Рекламные Тумбы Литфаса — Гениальное Изобретение Немца

boris_kokotovErnst Theodor Litfaß- Эрнст ЛитфасОн избавил Берлин от беспорядочно расклеенной рекламы и сделал городу подарок, который местные жители любят и ценят до сих пор.  11 февраля исполнилось  200 лет со дня рождения Эрнста Литфаса – знаменитого берлинского издателя и изобретателя афишной тумбы.Рекламные Тумбы Литфаса — Гениальное Изобретение НемцаНа улице Мюнцштрассе, совсем недалеко от площади Александерплац, стоит один из самых необычных памятников Берлина. Это бронзовая афишная тумба, на которой нет ни единого объявления. Вместо бумажных плакатов на ней выбит потрет импозантного мужчины с пышными усами. Его зовут Эрнст Теодор Амандус Литфас. В XIX веке это имя было знакомо каждому жителю немецкой столицы. Успешный издатель и король наружной рекламы прославился благодаря изобретению той самой тумбы, которую в Германии до сих пор называют в его честь – Litfaßsäule.Рекламные Тумбы Литфаса — Гениальное Изобретение Немца Рекламные Тумбы Литфаса — Гениальное Изобретение Немца

Печатным делом занимались и его отец, и отчим. В 30 лет Литфас получил в наследство огромную типографию и сумел не только не растерять, но и приумножить семейное состояние. Помимо обычных ежедневных газет, его издательство одним из первых начало выпускать что-то вроде аналога журнала “Афиша” – газетный листок, целиком отданный под расписание и обзоры культурных событий Берлина. Важнейшим из искусств Эрнст Литфас считал театр: в юности он мечтал стать актером и даже успел поиграть на сцене основанного им самим театра Lätitia.Издатель любил родной город, но одна вещь в его облике не давала ему покоя. Берлин середины XIX века был беспорядочно завешен объявлениями и рекламными плакатами. Их клеили повсюду: на столбах, на стенах домов, на заборах и даже на деревьях. Внешнему виду столицы на пользу это, разумеется, не шло. И тогда Литфас начал свой “крестовый поход” за освобождение города от ненужной бумаги. В течение нескольких лет он добивался специального разрешения от местной полиции и в итоге одержал победу. 15 апреля 1855 года в Берлине под звуки специально сочиненной по такому случаю “Рекламной польки” была установлена первая цилиндрическая афишная тумба.Можно ли назвать ее чисто немецким изобретением? Во многих странах Европы с таким определением не согласны. Историки пишут, что Литфас опирался на опыт Лондона, Брюсселя и, конечно, Парижа, где афишная колонна тоже считается культовым сооружением. Хотя хронология все же свидетельствует в пользу Германии: массовая установка французских “тумб Морриса”, которые были названы в честь парижского печатника Габриэля Морриса, началась только в 1868 году, то есть на 13 лет позже.

Тумбы Литфас расставлял не только ради общественного блага. Вместе с разрешением на установку он на 10 лет приобрел у города право эксклюзивной расклейки объявлений.

Это значит, что все афиши, которые помещались на цилиндрическую поверхность, были напечатаны в его собственной типографии, обеспечив ее заказами и стабильным доходом на годы вперед.

Единственным исключением были государственные указы и постановления – их приходилось клеить бесплатно.

В первый же год в Берлине было установлено 100 афишных тумб. Чуть позже – еще 50. Во время Австро-прусско-итальянской войны 1866 года Литфас открыл еще одну полезную функцию своего детища: на тумбах начали печатать оперативные сводки с фронта. Особенно пригодились они в ходе Франко-прусской войны 1870-1871 годов. За публикацию рекордного количества военных депеш – их было 192 – берлинский издатель был награжден прусским Орденом Короны, одной из самых высоких наград того времени.Вскоре афишные тумбы появились и в других городах Германии. Облик сооружения начал меняться. В Litfaßsäule обустраивали газетные киоски, цветочные ларьки, автоматы по продаже билетов и даже общественные туалеты. Тумбам посвящали стихи, рисовали их на картинах и снимали в кино. В фильме Фрица Ланга “М – Город ищет убийцу” зловещая тень главного героя, маньяка-педофила в исполнении Петера Лорре, впервые появляется на белой поверхности классической берлинской тумбы. А в “Третьем человеке” Кэрола Рида под афишной колонной скрывается вход в подземелья венской канализации.

Эрнст Литфас ушел из жизни в 1874 году. В современном Берлине о нем напоминает не только бронзовый монумент на Мюнцштрассе, возведенный в тот самом месте, где стояла первая в истории афишная тумба.

