень талантливой девушкой по имени Ольга Микуленок, мастером Шляпной мануфактуры OLD HAT (г. Минск, Беларусь).
Original: https://new.vk.com/kvestiviborg?z=photo-30822403_365171298%2Fwall-68043619_1334

Original:https://new.vk.

com/kvestiviborg?z=photo-30822403_390495018%2Fwall-68043619_1334

Добрый день, Ольга! Что вдохновило Вас стать «шляпных дел мастером»?

Природное любопытство, я бы сказала так. Сама идея шляпной мастерской возникла с подачи мужа, и название тоже. Началось все с того, что ему понадобился головной убор. Дальше любовь к творчеству и руки из плеч сделали свое дело.

Я с детства что-то шила, мастерила, вышивала. А увлечение реконструкций все слило воедино. Теперь это наше совместное с мужем детище. Без его помощи я бы не справилась, так как валяние – это, в первую очередь, физически трудоемкий процесс.

Помните ли Вы свою первую шляпку и для кого она была сделана?

Конечно помню, это невозможно забыть. Мне казалось, что это что-то невероятное! И не верилось, что я смогла сделать ее сама. Это был головной убор для мужа. Причем, между первой шапкой и первой дырявой «типо шапкой» прошло полгода.

Трудности обычно меня не останавливают, поэтому за полгода я изучила много литературы, подтянула мат. часть и со второй попытки у меня уже получилась «тиролька»*.

Упорство и труд – это основной девиз валяльщика!

Расскажите, пожалуйста, немного о процессе изготовления шляп. Насколько он сложный?

Сам процесс валяния, как я уже говорила, трудоемкий и не быстрый. Для себя я условно делю его на несколько этапов, так как мне удобнее сделать несколько шапок поэтапно, чем одну от начала до конца.Еще до начала валяния нужно рассчитать выкройку для шапки. В основном для разных шапок используются разные выкройки.

Но есть и универсальные, сваляв по которым форму, можно изменить в процессе формовки саму шапку. Делая выкройку, нужно учесть, на сколько сантиметров произойдет увалка шерсти в процессе валяния, и исходя из этого увеличить размер выкройки. После создания выкройки идет процесс раскладки шерсти по ней.

Разложив шерсть, нужно намочить ее, намылить и легонько притереть руками, постепенно увеличивая силу нажима. Это и есть сам процесс валяния.Далее мы постепенно усиливаем нажим и силу рук, поглаживая шерсть. А потом можно скрутить шапку в рулончик и покрутить уже в таком виде, меняя сторону закрутки. С каждым разом нажимать нужно чуть сильнее.

Так мы валяем где-то в течении 60 минут, в зависимости от размера шапки и силы рук. Потом шапка выполаскивается от мыла и идет процесс формовки на болванке. На этом этапе основные помощники – утюг с паром и болванка нужной формы. Сами видите, что процесс не особо сложен, но и не быстр. В среднем на изготовлении одной «тирольки» уходит от 3 часов.

По началу было в два раза больше, как минимум! С опытом некоторые моменты ускорились, а самое главное – мне помогает муж, освобождая меня от большей части физической нагрузки при валянии. В целом же, чем сложнее и мудренее модель, тем больше времени на нее уходит. Даже сейчас бывает, что новые модели с первого раза не получаются.

Тогда я анализирую, что нужно переделать, и делаю еще один вариант. Главное, чтобы был доволен заказчик!

Какие головные уборы Вы чаще всего делаете для реконструкторов Средневековья?

Самый распространенный головной убор – это, конечно, «тиролька», также называемая в просторечии «шапкой робингуда». Но последние годы все чаще заказывают новые интересные модели головных уборов по историческим источникам, которые я с удовольствием делаю.

Читайте также:  Семья в германии. для немцев семья важная часть жизни.

Где берете перья для украшения головных уборов и какие перья (каких птиц) принято использовать?

На изобразительных исторических источниках чаще всего мы видим, что головные уборы были украшены перьями страусов, павлинов и фазанов. Это самые распространенные перья. Я приобретаю их у фермеров или заводчиков птиц.

С какими материалами чаще всего приходится работать при изготовлении мужских и женских средневековых головных уборов? Есть ли отличия?

Материал для изготовления головных уборов, как мужских, так и женских, один – овечья шерсть. Я работаю в основном с шерстью латвийской и болгарской фабрики.

Кто является основными Вашими заказчиками?

Основные заказчики – это, конечно, реконструкторы и ролевики. Но есть и обычные люди, которые хотят себе необычный головной убор. Или вполне обычную шляпу типа «федоры».

Можно ли назвать этот бизнес прибыльным или это, скорее, хобби?

Суперприбыльным бизнесом я нашу мастерскую назвать не могу, потому что это полностью ручная работа. Наши возможности ограничены как временем, так и физическими факторами. Поэтому для нашей семьи это хобби, которое приносит небольшой доход.

Занимаясь реконструкцией уже около 15 лет, я поняла, что валяние – это мое. Приезжая на фестивали с ремесленной мастерской мне интереснее проводить время.

Какие Ваши дальнейшие планы и перспективы в профессии? Может быть есть ка-кой-то крупный проект, который бы хотелось реализовать?

Глобальных перспектив и крупных проектов пока нет. Мне нравится делать любые заказы, и простые, и сложные. Нравится читать слова благодарности заказчиков, когда они получают шапочки. После таких слов хочется мастерить и творить.

