История Переезда по Еврейской Линии

Это пятая и заключительная статья из цикла об истории переезда Алены Штайнберг в Германию по еврейской линии.

1. Общая информация.

2. Экзамен Start Deutsch 1.
3. Подготовка документов.
4. Подача документов в посольство.
5. Получение визы, отъезд и первые дни на месте.
История Переезда по Еврейской Линии Прошел 1 год 2 месяца и 19 дней с начала всей истории… И нам позвонили из посольства, сказали, что можем забирать ответ. 
«Положительный?!» «Да!» Дальше очень трудно сохранять самообладание, но слушать все-таки стоит, потому что за ответом можно приехать только в определённое время, которое мы, естественно, прослушали… После звонка из посольства BESCHEID можно забрать с понедельника по четверг с 13:30 до 14:30. В это время нужно подъехать в посольство (в Москве окна В и С, те, что отдельно, с обратной стороны красного здания).

Вам выдадут:

  • BESCHEID
  • Перечень документов, необходимых для подачи на визу
  • Бланк Имущественной декларации

Помните! BESCHEID действует 1 год. Если за этот год не подать документы на визу, то Вы лишаетесь права на въезд и не имеете права на повторную подачу заявления.

Документы на визу:

  1. Решение BAMF (BESCHEID) оригинал. Уже есть у нас на руках. Просто кладем в папку.
  2. Действительный загранпаспорт (всех членов семьи, которые иммигрируют).

    Паспорта на всех членов семьи (даже на детей) должны быть нового образца. Лучше сделать заранее, т.к. срок изготовления паспортов примерно один месяц. Делается в МФЦ, часы работы УФМС. Стоимость: до 14 лет – 1500 руб., после 14 лет – 3500 руб.

  3. Внутренний паспорт гражданина РФ со штампом «снят с регистрационного учета» (для лиц старше 14 лет). Делается в МФЦ своего района с 8:00 до 20:00. Срок изготовления 4-6 рабочих дней. Стоимость – бесплатно. Нужно обратится в Паспортный стол МФЦ с паспортом (свидетельством о рождении и приложением о прописке для детей) и там на месте написать заявление о просьбе снять Вас с регистрационного учета по месту жительства. ВНИМАНИЕ! Стандартная форма не подходит, т.к. содержит пункт: «По новому месту жительства…». Как мы понимаем, указать свое новое место жительства мы не можем, поэтому пишем в свободной форме: ДЛЯ ВЗРОСЛОГО БЕЗ ДЕТЕЙ: «Прошу снять меня ФИО с регистрационного учета по адресу … в связи с иммиграцией на постоянное место жительства в Федеративную Республику Германия».
    ДЛЯ ВЗРОСЛОГО С ДЕТЬМИ: «Прошу снять меня ФИО и моего ребенка (моих детей) ФИО ребенка (детей) с регистрационного учета по адресу … в связи с иммиграцией на постоянное место жительства в Федеративную Республику Германия».
    Заявление подается одним из родителей, другой на этом же заявлении дает согласие на выписку ребенка. (т.е. если вам нужно выписать из квартиры несовершеннолетнего приходите вдвоем или с нотариально заверенной доверенностью от супруга (супруги).

    Далее Вам сообщают о готовности документов, Вы подъезжаете в МФЦ и получаете свой паспорт со штампом «снят с регистрационного учета» и листок убытия. Все совершеннолетние забирают свои документы лично или по нотариальной доверенности.

  4. Копии всех страниц с личными данными из своего российского паспорта (для лиц старше 14 лет).
    Делайте в последнюю очередь, когда получите штамп о снятии с регистрационного учета.
  5. Адресный листок убытия и его копия (на всех членов семьи, которые иммигрируют). Получаете в МФЦ вместе с паспортом. См. пункт 3.
  6. 2 актуальные фотографии паспортного формата НЕ на синем фоне (всех членов семьи, которые иммигрируют). Берите остатки этих фотографий с собой, в Германии они точно понадобятся.
  7. Имущественная декларация на русском языке, заполненная на каждого совершеннолетнего члена семьи и ее копия (в случае, если заявитель не располагает какой-либо собственностью, он должен предоставить соответствующую справку: справка из БТИ или РОСРЕЕСТРА подойдет). Имущественную декларацию Вам дадут в посольстве в напечатанном виде, ее нужно заполнить от руки на каждого совершеннолетнего члена семьи. Она содержит вопросы о регулярном доходе, недвижимости и земельных участках в собственности, а также о сбережениях. Внимательно читайте на декларации, какие документы нужно приложить и сколько экземпляров декларации нужно подать. Справку Вы в любом случае будете заказывать (пункт 9), ее вполне достаточно.
  8. Справка из Пенсионного фонда о размере пенсии и ее копия (если Вы получаете пенсию!) Ничего не могу сказать, ни одного пенсионера с собой не брали.
  9. Справка из БТИ или РОСРЕЕСТРА о наличии или отсутствии собственности (недвижимости) и ее копия (для каждого совершеннолетнего члена семьи). Справка должна содержать информацию о собственности (недвижимости) на территории всей России, а не только по региону проживания.