В немецкой столице также есть площадь Литфаса (там установлена еще одна колонна, белая с золоченой крышей) и печатная школа Ernst-Litfaß-Schule.

Но главное – город до сих пор узнает о важнейших культурных и общественных событиях, читая объявления, расклеенные на изящных боках Litfaßsäule. Даже в век интернета изобретение берлинского издателя остается вне конкуренции.

Рекламные Тумбы Литфаса — Гениальное Изобретение Немца

Ксения Реутова  11.02.2016    Germania-online.de

Ксения Реутова. Эрнст Литфас: повесть об афишной тумбе

Рекламные Тумбы Литфаса — Гениальное Изобретение Немца

Эрнст Литфас:
повесть об афишной тумбе

Рекламные Тумбы Литфаса — Гениальное Изобретение Немца

На улице Мюнцштрассе, совсем недалеко от площади Александерплац, стоит один из самых необычных памятников Берлина. Это бронзовая афишная тумба, на которой нет ни единого объявления. Вместо бумажных плакатов на ней выбит портрет импозантного мужчины с пышными усами. Его зовут Эрнст Теодор Амандус Литфас.

В XIX веке это имя было знакомо каждому жителю немецкой столицы. Успешный издатель и король наружной рекламы прославился благодаря изобретению той самой тумбы, которую в Германии до сих пор называют в его честь – Litfaßsäule.
Печатным делом занимались и его отец, и отчим.

В 30 лет Литфас получил в наследство огромную типографию и сумел не только не растерять, но и приумножить семейное состояние. Помимо обычных ежедневных газет, его издательство одним из первых начало выпускать что-то вроде аналога журнала “Афиша” – газетный листок, целиком отданный под расписание и обзоры культурных событий Берлина.

Важнейшим из искусств Эрнст Литфас считал театр: в юности он мечтал стать актёром и даже успел поиграть на сцене основанного им самим театра Lätitia.

Рекламные Тумбы Литфаса — Гениальное Изобретение Немца

Памятник Эрнсту Литфасу на улице Мюнцштрассе© picture-alliance / dpa

Издатель любил родной город, но одна вещь в его облике не давала ему покоя. Берлин середины XIX века был беспорядочно завешен объявлениями и рекламными плакатами. Их клеили повсюду: на столбах, на стенах домов, на заборах и даже на деревьях. Внешнему виду столицы на пользу это, разумеется, не шло.

И тогда Литфас начал свой “крестовый поход” за освобождение города от ненужной бумаги. В течение нескольких лет он добивался специального разрешения от местной полиции и в итоге одержал победу. 15 апреля 1855 года в Берлине под звуки специально сочинённой по такому случаю “Рекламной польки” была установлена первая цилиндрическая афишная тумба.

Можно ли назвать ее чисто немецким изобретением? Во многих странах Европы с таким определением не согласны. Историки пишут, что Литфас опирался на опыт Лондона, Брюсселя и, конечно, Парижа, где афишная колонна тоже считается культовым сооружением.

Хотя хронология все же свидетельствует в пользу Германии: массовая установка французских “тумб Морриса”, которые были названы в честь парижского печатника Габриэля Морриса, началась только в 1868 году, то есть на 13 лет позже.

Рекламные Тумбы Литфаса — Гениальное Изобретение Немца

Афишные тумбы Литфаса в центре Берлина© picture-alliance / dpa / dpaweb

Тумбы Литфас расставлял не только ради общественного блага. Вместе с разрешением на установку он на 10 лет приобрёл у города право эксклюзивной расклейки объявлений. Это значит, что все афиши, которые помещались на цилиндрическую поверхность, были напечатаны в его собственной типографии, обеспечив ее заказами и стабильным доходом на годы вперёд.

Единственным исключением были государственные указы и постановления – их приходилось клеить бесплатно.
В первый же год в Берлине было установлено 100 афишных тумб. Чуть позже – еще 50. Во время Австро-прусско-итальянской войны 1866 года Литфас открыл еще одну полезную функцию своего детища: на тумбах начали печатать оперативные сводки с фронта.

Особенно пригодились они в ходе Франко-прусской войны 1870-1871 годов. За публикацию рекордного количества военных депеш – их было 192 – берлинский издатель был награждён прусским Орденом Короны, одной из самых высоких наград того времени.
Вскоре афишные тумбы появились и в других городах Германии. Облик сооружения начал меняться.

В Litfaßsäule обустраивали газетные киоски, цветочные ларьки, автоматы по продаже билетов и даже общественные туалеты. Тумбам посвящали стихи, рисовали их на картинах и снимали в кино. В фильме Фрица Ланга “М – Город ищет убийцу” зловещая тень главного героя, маньяка-педофила в исполнении Петера Лорре, впервые появляется на белой поверхности классической берлинской тумбы.