В эти моменты я понимаю, что занимаюсь нужным делом! А после сложных заказов, особенно если что-то не получилось с первого раза, а потом удалось, меня наполняет приятное чувство – я смогла это сделать! Мой основной девиз – глаза боятся, а руки делают!
Original:https://new.vk.

com/kvestiviborg?z=photo-30822403_360808666%2Fwall-68043619_1334Вдохновившись общением с Ольгой, я решила изучить исторические источники, чтобы посмотреть головные уборы, характерные для Средневековья. В следующий раз как-нибудь поделюсь с вами, друзья!

*Прим.

«Тиролька»: головной убор, традиционная тирольская, немецкая шляпа выполняемая в национальных цветах: зеленом с красной отделкой. Получила широкое распространение среди реконструкторов благодаря фильмам о Робине Гуде.

Источник: https://meschaw-kina1.livejournal.com/8581.html

Шляпный интерес: история женской шляпки

Слово «шляпа» с немецкого переводится как «головной убор, сохраняющий устойчивую форму». Действительно, с течением времени шляпа кардинально не меняла свои основные составляющие: донышко, тулью и поля.

Этот предмета гардероба имеет богатую историю: шляпку то боготворили и были готовы тратить на нее огромные деньги, то отказывались полностью в сложные времена истории человечества,  ограничиваясь косынкой.

Однако, всегда шляпка была символом женственности, придавала ее обладательнице шарм и загадочность.

 В наши дня с каждым годом увеличивается шляпный интерес, дизайнеры лучших домов моды делают в своих коллекциях акцент на оригинальных шляпках, для изготовления которых используются разнообразные материалы: соломка, кожа, мех, ткань, фетр.

Шляпы снова в моде!

Изначально головные уборы возникли как способ облегчить жизнь человека, защитить от внешнего воздействия тех или иных погодных условий.

По легенде, первую шляпу создал бог Гермес для того, чтобы спастись от палящих лучей солнца. Выглядела первая шляпа как тулья с большими полями. При ненадобности ее можно было легко прикрепить к ремню или отбросить на спину, предварительно прикрепив к ленте. Называлась такая шляпа петадос.  Именно от него произошли позже сомбреро, панамы и классические шляпы.

В Древней Греции и Риме, судя по дошедшим до наших дней изображениям, головные уборы не были популярны. Их носили только во время полевых работ для защиты от солнца. Для моряков  и ремесленников существовали специальные пилосы – войлочные колпаки. Часто голову украшали венком из того или иного растения, по которому могли определить род деятельности венценосного человека.

В Древнем Египте фараоны надевали немесы – головные уборы, служившие защитой от грязи и пыли, привилегию носить такой головной убор имели только представители царской семьи.

В древнем мире головной убор имел ритуальное значение: его обязательно надевали во время погребения, нанося на него орнамент, считалось, что такое послание должно повлиять на более теплый прием души человека на том свете.

Египетский головной убор — немес

 В Средневековье шляпа являлась не только защитой от неблагоприятных погодных условий, но и предметом декоративным. Головные уборы носили все сословия: и мужчины и женщины.

Впервые стали заботиться о их внешнем виде: декорировать с помощью меха, лент, перьев: чем больше на головном уборе драгоценностей, тем более богат его владелец.

 В средневековье ходить без головного убора женщине было верхом неприличия.

В 14 веке были придуманы эннены (генин) – высокие картонные колпаки, которые обшивались тканью. По одной из версий, ее создательницей является королева Франции Изабелла Баварская. Новшество довольно быстро распространилось по всей Европе. Считалось, что чем выше колпак, тем знатнее положение девушки.

Например, высота колпаков принцесс иногда достигала одного метра в длину. С тыльной стороны генина пришивалась вуаль, которой женщины могли прикрыть лицо, все волосы было принято прятать под колпак.

Такой головной убор пользовался такой большой популярностью среди придворных дам, из-за высоты генина даже приходилось увеличивать длину дверных проемов.

В 14 веке дамы носили головной убор — генин

Веком позже в Германии и Франции женскую любовь получили соломенные шляпки.

Кроме того, было принято, что головной убор являлся не только средством защиты от природных условий или для красоты женского наряда, но еще был и средством, показывающим социальное положение граждан: правильные люди должны были носить на шляпе перья фазана или петуха, нарушившие закон – ощипанные тушки лесных птиц, а банкротов можно было узнать по желтым и зеленым шляпам, врач должен был носить берет, а ученый — маленькую шапочку черного цвета.

В наполеоновские времена среди мужчин распространены были треуголки, позже они вошли в состав военного костюма.

На праздничные события мужчины носили низкую шляпу, которая создавалась из меха бобра, а по кромке пускалось длинное перо. Особенно любил такую шляпу король Людовик 13, впоследствии такой фасон шляпы был назван его именем.

В 18 веке вместо шляп стали носить парики, а сами шляпы носили под мышкой. Моду на парики ввела королева Мария Антуанетта.  Для того, чтобы парик сидел идеально, иногда дамы полностью сбривали свои волосы.

В 18 веке шляпы были заменены на парики

19 век считается веком шляп. Этот предмет гардероба стал важнейшим составляющим для прекрасных дам, который девицы меняли, чуть ли не каждый день.  Модели шляп были разнообразные: чебец с лентами, тюрбан с драгоценностями, соломенная шляпка с широкими полями и многие другие.

Новые модели шляп появлялись практически каждый раз, как происходило значительное политическое, культурное или военное событие и свидетельствовала о предпочтениях ее хозяина. Например, шляпку «Ромео» могли носить любители Шекспира, шляпку «Франциск» — любители французской моды.

Тюрбан с драгоценностями

Так шляпка стала обязательной частью женского гардероба, показателем вкуса женщины и ее социального положения. Тогда же в этикете появилось правило о том, что женщине необязательно снимать шляпку в помещении.