    Делается в МФЦ своего района с 8:00 до 20:00. Срок изготовления 10 дней. Стоимость – 1500 руб. (по территории всей России). Нужно забрать лично после звонка о готовности.

  10. Свидетельства о рождении детей и приложения о прописке со штампом «снят с регистрационного учета», их копии (если у Вас есть дети). См. пункт 3.

При выезде несовершеннолетних детей, родители которых разведены, необходимо предоставить действительное, нотариально заверенное заявление о согласии невыезжающего родителя и копию его общегражданского паспорта. Итак, документы мы с Вами собрали, теперь едем в посольство. Подача заявлений на выдачу визы проходит (без предварительной записи по телефону) по вторникам и четвергам в 12 часов в здании визового центра. В Москве только один сотрудник занимается выдачей виз по еврейской иммиграции, может сидеть в любом окне (1-4), так что спрашивайте на месте. Вы отдаете все документы, пишете согласие на однократное использование получаемой визы для въезда в Германию и проходите процедуру снятия отпечатков пальцев (только лица старше 12 лет). Рассматриваются документы в течение двух недель. Выдача паспортов с визой происходит после звонка сотрудника о готовности документов также по вторникам и четвергам в 12 часов. Забрать может любой из совершеннолетних заявителей. Этот этап мы пропустили, т.к. ехали к своим друзьям в определенный город, в определенный дом и они занимались договоренностями с нашим контактным лицом и трансфером от аэропорта. Поэтому опишу процесс в теории, НО, прожив в Баварии уже 6 месяцев и собрав достаточно “косяков” возьму на себя смелость дать несколько советов. В Вашем ответе (BESCHEID) есть приложение с общей информацией для иммигранта и контактными данными принимающей стороны (чаще всего с переводом на русский язык). Читайте очень внимательно! Для Баварии общая информация следующая, цитирую: “Пожалуйста, сообщите за восемь недель до отъезда при помощи прилагаемого формуляра (Anmeldung zur Einreise und Unterbringung) количество выезжающих лиц и конкретную дату прибытия. К тому же желательно указать родственников, знакомых на будущем месте проживания или вообще в Баварии. Если у Вас нет возможности самостоятельно найти жилье, Вам предоставится возможность временного проживания в одном из государственных общежитий, согласно прилагаемого списка “Übersicht Übergangswohnheim”. В этом случае Вы будете распределены по возможности в выбранное Вами общежитие. Въезд в Германию Вы должны организовать сами. Помощь в аэропорту, на вокзале или на месте прибытия не предусматривается. Также не будут возмещены расходы на дорогу. Если Вы решили проживать в общежитии, Вас примут в названный Вами день на месте.”

Итак, Вы можете поселиться где захотите:

  • у друзей, родственников (если такие есть и согласны вас приютить)
  • в арендованном, приобретенном жилье
  • в Хайме (Heim), например, в Баварии их шесть, по одному в городах: 
München, Bayreuth, Schweinfurt, Straubing, Nürberg, Augsburg.

Для тех, у кого нет ни друзей, ни финансовых возможностей — Вам придется поехать в Хайм. Место не из самых приятных. Те, что я видела, похожи на старые общежития. И т.к. все потоки иммигрантов сходятся в этих шести местах, Вашими соседями на сто процентов и в большом количестве станут беженцы из зон военных действий. Так, без паники! Все Хаймы стоят в районах, где все кишит иммигрантами и беженцами, поэтому все организации, которые вам необходимо посетить для регистрации работают быстро и по накатанной системе. Поэтому ждать придется месяц – два. А это очень недолго, поверьте! А дальше поиск своего отдельного жилья, которое оплачивать будет (для тех, кто едет с социальной поддержкой) центр занятости.