Читайте также:  Немецкое Гражданство Супругам Немцев

А в “Третьем человеке” Кэрола Рида под афишной колонной скрывается вход в подземелья венской канализации.

Эрнст Литфас ушёл из жизни в 1874 году. В современном Берлине о нем напоминает не только бронзовый монумент на Мюнцштрассе, возведённый в тот самом месте, где стояла первая в истории афишная тумба.

В немецкой столице также есть площадь Литфаса (там установлена еще одна колонна, белая с золочёной крышей) и печатная школа Ernst-Litfaß-Schule.

Но главное – город до сих пор узнает о важнейших культурных и общественных событиях, читая объявления, расклеенные на изящных боках Litfaßsäule. Даже в век интернета изобретение берлинского издателя остаётся вне конкуренции.

  • Ксения Реутова
  • © 1995 – 2019   Федеральное министерство иностранных дел Германии

На заборе тоже написано

09:49, 19 октября 2017, ПАИ

От рекламы на улицах города мы никогда не избавимся, с этим надо смириться. Рекламу нельзя истребить, зато её можно приручить и облагородить.

  • Рекламные Тумбы Литфаса — Гениальное Изобретение Немца
  • Для «одомашнивания» рекламных объявлений, плакатов, афиш и вывесок в Пскове используются трёхсторонние пилларсы (большие рекламные тумбы), сити-форматы, рекламные щиты на перекрёстках, щиты-призматроны, несколько электронных экранов и с недавних пор лайтбоксы на автобусных остановках.
  • Дарья Хваткова
  • Дарья Хваткова
  • Дарья Хваткова
  • Дарья Хваткова
  • Дарья Хваткова
  • Дарья Хваткова
  • Дарья Хваткова
  • Дарья Хваткова

Рекламных мест на всех, конечно, не хватает, поэтому появляется «дикая» реклама, которой облеплены фасады домов, фонарные столбы, остановочные павильоны. Так мы узнаем о заезжих ярмарках, цирках, путешествиях в Сигулду, покупке волос и чьих-нибудь гастролях.

В результате места, не предназначенные для рекламы, ею в итоге всё равно заполняются, что чрезвычайно портит и визуально захламляет город.

Афишки и бумажные объявления имеют свойство намокать, рваться, к тому же их часто срывают и портят те, кому больше некуда применить свой интеллект.

  • Дарья Хваткова
  • Дарья Хваткова
  • Дарья Хваткова
  1. Для такой одичавшей рекламы на улицах и фасадах домов хорошо бы предусмотреть специальные пространства в виде досок и небольших конструкций наподобие тех, что можно увидеть на улице Ленина неподалёку от театра.

В лучших советских традициях. Дизайн спорный, но аккуратности не отнять. Прекрасная задумка. То же можно было бы сделать не только для газет, но и для объявлений.

Рекламу на остановках (кроме стационарных лайтбоксов) я бы запретила окончательно и бесповоротно, потому что это колхоз.

С сити-форматами тоже не всё однозначно. Они располагаются в странных местах — между пешеходными дорожками и проезжей частью, аккурат на газоне. В результате, во-первых, они всегда либо пыльные, либо залитые грязью, во-вторых, не несут информации ни для водителей, ни для пешеходов, так как не освещаются и плохо читаются в тёмное время суток.

  • Дарья Хваткова
  • Дарья Хваткова
  • Дарья Хваткова
  • Дарья Хваткова

Наиболее цивилизованно и аккуратно выглядит реклама, заключённая под стекло больших городских тумб (пилларсов) и спрятанная в боковые освещённые стенки новых остановочных павильонов. Правда, есть нюанс. Иногда эти рекламные конструкции мешают пешеходам рассмотреть подходящий автобус или загораживают светофор (так происходит с тумбой на Четырёх углах).

Чтобы стать немного более опрятным Пскову достаточно избавиться от сити-форматов в неудачных местах, от бумажных объявлений под крышами и так не слишком привлекательных остановок, но самое главное – от жутких, опасных конструкций, которые обычно появляются на газонах на площади Ленина и на пересечении Октябрьского проспекта с улицей Некрасова. Растяжка на железном скелете в любой момент может оказаться на головах у ничего не подозревающих горожан. И на площади, и на перекрёстке давно уже нужны аккуратные афишные тумбы, на которых удобно было бы размещать информацию о предстоящих городских событиях. 

История афишной тумбы имеет две памятные даты, связанные с Германией и Францией. 1 июля 1855 года издатель и владелец типографии Эрнст Литфас, получив разрешение полиции, установил в Берлине первую цилиндрическую тумбу, а затем в течение двух лет ещё полторы сотни таких тумб по всему городу.