20 век ознаменован особым отношением к цветам и цветочным орнаментам, которые где только не использовались: в дизайне интерьеров, на платьях, в прическах и, конечно же, на шляпах. Самыми удобными для размещения цветов были шляпы с широкими полями.

Здесь дамы проявляли все свои фантазии, в итоге шляпа часто превращалась в подобие клумбы на голове, достигать она могла в диаметре одного метра, в шляпу даже могли вмонтировать специальный механизм, который заставлял шевелиться фигурки птиц.

Такая «тяжеловесная мода» просуществовала недолго и вскоре от идеи клумб на голове отошли.

Шляпа с цветами

Влияние первой мировой войны заставило упростить максимально головные уборы, оставив на шляпах лишь ленты и перья.

Эмансипация давала женщине свободу – она получала независимой от мужчин, становилась более мобильной, деловой. Куда уж тут до массивных шляп – их место занимают облегающие шляпки с маленькими полями или шляпки «клош», похожие на колокольчик. Часто женщину можно было увидеть совсем без шляпки и уж совсем странно – без волос, женщины стали состригать свои кудри.

Шляпка Клош

С середины 30-х годов женственность снова становится в моде: локоны вновь заняли свое место на головах барышень и вместе с ними – вернулась и мода на шляпки.

20 век во всех отраслях ознаменован настоящими революциями во всех сферах жизни человека. Не обошлось без сенсаций и в шляпной сфере: 1933 году на подиуме была представлена манекенщица с вязаным носком но голове.

Также на шляпную моду влияли Коко Шанель и Эльза Скиапарелли. Эльза является создателем эпатажных шляпок «Стоптанная туфелька» и «Осьминог», посвященные работам Сальвадора Дали.

Эти события привели к тому, что шляпки стали создавать из всего, чего только можно, в ход идут и солома, и кожа, и пряжа. Особой любовью пользовались шляпки из конского волоса. Со временем они становятся узкими и прямыми.

Возникают новые виды шляпок, в том числе и знаменитые шляпки-таблетки – совсем маленькие шляпки, закреплявшиеся на голове десяткой невидимок.

Теперь в женские гардеробы вновь наполнены шляпками разных форм к каждому костюму имеется своя шляпа: деловые встречи, скачки, вечерние мероприятия, занятия спортом.

Шляпка — таблетка

Во время следующей мировой войны снова становится не до шляп. Тем не менее головной убор сохранялся, самым популярным был платок. Тот небольшой объем шляпок, который продолжал продаваться в Англии разрешено было реализовывать только лысым дамам – по причине нехватки материалов для производства.

После окончания войны женщины,  уставшие от мужских костюмов и грубых нарядов, вновь стремятся к моде, изяществу, женственности. Снова в моду возвращаются миниатюрные шляпки, которые сопровождаются перчатками и сумочками.

  В 60-е годы на популярность шляпок влияет высший свет и Голливуд: в ходу знаменитые шляпки-таблетки, которые часто носила Жаклин Кеннеди и изысканные шляпки Одри Хепберн.

Знаменитая шляпа Одри Хепберн

В 80-е модно стало делать прически с помощью начеса, и от шляпок и вовсе практически отказались. Зато происходит расцвет спортивной моды, и на замену им приходят бейсболки. Благодаря во многом принцессе Диане и королеве Англии, которые обожали различного вида шляпки, интерес к этому предмету гардероба сохранялся, но не был значительным. 

Принцесса Диана практически никогда не появлялась в обществе без элегантной шляпы

Однако, в 21 веке интерес к шляпному делу снова вернулся как в женской моде, так и в мужской. Коллекции именитых домов моды таких, как Диор, Ланвин, Гермес, Армани пополнили белые, черные и цветные модели.

Самыми популярными моделями шляп сегодня являются несколько, о которых стоит сказать отдельно:

  • Федора – считается царицей всех головных уборов, пользуется популярностью не только мужчин, но и женщин. Она была изобретена в 1880-х годах, изготавливается из фетра, обвивается атласной лентой один раз. Поля шляпы можно регулировать по высоте. На тулье находятся три вмятины. Федора была любимой шляпой Майкла Джексона

Шляпа Федора — любимая шляпа Майкла Джексона

  • Панама  — похоже на федору, но изготавливается не из фетра, а из переработанной бумаги. К любителям таких шляп относится Мадонна и Шон Коннери

Мадонна в панаме

  • Шляпа Трилби – в 60-х годах ее носили мужчины, затем ее надели музыканты джазовых концертов. Традиционно в такой шляпе появляются на английских скачках. Такие шляпы носят: Кейт Мосс и Френк Синатра

Френк Синатра в шляпе Трилби

  • Широкая шляпа – создается из любых материалов, используется как для светских мероприятий, так и для пляжного отдыха. Пример: Мерлин Монро и Ванесса Хадженс

Мерлин Монро в широкополой шляпе

  • Клош – расцвет популярности этой модели в 1920-х, имеет форму колокольчика. Пример: Анджелина Джоли в фильме «Подмена»

Анджелина Джоли в шляпке Клош

  • Котелок – раньше его носили только мужчины, сейчас пользуются большой любовью у женщин. Пример: Чарли Чапли, Мадонна

Мадонна в котелке

Шляпка любви: Луи Мариетт, дизайнер из Франции, специализирующийся на создании эксклюзивных шляп для звездных персон, изготовил шляпку стоимостью в 2,7 миллиона долларов из платины и бриллиантов. Как признался Луи, вдхновением для него послужили образы плюща и колокольчика.  К сожалению коллекционеров, к продаже такая шляпка не предназначена.

«Шляпка любви» оценена в 2,7 миллиона долларов

Шляпа под названием «Глубокое голубое море» является настоящим произведением искусства. Его дизайнер Энн Мари Вилетт использовала для этого изделия 26 опалов, их общий вес составляет 1 447 каратов, а стоимость достигает 200 тысяч долларов.