Важно! Маленький город спутник (8000-10000 человек) – кладезь возможностей для начинающего немца: доступное жилье и отсутствие конкуренции (можно быстрее съехать из Хайма и в большее жилье за меньшие деньги), свободный доступ в школу и детский сад (минимум иммигрантов в классе), более дешевые товары, простота нравов (тут я говорю про Баварию) и др. Существенным минусом в проживании в маленьком городе является острая необходимость в машине. Но машина здесь – это первая необходимость, в любом регионе, так что задумайтесь о деньгах на ее покупку до переезда!

При возможности: в России учите немецкий язык!
Помните, с Вами ВСЕ будут говорить на беглом немецком и предлагать подписать многостраничные договоры (аренда квартиры, поставка электричества, вывоз мусора, поступление в сад и школу, на продленку…) А обещанные бесплатные Курсы можно ждать до нескольких лет. Мы ждем уже полгода, т.к. приоритет у беженцев, их учат в первую очередь.

Для нас было важно уехать в кратчайшие сроки, а так как ни квартир, ни машин у нас нет, на сборы нам хватило двух недель, в течение которых готовилась виза. Начали мы с покупки билетов. Изучение цен и условий перелета показали преимущества компании S7 и тарифа «гибкий эконом» (23 кг – багаж, 10 кг – ручная кладь, место, возврат 1000 руб., замена на подобный тариф – бесплатно). Итого: 36.000 руб. (два взрослых и два детских) + перевозка собаки в багажном отсеке (11 кг) — 3600 руб. Трансфером занимались наши друзья, поэтому дать дельный совет, как добраться до нужной точки без машины не могу. Скажу только, что машину можно взять в аренду или использовать для проезда поезда и автобусы (но помните, что покупая билет на поздний рейс, вы рискуете не успеть на последний поезд или автобус).

Вещи:

С вещами все просто, все зависит от Ваших финансовых возможностей. Если едете в Хайм и везете с собой одну зарплату, то стоит задуматься о полотенцах, постельном белье на первое время, походной посуде (типа пластиковая из Икеа), о кастрюле и сковородке (их тоже стоит взять), лекарствах (от простуды, от насморка и кашля, противовирусные, желудочные, глазные капли – здесь дорого и не сразу понятно, что стоит покупать, а что нет). Из одежды берите в первую очередь то, в чем удобно и приятно ходить, затем пару вещей на выход. Заранее накачайте из интернета нужных программ, фильмов, мультиков, учебников и книг, тут с этим строго, может нагрянуть полиция и обвинить Вас в нарушении авторского права. Дешевая техника – миф, так что берите с собой компьютеры, телефоны, планшеты, электронные книги и плееры. Если у вас есть маленькие дети, стоит взять пару детских книжек на русском. Также обязательно возьмите русские учебники по немецкой грамматике, нам очень пригодились. И КАНЦТОВАРЫ, красивых тетрадочек не найти (ну по крайней мере в нашей глуши).

Счастливого пути и до встречи уже здесь!

История Переезда по Еврейской Линии

Алена Штайнберг,

специально для Deutsch-online
 

История Переезда по Еврейской Линии

Переезд в Израиль: опыт и рефлексия прожитого года — Миграция на vc.ru

Наверное, многие, зная о своих еврейских корнях или обнаружив их случайно, осведомлены о праве получения гражданства Израиля. А некоторые даже могли задумываться о том, «а что если переехать?»

{“id”:174110}

Очевидно, Израиль представляется несложным вариантом эмиграции для тех, кто имеет те самые «нужные» корни, ведь кроме документов подтверждающих их наличие, для получения израильского паспорта не нужно больше ничего. Ни покупки недвижимости, ни вклада в экономику государства больших денег, ни рабочей визы, ни открытия стартапа.

Живя в Москве, я всегда держала в голове мысль о том, что возможность репатриироваться у меня есть, но никогда о переезде не задумывалась. Я слышала, о том, как мои родственники могли привести в пример двоюродную тетю, которая, бросив все, уехала в Израиль в 90-е и выживала там, как могла, работая на трех работах.

Всерьез я никогда не воспринимала такие рассказы, но где-то на подкорке откладывалось, что лучше в это дело не ввязываться без крайней необходимости. В Москве все было знакомо, налажено, устроено — друзья, семья, работа и все легко и относительно беззаботно.