На них он клеил крупноформатные рекламные плакаты, которые выпускал в своём издательстве. Эти тумбы получили название «колонна Литфаса» и стали удачной альтернативой заборам и стенам зданий, на которых в те времена беспорядочно расклеивались объявления, плакаты и афиши.

С появлением афишных тумб Литфаса внешний облик Берлина преобразился, а сам изобретатель разбогател на своем рекламоносителе.

В 1863 году уже парижский печатник Габриэль Моррис начал устанавливать на улицах французской столицы высокие афишные тумбы цилиндрической формы. Эти тумбы также получили название по имени своего изобретателя – «колонны Морриса».

 Кстати, Моррис получил разрешение городских властей на установку тумб только при условии, что внутри будут храниться мётлы, лопаты и совки городских дворников.

Тумбы Морриса настолько удачно вписались в облик Парижа, что на протяжении вот уже полутора столетий являются практически визитной карточкой многих улиц и перекрёстков. 

  • Позже рекламные тумбы в форме колонны, состоящие из трех частей – цоколя, барабана и карниза – распространились по всей Европе.
  • ПАИ
  • ПАИ
  • ПАИ

Конечно, облик рекламной тумбы существенно изменился за её более чем вековую историю.

Наряду с круглыми существуют тумбы квадратные и трёхгранные, появилось внутреннее и внешнее освещение рекламных полей, рекламные плакаты, как правило, прячутся под плексиглас, а сама конструкция может вращаться.

Теперь в тумбах размещаются не только инструменты дворников, но и билетные кассы, цветочные киоски, даже общественные туалеты.

Тумбы, подобные немецко-французскому изобретению, появились на улицах губернского Пскова в начале XX века. Одна из них стояла напротив театра – на углу тротуара Пушкинской улицы.

Ещё одну можно заметить на фотографии Кохановского бульвара (ныне Октябрьский проспект). Сейчас примерно на этом месте находится автобусная остановка.

Другая, более нарядная тумба, появилась через дорогу от Реального училища на Сергиевской улице (Октябрьский проспект), недалеко от ворот Летнего сада.

  • ПАИ
  • ПАИ
  • ПАИ
  • ПАИ

Зачатки окультуривания рекламы в Пскове есть, их осталось развить. Немного усилий, педантичности, системного подхода к нарушителям и никакая реклама городу не страшна. 

Ольга Машкарина

Этот день в истории бизнеса: первый сказочник Голливуда и Christie’s

  • 04 декабря 2012 г.
  • Карьера и свой бизнес

5 декабря аукционный дом Christie’s провел первые торги, родился Уолт Дисней, а немец Эрнст Литфас получил первое разрешение на размещение рекламы на тумбах Fotobank·Getty Images

Первые торги Christie’s

5 декабря 1766 аукционный дом Christie’s провел первые торги.

Английский антиквар Джеймс Кристи начал свой бизнес с продажи живописи, мебели, редких вин и ювелирных изделий. Первые крупные торги  прошли в 1795 году, когда была продана студия художника Джошуа Рейнолдса за 25 тыс. фунтов стерлингов.

В разные годы на аукционах выставлялись работы Ван Гога, Леонардо да Винчи, Рембрандта. Самым дорогим в истории Christie’s лотом стала картина Пабло Пикассо «Обнаженная, зеленые листья и бюст», проданная за $106,5 млн.

Cегодyя Christie’s имеет представительства в 35 странах мира. Ежегодно аукционный дом проводит более 450 торгов в 80 категориях. Cуммарная выручка от продаж аукционного дома по итогам 2011 года составила $5,7 млрд.

Diomedia

Рекламные тумбы

5 декабря 1854 года немец Эрнст Литфас получил первое в истории разрешение на размещение объявлений на рекламных тумбах.

Первую  афишную тумбу установили уже в июле 1855 года. На ее открытии исполнялась “рекламная полька”, специально сочиненная для мероприятия.

В течение следующего года количество рекламных тумб увеличилось до 150 штук.

В Германии эти рекламные площади называются “колонной Литфаса”. Однако в мире они известны как “тумба Морриса”, которая носит имя парижского печатника Габриэля Морриса. Однако он получил разрешение на размещение рекламы на тумбах только в 1863 году

Fotobank·Getty Images

Уолт Дисней

5 декабря 1901 года  в Чикаго родился основатель Walt Disney Production Уолт Дисней.

До 18 лет он работает разносчиком газет и водителем санитарной машины.

Первые шаги в анимации Дисней сделал в 1919 году, когда устроился художником на студию кинорекламы, но потом решил создать свою студию анимации. Попытка оказалась неудачной – фирма обанкротилась.