Шляпа «Глубокое голубое море»

Шляпка для скачек: Royal Ascot – самые известные английские скачки. Более того, также это место считается скоплением лучших в Мире шляпок, куда дамы со всего мира съезжаются, чтобы покрасоваться. Продолжительность скачек – 5 дней, и в каждый день на скачки нужно приходить в новой шляпке.

Дамы в шляпах на скачках Royal Ascot

  • В Мехико полицейские охраняют центр города в традиционных сомбреро и национальных костюмах
  • В Швеции в 18 веке было две политические фракции: «шляпы» и «шапки». Первые выступали за политику Франции, второе – России
  • Устойчивое выражение «безумный, как шляпник» сформировалось на реальных исторических фактах: дело в том, что при обработке меха шляпник использовал вредные химические элементы, которые негативно сказывались на работе мозга. Это приводило к слабоумию и галлюцинациям
  • Считалось, что если королевскую шляпку примерит человек некоролевской крови, то он умрет от мучительной смерти
  • В 19 веке дамы носили шляпки с прикрепленными искусственными локонами, но на самом деле под шляпой волосы не укладывались вообще никак
  • Выражение «эх ты, шляпа» возникло от военных, которые по головному убору называли гражданских
Читайте также:  Детство в германии. быть ребенком в германии

Фильм о производстве шляп

Источник: http://www.supermamma.ru/shlyapnyij-interes-istoriya-shlyapyi

Шляпа в истории разных народов

В современном мире, наполненном удобствами и комфортом, шляпа – это только модный аксессуар. Исторически же шляпа – это значительная часть культуры многих народов.

Обусловлен этот факт тем, что в те времена, когда отсутствовали кондиционеры, автомобили и многие привычные нам вещи, люди ощущали острую необходимость в защите от палящего солнца, насекомых и ветров. В каждой стране есть своя, уникальная, традиционная шляпа.

Особенности их кроя учитывают особенности климатической зоны и исторических событий страны.

Любимая шляпа капитана Джека Воробья, героя Джонни Деппа в фильме «Пираты Карибского моря», на самом деле не имеет отношения к пиратам. Треуголка – это традиционная мужская шляпа французских военнослужащих времен Людовика XIV. Долгое время западноевропейская форма военных была оснащена широкополыми шляпами, ярким примером которых можно считать шляпы мушкетеров.

С появлением огнестрельного оружия широкополая шляпа теряет свою популярность. Объясняется это тем, что поля шляпы мешали удобно расположить приклад громоздкого ружья на плече.

Военные загибали края шляпы наверх и крепили их к тулье. Эта традиция прижилась. Со временем армия полностью перешла на треуголки.

А еще спустя некоторое время треуголки стали популярны среди гражданских.

Поскольку треуголка была форменной одеждой, украшали такую шляпу соответственно званию ее хозяина. Традиционно край шляпы украшал золотой галун.

Чем выше было звание офицера, тем шире была полоса галуна. Офицерам средних чинов позволялось крепить кокарду. Офицерам высших чинов полагалось носить плюмаж – украшение из страусиных перьев.

Его размет так же зависел от статуса офицера.

Этот головной убор пользуется спросом у Австрийцев и является неотъемлемой частью немецкого национального костюма.

Впервые он появился в Тироле – регион Австрии, расположенный в горной части страны, отсюда возникла традиция вшивать в настоящие Тирольские шляпы пучок шерсти из бороды горного козла.

Изначально она был частью костюма тирольских солдат, но со временем перешла в культуру Австрии и Баварии и стала более известна как Баварская шляпа.

Это небольшой, практичный головной убор из фетра. Он имеет невысокую тулью в форме трапеции, загнутую внутрь, поля шляпы не широкие, загнуты наверх сзади и расправлены впереди. Традиционно Тирольскую шляпу принято украшать витым шнурком и пучком перьев. Особо зажиточные мужчины украшали свои головные уборы крупными кисточками, торчащими вверх.

Позже такую шляпу стали носить армейские охотники, среди которых была традиция добавлять перо в украшение после каждой удачной охоты. Среди военных возник целый набор отличительных значков для украшения головных уборов, они служили символом войск, к которым относился солдат.

Мода на шляпу-цилиндр прошла по всей Европе, посетила Россию и добралась до США. Эта шляпа стала символом богатства, стиля и целой эпохи. Несмотря на то, что первый цилиндр был изготовлен еще в 1797 году, популярность к этому головному убору пришла только спустя 20 лет.

Изначально цилиндр имел множество вариантов кроя, применялись различные материалы и цвета. Существовал, даже складной вид этих шляп – цилиндр шапокляк.

Со временем мода на цилиндр стала более требовательна, их стали производить исключительно из шкур боров.

Производство такого головного убора требовало немало затрат, шились такие шляпы только вручную – вот почему цилиндр стал символом богатства.

В середине ХIХ века на изготовление цилиндров были уничтожены практически все бобры, поэтому производство перешло на использование шелкового плюша.

Этот материал отличается характерным блеском, поэтому богатые люди выделялись среди джентльменов, носивших цилиндры из более дешевых войлока и фетра.

В конце ХIХ века мода на цилиндры угасла, но наиболее богатые люди не отказывались от них вплоть до 1930 года.

Этот классический головной убор имеет несколько названий, например Коук, Блаувер, шляпа-дыня или Дерби, но нам он известен как Котелок. Предполагалось, что котелок станет форменной шляпой английских лесничих. В середине ХIХ века мужчины носили высокие цилиндры.