Но далее карты легли так, что на тот момент мой будущий муж всерьез решил переехать в Израиль. Он грезил возможностью сменить московские пробки и унылую зимне-весеннюю серость на постоянное солнце, а также хотел попробовать пожить в другой стране.

И, конечно, получить израильский загранпаспорт, который значительно упрощает путешествия за границу безвизовым режимом как минимум с Европой. И через полгода я, откинув старые предубеждения, также решила переехать к мужу и попробовать пожить в новой стране. В конце концов, в самом худшем случае (если не понравится) – просто вернемся в Москву.

До этого я никогда не жила постоянно в другой стране, путешествия – совершенно иная практика. В статье я отразила свой опыт проживания в Израиле (Тель-Авив), касающийся разных аспектов жизни.

Я рассказываю о том, как лучше подготовиться к репатриации, о ценах на жилье и продовольствие, о том, с какими трудностями приходилось сталкиваться, об особенностях, которые мне показались занимательными, о людях и об отношении местных к репатриантам.

Статья носит субъективный характер и не имеет целью кого-то оскорбить, более того, она основана только на личном опыте и не является истиной в последней инстанции.

Тут все достаточно просто. Израиль предоставляет возможность переезда на постоянное место жительства и получение гражданства всем евреям, их супругам, их детям и внукам.

Этот процесс переезда имеет специальное название (репатриация или «алия» – с иврита: возвращение в Израиль), так как соотносится с религиозно-правовыми принципами государства Израиль. Таким образом, Израиль «собирает» всех евреев мира и предлагает им жить в своем государстве в национальном большинстве.

Для получения документального подтверждения на право репатриироваться, нужно получить визу репатрианта в посольстве Израиля в России. Я знала об очень длинной очереди в посольство в Москве, поэтому планировала запись заранее.

В феврале мне удалось записаться на середину июня, а переезд планировался на сентябрь. Я репатриировалась как одиночка (муж получил гражданство на полгода раньше, еще будучи не женатым), поэтому меня приняли сравнительно быстро.

На собеседование к консулу нужно предоставить оригиналы документов, подтверждающие еврейские корни: например, свидетельства о рождении, свидетельства о браке, военный билет, паспорт, то есть те, в которых указывается национальная принадлежность родственников и их родство с вами. Также требуются все документы об образовании, трудовая книжка.

Полный список документов представлен на сайте посольства. Для мужчин иногда требуют предоставлять справку о несудимости. Мне повезло, что практически все нужные документы у меня были на руках еще с поездки по программе «Таглит», где так же осуществляется консульская проверка на принадлежность к еврейству.

После проверки документов в загранпаспорт ставится специальная виза репатрианта, действующая в течение 6 месяцев.

Масштабы подготовки к переезду напрямую зависят от ваших целей, количества переезжающих, наличия домашних животных и многих разных пунктов.

Первый шаг, который я предприняла по началу планирования репатриации, который советую всем сделать, – это обратиться в еврейское агентство «Сохнут», его представительства есть в нескольких городах России и стран СНГ.

Эта организация бесплатно помогает организовать переезд, консультирует по всем вопросам репатриации, помогает подготовить документы по багажу, перевозке домашних животных. И, конечно, агентство бронирует для вас бесплатный билет в Израиль в один конец на специальном рейсе для репатриантов.

Оно даже может предоставить вам бесплатное такси от вашего дома в Москве до аэропорта. Конечно, если вас не устраивают предлагаемые даты перелета, вы вправе купить билет и полететь самостоятельно.

Однако стоит понимать, что в таком случае в аэропорту вам придется самостоятельно разбираться, к кому обращаться за документами и всем остальным положенным, что, скорее всего, потратит все ваши силы и нервы.

Итак, прибыв, наконец, в аэропорт Бен Гурион, вас сопроводят в специальный отдел по работе с вновь прибывшими. В просторной комнате вас будет ждать перекус, напитки и детская комната.

Далее в течение часа вам выдадут временный паспорт с постоянным идентификационным номером, наличные деньги и сим карту с оплаченными минутами и интернетом на месяц. И, вуаля, поздравляю, вы гражданин/ка Израиля!

Также вам выдадут немалое количество бумаг, которое надо будет в дальнейшем предоставлять в МВД, министерство абсобции и др. Теперь осталось только доехать до квартиры или отеля, где вы планируете остановиться. Кстати, довезут на такси в любую точку Израиля из аэропорта вас тоже бесплатно.