В 1923 году он переезжает в Лос-Анджелес, где с братом Роем пробует вновь начать свое дело. Так, появляется небольшая студия The Walt Disney Company.

Популярность диснеевский мультиков началась с кролика Освальда. Легендарный Микки Маус появляется в 1928 году. С мышонком снят первый в истории рисованный мультфильм со звуком – «Пароходик Вилли».

Читайте также:  Блюда на немецком языке. название супов, каш, вторых блюд, гарниров.

Позже появляются герои, ставшие символами компании – Плуто, Гуфи, Дональд Дак. Скончался Уолт Дисней 15 декабря 1966 года от рака легких. Через два года он был посмертно награжден высшей наградой США – Золотой медалью Конгресса.

#Этот день в истории бизнеса

Ernst Litfaß – Wikipedia

Эрнст Амандус Теодор Литфас (или Litfass ; немецкое произношение: [ˈlɪtfas] ; 11 февраля 1816 – 27 декабря 1874) был немецким печатником и издателем. Он изобрел отдельно стоящую цилиндрическую рекламную колонну, которая носит его имя на немецком языке ( Litfaßsäule ).

биография

Литфас родился в Берлине и в 1845 году возглавил бизнес отчима и стал редактором ряда газет и брошюр. Как издатель, он завершил в 1858 году издание Oekonomische Encyklopädie (в 242 томах), начатое Иоганном Георгом Крюницем в 1773 году.

Литфас дал название рекламным столбам, которые он изобрел в 1854 году. Они были сделаны из бетона, высотой 3 м и полыми. Более 50 000 выступили в Берлине и других городах Германии.

Литфас поддерживал раненых ветеранов войн 1864, 1866 и 1870–1871 годов и их родственников, спонсируя концерты, фейерверки, прогулки на лодках и жертвуя вырученные средства на благотворительность.

Литфас умер во время курортного лечения в Висбадене и был похоронен в почетной могиле на кладбище Дорофеенштадт в Берлине.

Litfaß-Säule

В 1854 году Литфас предложил поставить колонны на улицах Берлина для объявлений и рекламы.

Как утверждается, ему было противно бессистемное и повсеместное размещение брошюр, объявлений и других материалов на стенах, дверях, заборах и деревьях.

В декабре того же года ему было предоставлено разрешение на возведение таких колонн Аннонсье-Сойлена , а 1 июля 1855 года в Берлине были представлены первые 100 литфас-сойленов .

Литфас имел монополию на свои рекламные колонки и быстро разбогател. После его смерти в Висбадене в 1874 году идея установить Litfaßsäulen ( колонны Litfaß или столбы Litfaß ) быстро распространилась на другие города Германии. Сегодня их можно найти и в других странах.

Более поздние разработки включают в себя медленно вращающуюся колонну Litfaß с электрическим приводом; Колонны Litfaß, служащие вентиляционными отверстиями для подземных коммуникаций; и колонна Litfaß со скрытой дверью, внутренняя часть которой используется для хранения вещей (инструменты для подметания улиц , электроприборы и т. д.)

Знаменитый Litfaßsäule располагался в западном берлинском районе Вильмерсдорф. Он показал на обложке 1929 детского романа Эмиля и сыщиков по Эриха Кестнера . По легенде, столб использовал детский следователь Эмиль Тишбейн, чтобы спрятаться от подозреваемого в преступлении. Место первоначальной колонны, давно снесенной, до сих пор регулярно привлекает туристов.

Культурные ссылки

Смотрите также

Заметки

Краткая история рекламы

В 17 веке печатное дело получило не виданное до тех пор развитие. В 1612 году в Париже вышел первый журнал объявлений “О намереньях и желаниях”.

В 1631 году Теофрастом Ренадо была создана справочная контора, печатавшая рекламные объявления в “Газет де Франц”. С 1706 г. – 1712 г. Даниель Дефо издавал свою газету “Ревю”, а так же серьезно занимался рекламой. В 1728 г.

Бенжамин Франклин основал “Газету Пенсильвании”, ее площади продавались под рекламные объявления.

Значительным для рекламы стал 19 век. Харрис, лондонский купец, в конце 1824 г. предложил установить на курсировавших по городу повозках, вращающиеся столбы с подсветом. В Берлине Эрист Литфас установил 150 рекламных тумб. Создаются профессиональные рекламные канторы.

Первая неоновая вывеска

1910 год. Неоновая лампа увидела свет. Изобретена случайно, в ходе экспериментов по получению высококачественного кислорода наиболее дешевым методом.