Такой головной убор был удобен в городе, но не в лесу, где лесничие приводят большую часть своего времени. Высокие цилиндры цеплялись за ветки и часто падали или совсем терялись. Первый котелок был произведен братьями Булерами по эскизу братьев Локов в 1849.

Шляпа была сшита из плотного фетра, она плотно сидела на голове и хорошо защищала его от ветвей.Наибольшую популярность котелок приобрел в конце ХIХ – начале ХХ веков. В этот период мода на котелки распространилась практически по всей Европе и достигла Америки.

Поскольку производство этого головного убора было не затратным, его стоимость была не велика.

В США котелок был популярен у абсолютно всех слоев населения. В Великобритании он считался формальным видом одежды и служил дополнением к классическому костюму. Самым знаменитым почитателем котелка стал великий Чарли Чаплин. Он ввел в Англии моду на сочетание котелка со свитером, чем сделал этот вид шляп еще более популярным.

Любимая шляпа бандитов и гангстеров начала ХХ века задумывалась как исключительно женский аксессуар. В 1882 го великая Сара Бернар исполнила главную роль в пьесе «Федора» Викторьена Сарду. Для этой роли режиссер заказал костюмерам изготовить уникальную новую шляпку.

Пьеса имела головокружительный успех, а к шляпных дел мастерам выстроились очереди из желающих пополнить свой гардероб «шляпкой как у Бернар».В начале ХХ века кинотеатры начинают показы фильмов о брутальных гангстерах. Эти мужественные и дерзкие герои бросают вызов великой депрессии и сухому закону, носят автоматы и презирают правила.

На голове каждого из них красуется федора. Так она стала популярна и у мужчин.

В 1970х года интерес к этому головному убору практически исчезает, но только до появления новой, яркой звезды шоу бизнеса. Великий Майкл Джексон молниеносно возвращает моду на федору. В то же время Кристиан Диор выпускает коллекцию женской одежды, в которой особое внимание уделяется этому типу шляпок.

Может ли головной убор быть жизнерадостным? Еще как! Например, известная всем, шляпа сомбреро. Это единственный в мире головной убор, который имеет свой фестиваль.

Сомбреро ассоциируется с безудержным весельем и жаркой Мексикой, но действительно ли эта шляпа – творение рук Мексиканца? История этого головного убора очень запутана, а на звание го родины претендуют несколько стран.

Главная отличительная черта сомбреро – это очень широкие поля. Эта шляпа имеет массу фасонов, изготовляется из разнообразных материалов и имеет разные назначения в зависимости от региона.

Итальянская сомбреро – это абсолютно любая широкополая шляпа с высокой закругленной тульей. В Мексике настоящей сомбреро считается только шляпа произведенная вручную.

Бедные мексиканцы плетут ее из соломы, богачи заказывают для себя богато украшенные фетровые шляпы.

Испанские пастухи имеют свой традиционный вариант сомбреро – сомбреро вакеро. Этот головной убор нам известен как ковбойская шляпа.

В Колумбии так же есть свой вариант сомбреро, он отличается черно-белой окраской.Широкополые шляпы и шляпы ковбоев по сей день пользуются огромным успехом.

В летних коллекциях таких модных домов как Prada, Cavalli и Готье часто появляются образы, дополненные такими головными уборами.

Самой популярной сегодня можно назвать маленькую гавайскую шляпу. На первый взгляд ничего общего с сомбреро она не имеет, но тогда почему ее называют мини сомбреро? Сложно сказать, кто и когда привез на Гавайи моду на шляпы, можно только предположить, что некто привез на райские острова сомбреро, а местные жители адаптировали ее под сваи нужды.

Климат на Гавайских островах гораздо приятнее, чем в Мексике, поэтому широкие поля здесь были бы не практичны. Высокая тулья сменилась короткой и плоской. Шляпы стали очень легкими, поэтому больше не нуждались в шнурке для закрепления на голове. Тулью стали украшать пестрой цветной лентой.

Со временем Гавайская шляпа трансформировалась еще и приобрела современный, полюбившийся нам вид. Сейчас гавайская шляпа короткую косую тулью со складкой в районе затылка.

Поля шляпы могут быть как ровными, так и загнутыми сзади или по бокам. Изготавливаются такие головные уборы из соломы. Они могут быть любого цвета.

Тулью по-прежнему украшают лентой, но теперь ее подбирают под цвет шляпы.

Традиционная австралийская шляпа, диггер-хет, что переводится как «шляпа старателя», является столь же уникальной и интересной вещью как и все, что касается австралийской культуры. Во времена золотой лихорадки, в поисках богатства, Австралию отправилось немало смельчаков.

Они занимались поиском золота на территории мало исследованного в то время континента. Этих смельчаков прозвали старателями. Мало кто из них действительно разбогател, но нашлись и такие, которые смогли «сколотить капитал» не беря в руки кирки и лопаты.

В 1847 году молодой человек по имени Бенджамин Данкерли прибыл в Австралию в поисках счастья. Он разработал инновационный метод выделки кроличьей шерсти и кожи кенгуру – это позволило ему без особых усилий открыть бизнес по производству шляп.

Невыносимая жара Австралийской пустыни вынуждала старателей покупать шляпы, отсюда и произошло название диггер-хет.

История появления этой шляпы удивительна и передается вьетнамским народом от поколения к поколению уже много веков подряд. Согласно легенде, в один особо дождливый год пришла во Вьетнам очень красивая девушка.

Она отличалась фантастически высоким ростом, а на голове у нее была остроконечная шляпа. Она шла по опустошенной дождями стране и учила измученный народ земледелию. Везде, где она появлялась, наступала хорошая погода, и зрел отличный урожай. Потом она просто исчезла.