Далее в течение первого месяца следует обстоятельно заняться оформлением документов, даже если очень хочется погулять по городской набережной, побывать на старых колоритных улочках Иерусалима или поплавать в море.

В первую очередь следует пойти в банк и открыть счет, чтобы на него поступали выплаты, которые положены в течение 6 месяцев с момента приезда каждому репатрианту, пока он находится в стране (полный перечень положенных выплат и их размер можно проверить тут).

После открытия счета нужно «отметиться» в министерстве Абсорбции и предоставить туда бумаги из банка – именно это ведомство ответственно за ваше устройство в стране на первое время. В этом министерстве вы можете получить консультацию по разным вопросам, оформить удостоверение нового репатрианта, записаться на очную встречу в куратором и др.

Если вы намерены оставаться в стране и учить язык, то там же – в министерстве абсорбции — вы можете получить ваучер на бесплатное изучение иврита в ульпане (это название курсов).

Пандемия внесла свои коррективы в работу ведомств и государственных учреждений в Израиле. Поэтому и без того неотлаженная система работы министерства стала постепенно ломаться, создавая неудобства по времени записи, решению важных вопросов.

Мне с трудом удавалось записываться туда после принятия карантинных мер, однако упорство, настойчивость и убеждение охранников на русском все-таки помогли мне решить требуемые вопросы. В министерстве внутренних дел в течение месяца следует сменить временное удостоверение личности на постоянное, там же можно оформить заграничный паспорт («Даркон»).

Сразу стоит сказать, что квартиры в Израиле дорогие, особенно в Тель-Авиве. Причем, как на съем, так и на покупку. А соотношение по цене и качеству оставляет желать лучшего.

Мы выбрали жить в Тель-Авиве, так тут многие заведения и магазины работают в Шаббат, есть множество развлечений, кафе, баров, большую часть жителей города составляет светское население, плюсом идет море и красивая набережная.

Прежде, чем найти приемлемую квартиру на долгий срок, мы потратили много денег на временное жилье Airbnb. В общей сложности на поиск квартиры было потрачено более 3 недель.

Переселить или уничтожить. Как менялась политика нацистов по еврейскому вопросу

В самом конце июля 1941 года рейхсмаршал Герман Геринг поручил начальнику Главного управления имперской безопасности Рейнхарду Гейдриху разработать план “окончательного решения еврейского вопроса”.

Через несколько месяцев после этого, на Ванзейской конференции в пригороде Берлина, Гейдрих представил свой план.

Его тезисы сводились к тому, что все попытки выселить или изгнать евреев на территорию других государств по тем или иным причинам потерпели крах, поэтому он предлагает новый вариант “окончательного решения вопроса” — депортацию евреев на Восток.

За этими словами скрывалось предложение отправить всех европейских евреев, находившихся под контролем нацистов, в концентрационные лагеря в Польше. С этого момента от первоначальных планов принуждения евреев к эмиграции и даже намерений создать отдельные еврейские государства нацисты переходят к политике планомерного уничтожения. 

Эмиграция и сотрудничество с сионистами

Через некоторое время после прихода к власти Гитлер исполнил свою давнюю мечту, которой он грезил ещё в немецких пивных, в которых выступал перед десятком-другим рабочих и зевак, — начал дискриминацию евреев и их вытеснение сначала из общественной жизни Германии, а затем и вообще из страны.

Нюрнбергские расовые законы чётко определили, кто считается евреем, а кто истинный ариец. А закон о восстановлении профессионального чиновничества запретил евреям занимать государственные должности.

Вместе с тем были внедрены расовые квоты в учебных заведениях, а также в сферах, где наблюдалось традиционно большое присутствие евреев: адвокатская деятельность, юриспруденция, медицина и т.д.

Отныне евреям также запрещалось служить в армии.

В этот период немцы проводили политику выдавливания еврейского меньшинства из страны. Хотя в прессе регулярно проходили антисемитские кампании, насилие в отношении евреев ещё не применялось. Вероятно, если бы Гитлер в то время предложил уничтожить всех евреев, даже самые фанатичные из его соратников посмотрели бы на него с недоумением и решили бы, что фюрер тронулся умом. 

Более того, вплоть до конца 30-х годов нацисты вполне активно взаимодействовали с некоторыми сионистами в вопросе эмиграции.