Жорж Клод и его приятель Поль Делорм собирались продавать кислород больницам и газосварщикам, что сулило немалые прибыли, но газ в чистом виде никак не хотел выделяться, появляясь неизменно с целой сворой инертных газов.

Клода это раздражало, и, решив справиться с непокорным созданием, он начал загонять “прихвостней” под низким давлением в стеклянные трубки. Трубки светились. Неоновые – красным, аргоновые – синим. Кислород был забыт, Клод решил показать светящихся “уродцев” широкой общественности и привез их на Парижскую выставку.

Увидя “неземной свет”, знакомый Клода Жак Фонсекью предложил использовать неон и его инертных друзей в рекламных целях. Год спустя появился патент на неоновую рекламу, а вместе с ним и фирма Claude Neon Lights, Inc. В 1912 году предприимчивый помощник Клода продает первую рекламную вывеску маленькой парикмахерской на бульваре Монмартр.

Еще через год неоновую вывеску Cinzano высотой около метра установили на крыше одного из парижских домов. В начале 1920-х годов мир настиг рекламный бум. Неоновые вывески поспели как раз вовремя. В 1919 году засветилась красно-голубым светом парижская опера. В этом же цветовом сочетании первая реклама появляется в США.

В 1923 году представитель марки Packard в Америке купил для рекламы автомобилей две вывески по $1250 каждая. Жорж Клод показал первую неоновую лампу публике 11 декабря 1910, в Париже. В 1923, Жорж Клод и его французская компания “Клод Неон” предложила вариант рекламных вывесок, изготовленных из неона, автомобильному представительству концерна “Packard” в Лос-Анджелесе. Две вывески с надписью “Packard” были куплены К. Энтони за $24000.

В начале ноября 1911 года рекламный рынок вспыхнул. Дело в том, что французский инженер-химик Жорж Клод получил патент на неоновую рекламу.

Изобретатель и бизнесмен далеко не всегда гармонично сочетаются в организме одного и того же человека. Но Жорж Клод — исключение из этого правила. Изобретатель создал фирму, которая долгое время контролировала львиную долю рынка неоновой рекламы по обе стороны океана.

К концу 1924 года лицензии были раскуплены по всему миру, но больше всего в США. Каждый лицензиат заплатил Клоду $100 тысяч. В маленьких городках США стали появляться бесчисленные нелицензионные маленькие магазины по продаже неоновой рекламы. Однако монополия Claude Inc. держала оборону.

В 1927 году только в Нью-Йорке из 750 сделок на изготовление неоновой рекламы 611 принадлежали фирме Клода. 18 октября этого же года компания опубликовала в New York Times список своих клиентов, в котором значились пишущие машинки Remington, сигареты Lucky Strike, батарейки Eveready, автомобили Packard и т.д. В 1929 доходы Claude Inc.

составили $9 млн, в то время как весь рынок неоновой рекламы укладывался в $11 млн. Срок действия патентов Жоржа Клода истек к началу 1930-х годов.

Сегодня неон имеет до 563 цветовых оттенков. Однако Жорж Клод последние 30 лет из своих 90 участия в процессе развития неоновой промышленности уже не принимал.

Надувательская реклама

Нельзя сказать, чтобы этот стиль Хоутона нашел много подражателей. Скорее напротив: в XVIII веке европейскую рекламу захлестывает изобилие неправдивой, подчас явно надувательской рекламы. Однако ей многие верили, и создатели таковой часто получали неплохие барыши.

На первом месте по производству дутой рекламы на рубеже веков в Англии стали те самые кофейни, которые вписали также и славные страницы в общий коммуникативный процесс. Здесь сочинялись оперативные hand-bills, т. е.

листки, передававшиеся из рук в руки, иногда изготовлявшиеся переписчиками, а не печатниками из соображений дешевизны. Стены кофеен обклеивались завлекательными афишами, по большей части варьировавшими тему «чудесных исцелений».

Отсюда подобные тексты зачастую попадали и на страницы серьезных газет.

Среди «медицинских обманов» всеевропейскую известность получила афера «Небесной кровати» доктора Грэхэма. Ее долговременность можно сопоставить с длительностью процветавшей в наши дни рекламы «МММ».

Доктор заявлял об изобретении «Замка здоровья», где имелось особое ложе, на котором бездетные супруги всего за 100 фунтов стерлингов могли зачать ребенка.

Рекламная кампания «Замка здоровья» длилась с 1788 по 1791 годы, в нее были втянуты все крупные газеты, а также бесчисленное множество “hand-bills”». Такая «ловушка для простаков» подстерегала читателей газет ежедневно.

Второе место по обилию puff-рекламы после медицины занимают зрелища.