Вьетнамцы верят, что у них все будет хорошо, пока они носят такие шляпы, как у девушки из легенды.

Для изготовления такой шляпы не требуется особых навыков, поэтому вьетнамцы умеют делать их с самого детства. Основным материалом для производства Non la служат листья пальмы. Их хорошо просушивают, распределяют ровным слоем на каркас из тонких колец бамбука и крепят при помощи тех же листьев.

Такой головной убор очень практичен: он хорошо укрывает от жаркого солнца и проливных дождей, шляпка практически не имеет веса, а в трудной ситуации может послужить тарой для воды или фруктов, поскольку она очень прочная. Такие шляпы популярны и по сей день, как у вьетнамских женщин, так и у мужчин. Она является символом Вьетнама, поэтому популярна и среди туристов.

Японская сестра Non la называется амигаса, в переводе это означает «плетеная шляпа». Японские умелицы изготавливают их из листьев молодой осоки. В Японии такая шляпа – это признак бедности и людей, работающих на земле. В военные годы она часто использовалась как метательное оружие и средство для добывания и хранения разведданных.

Китайский аналог называется доули, что переводится как «шляпа на 10 литров», потому что именно такой оббьем воды должна выдерживать качественная шляпа из листьев пальмы. Для китайцев существует несколько видов такое шляпы.

Для бедного китайца по карману шляпы из пальмовых листьев. Богачи же выбирают шляпы из дорогого шелка, расписанного или вышитого ветвями цветущей сакуры.

Часто на таких шляпах красуются иероглифы, в которых сокрыта народная мудрость или стихи именитых китайских поэтов.

Шляпа и сегодня популярный модный аксессуар. Демократичность моды позволяет выбирать разные шляпы для разных ситуаций и образов. Самым большим в мире производителем шляп является чешская фирма Tonak.

Головные уборы этой фирмы появляются в модных коллекциях Dior и Chanel.

Чешские шляпки по праву считаются самими лучшими в мире, но если вам не по карману такая – не отчаивайтесь! Модным можно быть и в шляпке от более доступного производителя!

Источник: http://wlooks.ru/shlyapy/v-istorii-raznyh-narodov/

Оборот, из-за которого можно показаться неграмотным человеком

Шаг 1. Для начала вспомним, что такое деепричастный оборот. Он, как и одиночное деепричастие, обозначает некое добавочное, дополнительное действие. Например: «Туристы шли по Красной площади, то и дело фотографируя сундук Louis Vuitton». Шли — основное действие, фотографируя — добавочное. 

Шаг 2. Теперь надо разобраться в действующих лицах и исполнителях. По правилам оба действия — и основное, и добавочное — должны совершаться одним и тем же лицом. Если они разные — возникает ошибка.

Например: «Депутат N вдруг понял, что его жизнь проходит впустую, штампуя законы и бездумно нажимая на кнопки». 

Действующие лица: депутат и жизнь.

Действия: основное — проходит, добавочные — штампуя и нажимая.

Предложение построено так, что получается, будто жизнь и проходит, и штампует законы, и нажимает на кнопки.

Читайте также:  Стоматологии в германии: сколько стоят услуги зубных врачей?

Шаг 3. Редактирование.

Итак, с помощью первых двух шагов вы осознали, что предложение написано неверно. Как его отредактировать? Надо привести все к общему знаменателю — сделать так, чтобы действия совершались одним и тем же лицом.

В данном случае очевидно, что штампует законы и нажимает на кнопки депутат, а не жизнь. Значит, надо переделать предложение так, чтобы все встало на свои места.

Например, так: «Депутат N вдруг понял, что растрачивает свою жизнь впустую, штампуя законы и бездумно нажимая на кнопки». Теперь все на месте: депутат и растрачивает, и штампует, и нажимает. А «жизнь» из подлежащего превратилась в дополнение.

Что это за шляпа такая?

Полностью предложение про шляпу и станцию звучит так: «Подъезжая к сией станцыи и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа. И. Ярмонкин». Это фраза из миниатюры Чехова «Жалобная книга».

В рубрике «Вспомнить все» объясняем правила русского языка так, чтобы стало понятно

Шаг 4. Закрепление пройденного.

Рассмотрим еще несколько ошибочных примеров и исправим их. 

Чувство патриотизма охватывает нас, глядя на покоряющий космос олимпийский огонь.

Действующие лица: чувство патриотизма, мы (нас).

Действия: основное — охватывает, добавочное — глядя.

Получается, что чувство патриотизма и охватывает, и глядит, тогда как глядеть должны мы.

Правильный вариант: «Чувство патриотизма испытываем мы, глядя на покоряющий космос олимпийский огонь». Мы испытываем, и мы же глядим.

Побывав на дне Байкала, олимпийский факел вернул на сушу человек-птица на ранце-водомете.

Действующие лица: факел, человек.

Действия: вернул, побывав.

Ясно, что речь идет о факеле, но в этом предложении непонятно, кто именно побывал на дне, и получается, что человек в ранце.

Правильный вариант: «Побывав на дне Байкала, олимпийский факел вернулся на сушу на ранце-водомете человека-птицы».

Теперь все в порядке: факел побывал, и он же вернулся.

Более сложные случаи

В безличных конструкциях это правило единого производителя действия соблюдается не всегда. Это касается, например, предложений, в которых есть инфинитив: «Приходилось работать в трудных условиях, не имея ни одного свободного дня». Но если инфинитива нет, возникает ошибка: «Взглянув на первый снег, мне стало грустно».

Пунктуация

Деепричастные обороты и деепричастия всегда выделяются запятыми.

Запятая не нужна, только если оборот тесно связан со сказуемым и действия трудно разделить (стоял не шелохнувшись) или представляет собой идиому (спешу к вам голову сломя).