Разумеется, никакой дружбы между ними не было и быть не могло, сугубо прагматичный расчёт: нацисты получили постепенный исход евреев, к тому же частично оплачиваемый за их же счёт, а сионисты — поток обеспеченных евреев в Палестину, благодаря чему доля еврейского населения за короткий срок превысила долю арабского. Договор между ними получил известность как соглашение Хаавара.

В то время Палестина управлялась Британией, которая ограничивала приток небогатых еврейских эмигрантов. Вместе с тем для обеспеченных евреев никаких ограничений не было.

Согласно договорённостям, немецкие граждане еврейской национальности, желавшие эмигрировать в Палестину, должны были внести на специальный счёт сумму, эквивалентную тысяче британских фунтов (немалые деньги в то время). Эти деньги поступали в распоряжение компании Хаавара, которая закупала на них немецкие товары для импорта в Палестину.

После прибытия в Палестину эмигрант получал деньги назад. При этом немцы забирали у покидавших страну евреев около половины суммы, вырученной от продажи их имущества.

Этой возможностью воспользовалось порядка 50–60 тысяч человек, что составило около 10% от всего еврейского населения Германии.

Принуждение к эмиграции

После аншлюса Австрии еврейское население Рейха вновь увеличилось, поскольку под давлением нацистов к этому моменту Германию покинуло около 150 тысяч человек, а в Австрии проживало свыше 200 тысяч евреев.

По мере приближения войны, к которой нацисты активно готовились, их действия стали значительно более бесцеремонными. Евреи были лишены гражданства Рейха, с помощью различных методов нацисты стремились сделать их жизнь невыносимой и тем самым вынудить эмигрировать.

Были запрещены новые браки евреев с немцами; кроме того, все евреи лишались немецкого гражданства. В 1938 году началось выявление “еврейского бизнеса”. Были составлены справки на все еврейские предприятия, вплоть до крошечных магазинчиков. 

Немцы скрупулезно выявляли “еврейский бизнес” не для того, чтобы помечать его звёздами, а для того, чтобы отобрать. Вскоре последовали новые дискриминационные меры.

В частности, евреям запрещалось владеть магазинами, ремесленными мастерскими, акциями предприятий, а также принимать участие в торговле и занимать где-либо руководящие должности, пусть даже совершенно незначительные.

Эта дискриминационная мера вынудила евреев за бесценок продавать имущество, чтобы выручить за него хоть что-то.

Эвианская конференция

Разумеется, в других странах не могли не замечать откровенно жестокой нацистской политики и массового исхода евреев из страны. По предложению американского президента Рузвельта летом 1938 года во французском Эвиане открылась конференция, на которой представители демократических стран должны были обсудить проблему еврейских беженцев.

В конференции приняли участие более 30 государств, в основном латиноамериканских. Из числа развитых стран в ней участвовали США, Франция, Британия, Бельгия, Нидерланды, Австралия и Канада. На конференции выяснилось, что на словах все озабочены судьбой немецких и австрийских евреев, а вот на деле мало кто готов им помочь.

Американцы сразу же заявили, что уже исчерпали иммиграционную квоту для евреев (около 30 тысяч человек) и не будут её повышать. Они согласились только продлить действие уже выданных немецким и австрийским евреям гостевых виз.

Латиноамериканцы сослались на бедность и экономические проблемы, англичане также отказались повышать квоту для еврейских беженцев в Палестине, которая тогда находилась под их управлением.

Лишь представители Доминиканской Республики согласились принять и даже выделить землю для нескольких тысяч беженцев, а австралийцы — принимать по пять тысяч беженцев в течение трёх последующих лет. Позднее, уже после Хрустальной ночи, англичане согласились принять 10 тысяч еврейских детей, но без родителей.

Нейтральная Швейцария вообще запретила эмиграцию евреев в страну, отлавливая нелегально переходящих границу и депортируя их обратно в Германию.

Главной причиной, по которой практически никто не согласился помочь беженцам, был тот факт, что к тому моменту немцы уже не позволяли евреям вывозить имущество из Германии и фактически изгоняли их голыми, позволяя забирать с собой лишь мизерную сумму денег. Прибытие больших масс нищих беженцев, зачастую не владевших языками и не имевших возможности устроиться в новой стране, было такой ношей, которую большинство государств — участников конференции не пожелало на себя брать.

Тогда ещё никто и предположить не мог, что вскоре нацисты начнут уничтожать людей.