Нет числа изобретателям фантастических трюков, которые якобы воочию продемонстрируют достопочтенной публике акробаты, влезающие в обыкновенную бутылку, люди о двух головах, животные, владеющие чистейшей английской речью, и т. п. Цена за один билет при этом достигала 5 фунтов стерлингов, однако желающих находилось достаточно. И это поощряло к новым надувательствам.

Вариантом таковых были и многочисленные лотереи, которые постоянно возникали и лопались как мыльные пузыри в европейских странах на протяжении XVIII века. Посулы колоссальных выигрышей, провозглашаемые рекламой всех родов: листовочной, газетной, устной, настенной, — вовлекали в свою орбиту тысячи людей, жаждущих разбогатеть, как это происходило недавно и на наших глазах.

Читайте также:  Немецкая медицинская страховка для визы

В целом, европейский XVIII век вошел в историю не только как век Просвещения, но и как век галантных приключений и ослепительных авантюр.

Это было время интенсивной колонизации Нового Света, освоения земель Юго-Восточной Азии, создания трансконтинентальных торговых компаний, борьбы с пиратами, грабившими коммерческие суда, пора головокружительных предприятий и пользовавшихся подчас высоким покровительством «рыцарей удачи».

Они отнюдь не пренебрегали возможностью обрести сподвижников через газетно-журнальные службы объявлений. Через них начинающие бизнесмены взывали о денежных вспомоществованиях, обязуясь воздать сторицей, приглашали в рискованные путешествия и… сообщали о банкротствах.

Печатная реклама в журналах

Например, некто предлагал за 3 тысячи фунтов стерлингов место, приносящее 300 фунтов в год. Другой уверял, что за 100 шиллингов может открыть секрет, увеличивающий состояние в десятки раз. Возникает вопрос: отчего рекламодатель не использовал этот секрет по отношению к самому себе?

Среди подобных заявителей встречаются педагоги, обучающие иностранным языкам в невероятно короткие сроки. Большой «урожай» с доверчивых снимали предсказатели благоприятного будущего.

Периодические издания подчас играли (и играют) не очень благовидную роль, помогая шарлатанам поймать на удочку обывателя. Тем более что не всегда это — дорогое удовольствие.

Цена на объявление на рубеже XVII-XVIII веков составляла в Англии — 2 пенса за строку, во Франции — 2 су. Реклама, публиковавшаяся на первой полосе, как правило, стоила вдвое дороже.

Но были и элитарные издания, в которых за несколько строк требовали в десять и сто раз больше.

В целом, к концу XVIII века рекламное дело приобретает весьма прибыльный характер.

В большинстве европейских стран существуют спе­циализированные рекламные издания, которые все более дифференцируются по тематике объявлений.

Во Франции продолжает выходить «Affiche» («Афиша»), публикует сообщения о новых зрелищах «Announce» («Анонс»). Они издавались два раза в неделю и достигали пятидесятитысячных тиражей.

В Англии к рубежу веков «Morning Post» («Утренняя почта») размещает по преимуществу объявления о продаже лошадей, экипажей, най­ме жокеев, расписаниях скачек; «MorningHerald» («Утренний вестник») и «Times» («Времена») специализуются на объявлениях об аукционах; «Morning cronicle» («Утренняя хроника») извещает, главным образом, о книжных новинках. В целом, можно сказать, что богатство жанровых вариантов в европейской рекламе и степень их дифференциации по объектам достигает к концу XVIII века современного облика.

Плакатный бум

Однако с переходом на вторую половину века все большую популярность получают настенные щиты, плакаты, афиши. Эта традиция, в сущности, не прерывалась с периода первых печатных афиш (billboards), о которых уже рассказывалось в главе 4.

Но в облике того вари­анта рекламирования, который сейчас фамильярно зовется «наружка», к середине XIX века произошли разительные перемены. Они связаны с изобретением баварцем Алоизом Зенефельдером многокрасочной печати — литографии. Это произошло за три года до начала XIX века и осваивалось в течение первой его половины.

На базе этих технических возможностей и возник новый жанр — многокрасочный изобразительный — нередко высокохудожественный — плакат.

Мы помним: в предыдущих разделах говорилось о предплакатных формах демонстративности — монументальной живописи на актуальные политические темы, мозаичных панно, некоторых лубочных образцах.

Приставка «пред» знаменует в этих случаях или недобор опера­тивности в сюжетах изображений, или отсутствие массовой тиражности, столь ценное для задач рекламирования. Изобретение литографии сняло эти препятствия.

И со второй половины XIX века в европейских странах нарастает «плакатный бум». Лидером в нем явилась Франция, о чем подробнее мы скажем ниже.