Не стоит путать деепричастия с наречиями, которые на них похожи: лежа, сидя, выпивши и т.д. В предложении «Он пришел домой выпивши» запятая не нужна.

Источник: http://www.mn.ru/society/edu/88769

Метод «шесть шляп мышления» эдварда де боно для развития навыков работы с информацией

Сегодня вряд ли кто-то будет спорить с тем, что навыки работы с информацией необходимы. Как их сформировать? При этом необходимо помнить, что у человека нет прямого доступа к истине. Люди рассматривают происходящее с какого-то ракурса, с какой-то культурной, социальной или теоретической (если речь идет о науке) позиции.

Наличие своих и чужих описаний событий, логики возникновения и развития вопроса или проблемы, наличие базовых убеждений и культурных предписаний часто не дает возможности понимания той информации, которую человек получает как от других людей, так и из книг или из средств массовой информации.

Как правило, выявляется наличие определенных стереотипов, конструктов, которые не позволяют увидеть событие или осмыслить воспринимаемую информацию текст объективно, в «чистом виде», а приводит к созданию определенных, разной степени достоверности интерпретаций.

Метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» — простой и практичный способ получить навыки практического мышления для более объективного восприятия информации, какой бы сферы это не касалось (научное познание, обучение, межличностное взаимодействие).

Еще одна проблема мышления человека заключается в одновременности протекания мыслительных процессов и эмоциональных состояний: мы пытаемся сделать слишком многое сразу. Эмоции, информация, логика, воображение, интуиция и творчество — все это говорит в нас одновременно.

Метод работы по развитию нашего мышления «Шесть шляп» Эдварда де Боно позволяет мыслящему человеку концентрироваться на одном деле в определенное время. Она позволяет отделить эмоции от логики, творчество от информации и т.д. Каждая шляпа задает определенный образ мышления.

Метод «Шесть шляп мышления» это метод ролевой игры. Надевая шляпу определенного цвета (буквально или мысленно), человек играет определенную роль, которая ей соответствует, смотрит на себя со стороны, смотрит на проблему с определенной точки зрения. Меняя шляпы, меняет роли, ракурс рассмотрения вопроса.

Используя метод Эдварда де Боно, мы можем поменять автоматическое, реагирующее мышление на намеренное и сосредоточенное. Наме¬ренное мышление позволяет работать с поступающей информацией и ситуацией намного лучше. Но не так просто послать себе сигнал о том, что мы желаем выйти из рутины и перейти от шаблонного, копирующего типа мышления к намеренному.

Таким четким и ясным сигналом для себя и других может стать идиома шляпы мышления.

Эдвард де Боно в своей книге «Шесть шляп мышления» очень образно объясняет различия между двумя типами мышления — реагирующим и намеренным. «Когда вы ведете машину, вам приходится выбирать дорогу, придерживаться заданного направления и сле¬дить за движением другого транспорта.

Вы совершаете очень много быстрых действий, продиктованных предыдущим или последующим мгновением. Вы сле¬дите за сигналами и реагируете на них. Это реагирую-щее (реактивное) мышление. Так вот, обыденное мыш¬ление очень напоминает управление автомобилем: вы читаете дорожные знаки и принимаете решения.

Но вы не составляете карты. Иной тип мышления вы используете для составле¬ния карты: вы изучаете предмет и составляете план. Это требует объективного и нейтрального отношения. Чтобы составить план, нужно смотреть шире.

Это дей¬ствие в значительной мере отличается от простого ре¬агирования на дорожные знаки по мере их появления.» [1, стр.12]

Для того чтобы научить подростков (8-11 классы) работать с поступающей информацией как со стороны других людей, так и из печатных текстов (научные статьи, средства массовой информации) был разработан тренинг по методу Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления».

Занятие 1. Краткое знакомство с автором метода

Методика Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» (The Six Thinking Hats) это простой и удобный инструмент, чтобы научиться лучше:

  • работать с информацией
  • находить выгоды и возможности
  • использовать интуицию
  • критически анализировать проблемы
  • генерировать творческие идеи
  • организовывать свое мышление

Рассмотрение первой пары: Белая шляпа и Красная шляпа мышления.

Белая шляпа — объективные факты и цифры. Факты и цифры слишком часто становятся частью аргументации, подкрепляющей определенную точку зрения.

Факты чаще приводятся с какой-то целью, чем сообщают о том, что действительно есть на самом деле. И здесь нам важно выяснить как то, что мы знаем по данному вопросу, так и то, что мы НЕ знаем.

Мы должны задать себе и оппоненту следующие вопросы:

  • какая информация имеется;
  • какая информация необходима;
  • как и где получить недостающую информацию.

Ключевые моменты:

  • отметить конфликтующие/противоречащие точки зрения;
  • оценить уместность и точность информации;
  • отделить факты от предположений;
  • определить действия, необходимые для устранения пробелов;
  • узнать о настроениях и эмоциях.

Красная шляпа — мышление в красной шляпе связано с эмоциями и чувствами, а также с иррациональными аспектами мышления (интуицией, предчувствиями).

Мышление в красной шляпе является почти полной противоположностью мышлению в белой шляпе — нейтрального, объективного, почти полностью лишенного эмоциональных оттенков.

Но оно играет важную роль, если исключить эмоции и чувства как компоненты из процесса мышления, то они спрячутся на заднем плане и будут незаметно влиять на мышление, искажать видение и в итоге направлять фокус внимания в одну сторону, не давая широты восприятия всей картины в целом.

Мышление в красной шляпе позволяет прояснить:

  • что я сейчас чувствую;
  • что мне подсказывает моя интуиция;
  • что говорит мне мой «внутренний голос».