Поэтому участники конференции договорились об облегчении транзита лиц без гражданства (к которым относились евреи Рейха), а также условились оказать давление на нацистов, чтобы те стали более сговорчивыми и позволили евреям вывозить имущество. С этой целью был создан Межправительственный комитет по делам беженцев.

План Рабли — Шахта

Созданный Межправительственный комитет по делам беженцев действительно попытался вступить в сношения с немцами. С этой целью в Лондон был командирован американец Джордж Рабли.

С немецкой стороны в переговорах участвовал Ялмар Шахт — бывший министр Рейха, имевший в западных странах самую лучшую репутацию из всех деятелей режима. Например, он был лучшим другом директора Банка Англии Монтегю Нормана, Шахт даже пригласил его стать крёстным отцом одного из его внуков.

А после войны Шахт был одним из немногих деятелей Рейха, полностью оправданных Нюрнбергским трибуналом.

Словом, назначение либерального Шахта на эти переговоры явно свидетельствует о том, что немцы возлагали на них определённые надежды. Более того, Рабли даже встретился с Герингом, который заверил его, что Германия заинтересована в эмиграции евреев и не будет чинить им никаких препятствий.

Рабли и Шахт достигли договорённости по некоторым деталям, это соглашение получило название “план Рабли — Шахта”. Нацисты согласны были организовать эмиграцию 150 тысяч оставшихся в Германии евреев в течение срока от трёх до пяти лет, а затем позволить выехать их родственникам. Эмиграцию планировалось организовать в том же духе, что и уже действовавшее соглашение Хаавара.

Создавался трастовый фонд, обеспечивавший финансирование переселения беженцев в другие страны, возведение для них жилья, перевозку и т.д. На четверть он финансировался за счёт части имущества самих беженцев, остальные суммы вносились странами, заинтересованными в эмигрантах. К перевозке эмигрантов привлекалась компания Хаавара, уже имевшая опыт сотрудничества с немцами.

Однако немцы потребовали явно завышенную сумму для фонда обеспечения эмигрантов. Кроме того, нацистское руководство активно готовилось к войне с Польшей, поэтому сильно спешило. В итоге немцы решили действовать без оглядки на западные страны. Срыву плана способствовал и тот факт, что участники комитета по беженцам никак не могли договориться между собой.

Еврейское государство в Люблине

С конца 1938 — начала 1939 годов политика нацистов становится значительно более жёсткой.

Евреев всеми силами вынуждали уехать, при этом забирали на границе почти все средства в качестве так называемого налога на выезд.

В конце 1938 года немцы насильно депортировали в Польшу около 17 тысяч польских граждан еврейской национальности, хотя все они имели разрешение на пребывание в Германии.

Одновременно с этим западные государства начинают резко ограничивать квоты на мигрантов. Британцы наложили серьёзные ограничения на эмиграцию в Палестину. Американцы — уже после начала мировой войны — также ограничили въезд беженцев и даже выдачу им гостевых виз, под тем предлогом, что беженцы, у которых остались родственники в Германии, могут быть принуждены нацистами к шпионажу.

Тем временем началась Вторая мировая война. В Польше, ставшей первой жертвой Германии, проживала самая крупная еврейская диаспора в Европе. Нескольким десяткам тысяч удалось перейти советскую или литовскую границу и спастись, но вскоре эти государства также закрыли свои границы, и большая часть евреев осталась в Польше.

Именно польская территория в Люблинском районе была выбрана в качестве так называемого еврейского государства.

Туда планировалось депортировать всех евреев, оставшихся на территории собственно Рейха (значительная часть захваченной Польши считалась генерал-губернаторством и в состав Рейха не входила).

Уже через месяц после начала Второй мировой началось составление списков на депортацию, а в октябре в Люблинский район направились первые эшелоны. 

Планировалось, что все евреи Вены будут переселены в государство-резервацию в первую очередь, что станет своеобразным “подарком” фюреру, ведь Вена была городом его юности. Однако депортации скоро остановились, в Люблин ушло только несколько эшелонов, а уже весной 1940 года все депортированные были возвращены домой.

Причиной провала плана стало отсутствие технической возможности для его осуществления. Согласно пакту Молотова — Риббентропа, прибалтийские страны входили в сферу влияния СССР.