Здесь же отметим, что попытка обуздать наплыв очередного вида рекламной продукции была оперативно предпринята в Англии посредством создания в 1862 году Ассоциации плакатистов, стремившейся внедрить в жизнь механизмы саморегуляции этого вида деятельности.

Тем не менее, в середине века засилье афиш и плакатов, наклеенных вдоль и поперек заборов, стен и ворот даже фешенебельных домов, породило присказку о том, что крупные города Королевства заболели «кожной болезнью» и ради выздоровления необходимо прописывать сильнодействующие лекарства.

Особенно неутомимо и дерзко работали анонимные ночные расклейщики. За ними охотилась полиция, но ловкость была неравной: на одного схваченного и оштрафованного парня приходились десятки, обновившие за ночь пеструю «чешую» домов.

Рекламные изображения вновь проявили страсть к огромным размерам при продвижении к покупателю таких привычных товаров, как мыло, медицинские таблетки, колбаса и плитки шоколада.

Наибольшей пробивной способностью отличались в конце XIX века производители «Pear's soap» («Грушевое мыло»). Английская иссле­довательница дает представление о массированной рекламной кампании, осуществляемой этой фирмой. Плакаты в первую очередь апел­лировали к материнскому чувству, изображая симпатичного малыша, который из своей ванночки тянет руку к мылу, а подпись гласит:

«Он не может быть счастлив, пока не получит его». Юмористический журнал «Punch» («Петрушка») 26 апреля 1886 года на обложке публикует рисунок чумазого бродяги, который пишет письмо под фразой ««Pear's soap», витающей над ним.

Из письма для читателей пере­дана строка: «Два года назад я пользовался вашим мылом и с тех пор никаким другим». Беатрис Эллиотт комментирует приведенный в книге образец: «Это самая известная юмористическая реклама своего времени».

Еще три года продолжалась эта рекламная кампания в средствах массовой информации, и ее руководитель Баратт сообщал, что на нее истрачено сто тысяч фунтов стерлингов.

Именно в этот период, отмечает английская исследовательница, реклама в ее стране (80-е годы XIX века) ввела в употребление устойчивые девизы — слоганы.

Они, как правило, были настолько многообещающи, реклама овладела механизмами настолько сильного психологического прессинга, что правительство в 1889 году издает постановление «Против непристойной рекламы».

Однако, спустя всего год после выхода закона, появились плакаты, рекламирующие цирковое зрелище, на которых изображались циркач­ки в трико телесного цвета, что вызвало взрыв возмущения у пуритански настроенной публики. Акцию расценили как «настенный кошмар».

Ассоциация плакатистов реагировала на возникший конфуз созданием в своих недрах цензорского комитета в 1890 году.

Но это было сочтено недостаточным, и в 1893 году создано «Национальное сообщество по контролю за рекламными злоупотреблениями».

Оно вскоре разослало по всем графствам список распоряжений и законов, касающихся рекламной коммуникации. Как пишет Беатрис Эллиотт, к 1936 году таковых уже насчитывалось четверть тысячи — 250 вердиктов.

Завершая обозрение основных тенденций развития рекламных процессов в Англии XIX века, обратимся к витринному жанру рекламы. В настойчивости его внедрения британцы также опережали континентальную Европу. В 1728 году французский путешественник пришел в восторг от невиданных им на родине английских устройств. Он писал домашним:

«Чего у нас во Франции нет, так это стекла, каковое, как правило, очень красиво и очень прозрачно. Лавки окружены им, и обыкновенно по­зади него выкладывают товар, что оберегает его от пыли, делает доступным для обозрения прохожим и придает лавкам красивый вид со всех сторон».

Образование данного способа демонстрирования товаров повлекло за собой очередной рывок в развитии предметно-изобра­зительных, в первую очередь эстетических, аспектов рекламного дела.

Довольно быстро оформление витрин (window dressing) становится особым ответвлением рекламного мастерства, одним из истоков будущего дизайна. От искусства выкладки товаров в магазинных витринах, поисков их наиболее выигрышного оформления — невелик творческий интервал и до организации специальных выставок.

Впрочем, в создании данного ответвления рекламного дела приоритет, по мнению ряда исследователей, принадлежит Франции, о чем в дальнейшем мы скажем подробнее.

Витрина как зеркало рекламного дела

Еще одно ответвление рекламной деятельности, в котором Германия не уступала позиций своим европейских соседям в XIX веке, было обустройство витрин. По-немецки «витрина» — Sehaufenster, т. е.

в буквальном переводе «окошко для осмотра», а в интерпретации некото­рых немецких теоретиков «витрина — это рекламное зеркало».

Другими словами, все достижения рекламного дела, как в зеркале, отражаются в культуре городских витрин.

Ссылка на основную публикацию