Кроме того, хорошее решение должно завершаться эмоциями. Эмоции являются очень надежным индикатором удовлетворенности ходом рассмотрения вопроса, решением и возможными последствиями. Если наша голова говорит нам, что решение, которое мы приняли правильное, а в душе тоска, то можем ли мы говорить, что это и есть именно то, что нам нужно, что наши потребности (на всех уровнях) удовлетворены.

Ключевые моменты использования красной шляпы:

  • ограничиться 30 секундами;
  • разрешено выражать чувства, подсказки интуиции и «внутреннего голоса»;
  • не нужно оправдываться и объяснять причины своих чувств;
  • использовать как часть мыслительного процесса, способствующего принятию решения;
  • применять после принятия решения.

Мышление в белой и красной шляпах являют собой противоположные полюсы при оценке поступающей к нам информации, будь то в письменной или устной форме.

С экранов мониторов, из печатных текстов и из высказываний других людей к нам поступает информация двух типов — проверенные факты и непроверенные (убеждения других людей). Но и проверенные факты могут иметь разную степень вероятности.

Существует спектр вероятности, как отмечает Эдвард де Боно, который может быть выражен следующим образом:

  • всегда правда;
  • обычно правда;
  • в общем правда;
  • в общем и целом;
  • скорее да, чем нет;
  • где-то в половине случаев;
  • часто;
  • иногда правда;
  • изредка правда;
  • известны случаи;
  • никогда не правда;
  • не может быть правдой (спорно). [1, стр.51]

Мы укрупним и несколько преобразуем этот перечень и расположим это на одной прямой.

Абсолютные факты это утверждения, которые на данный момент развития человеческого знания близки к 100% правдивости или правдоподобности. Стоит отметить, что, по словам Эдварда де Боно, «правда» относится к словесной игровой системе, известной как философия, факты же имеют отношение к поддающемуся проверке опыту. Однако степень возможности проверить факты тоже бывает разная.

Возьмем утверждение «Земля вращается вокруг солнца» — в наше время общепринятый факт. А каких-то несколько веков назад Джордано Бруно был сожжен на костре за это немыслимое, «еретическое» высказывание.

Абсолютным фактом было то, что Солнце вращается вокруг Земли, и именно Земля является центром мироздания, что подтверждалось визуальным ежедневным наблюдением, без каких-либо исключений.

Относительные факты это утверждения, которые на определенном уровне нашего восприятия представляются нам именно таким (небо — голубое), или с переходом к более детальному и научному рассмотрению требуют уточнения и корректировки (в году 365 дней).

Оценки и суждения — утверждения одного человека или группы людей своей точки зрения, высказывание мнения об одной из сторон явления или процесса, перенос частного признака на всю ситуацию в целом (Жизнь простого народа постоянно ухудшается; Петров абсолютно не знает математики; Ты никогда не моешь за собой посуду).

Эмоции в данном контексте это утверждения, которые отражают эмоции говорящего (или пишущего), например, «Иванов с**лочь».

Задание.

На линейке «абсолютный факт — относительный факт — оценка, суждение — эмоция» расположите следующие высказывания:

Полет Гагарина длился 108 минут. В 8 классе ученики умнее, чем в 7 классе. Береза выше ели. НЛО не существует. 2х2=4 Бумага белая. Торт не вкусный. Ты молодец. Жуковский — отец Русской авиации. Вы неудачники. Биржа Forex самая популярная биржа валют. Я люблю жизнь! Человек произошел от обезьяны.

Все в мире относительно.

Черная шляпа — мышление в Черной шляпе должно быть логичным и правдивым, это не атака, не критические нападки, это критическое исследование. Мышление в Черной шляпе должно быть основано на логике соответствия и несоответствия.

Это не «я тебе докажу, что ты не прав», это критический АНАЛИЗ проблемы.

Под Черной шляпой мы выясняем последствия, факторы, влияние процесса или выполнения нашего решения на ценности, проводим проверку на соответствие и несоответствие, на недостатки.

Вопросы, которые мы задаем «под Черной шляпой»:

Желтая шляпа — требует сознательного усилия. К сожалению для отрицательного отношения существует больше естественных причин, чем для положительного. Мышление в Черной шляпе может защитить нас от ошибок, рисков и опасностей. Позитивное мышление должно быть смесью любопытства, удовольствия и желания осуществлять задуманное.

Эти противоположные, и в то же время взаимодополняющие Мышление в Черной шляпе и Мышление в Желтой шляпе могут быть использованы и для оценки проблемной ситуации и при оценке поведения другого человека. Не бывает так, чтобы в человеке были либо одни отрицательные, либо одни положительные черты. Это скорее уже наше эмоциональное к нему отношение.

Не бывает, что в ситуации или в событии одни только отрицательные моменты. Хотя часто приходится делать сознательные усилия для того, чтобы найти положительные моменты в ситуациях, которые нам кажутся безысходными, безвыходными, тупиковым, критическими. Поиск положительных моментов в этом случае сводится к вопросу «Чему меня это научило или научит?» и т.

п.

Событие — человек выиграл миллион долларов. Назовите возможные негативные последствия этого события.

Событие — человека уволили с работы. Назовите возможные позитивные последствия этого события.

Вспомните из своей жизни примеры позитивных событий с последующими негативными последствиями, и негативных событий с последующими позитивными последствиями.

Разделите лист бумаги на две части, выпишите свои отрицательные качества и свои положительные качества. Каких качеств получилось больше? Какие качества вы видите в других людях, больше положительных или отрицательных? С чем это связано?

Источник: https://trizway.com/review/348.html

Ссылка на основную публикацию