В этих странах проживало большое количество так называемых остзейских немцев (в Германии все немцы, жившие за пределами страны, именовались фольксдойче), и по договорённости с советской стороной немцы имели право вывезти их в Германию. На вывоз фольксдойче в Германию пришлось направить достаточно большое количество транспорта.

Кроме того, проводились выселения поляков и евреев с тех польских территорий, которые к тому моменту вошли в состав Рейха. Это тоже требовало немалых транспортных мощностей. Реализовать все эти проекты немцы просто не могли, поэтому план создания “еврейского государства” был заброшен.

Выселение на Мадагаскар

Этот экзотический план стал последней инициативой нацистов перед созданием системы концентрационных лагерей и лагерей смерти.

Идея переселения евреев на Мадагаскар и создания там марионеточного государства-протектората была выдвинута в разгар войны с Францией. Впрочем, сама идея была не нова.

Ещё в конце XIX века немецкий историк-антисемит Пауль Бёттихер, также известный как Пауль де Лагард, выдвинул идею переселения всех немецких евреев на Мадагаскар.

В середине 30-х годов старую и пыльную идею де Лагарда неожиданно вспомнили поляки, у которых в то время также произошёл всплеск антисемитских настроений. Горячим сторонником идеи оказался польский министр иностранных дел Юзеф Бек. Дело даже дошло до создания польско-еврейской комиссии, которая отправилась на Мадагаскар с целью изучения возможности переселения еврейских колонистов.

По итогам инспекции острова мнения комиссии разделились. Поляки полагали, что на острове вполне может разместиться порядка 50–60 тысяч колонистов, тогда как еврейские члены комиссии считали, что их максимальное число можно оценить в одну-две тысячи человек.

Идея переселения евреев Европы на Мадагаскар обсуждалась в высших кругах нацистской Германии летом 1940 года.

Гитлер рассчитывал, что после капитуляции Франции британцы согласятся на подписание мирного договора с немцами, большая часть Польши войдёт в состав Рейха, а оставшаяся станет марионеточным государством.

После этого все евреи, находящиеся на территории Рейха, будут переселены на Мадагаскар. 

Разработка плана была поручена Эйхману. Предполагалось, что нацисты будут перевозить на Мадагаскар по миллиону евреев в год. Сначала из Рейха, затем из Польши и остальных стран Европы. Остров планировалось разделить на две части.

Одну полностью контролировала бы немецкая администрация, там же располагалась бы морская база немецкого флота.

На другой части существовало бы “еврейское государство”, которому было бы представлено местное самоуправление под опекой немцев. 

Впрочем, стоит отметить, что остров был не готов к прибытию столь большого числа переселенцев, тем более непривычных к местному климату и условиям труда, так что, вероятнее всего, смертность среди новых поселенцев была бы очень высокой. 

Война спутала планы. Поскольку британский флот намного превосходил немецкий, для высадки в Британии нацистам требовалось добиться превосходства в воздухе.

В условиях подготавливавшейся масштабной десантной операции на кону было каждое судно, поэтому даже теоретически нацисты не могли выделить никаких транспортных судов.

А после того как битва за Британию затянулась, а следом началась и война с СССР, мадагаскарский план был тихо похоронен.

Геноцид

31 июля 1941 года Геринг поручает Гейдриху разработать план окончательного решения еврейского вопроса. В СССР уничтожение евреев силами айнзацгрупп и местных коллаборационистов происходит на местах с самого начала войны, поскольку советские евреи, в отличие от европейских, по умолчанию считаются нацистами носителями большевизма.

Европейские евреи пока ещё жили там же, где и прежде, а польские уже были переселены в гетто, которые пока ещё существовали в “щадящем” режиме, с небольшим числом ограничений и возможностью выхода за его пределы.

По предложению Гейдриха всех европейских евреев решено переселить “на восток”, то есть в Польшу, где разворачиваются лагеря смерти. Кроме того, евреев начинают депортировать в концентрационные лагеря, ранее предназначенные для уголовных и политических преступников.

Еврейские гетто в Польше и СССР делают закрытыми, то есть выход за их пределы запрещается; кроме того, для их обитателей вводится множество ограничений, делающих жизнь в гетто невыносимой.

Но и само существование гетто считалось временным, периодически гетто уничтожались, то есть всё их население вывозилось в концлагеря.

В октябре 1941 года нацисты окончательно запрещают эмиграцию евреев. Все, кто не успел покинуть пределы Рейха и контролируемых им территорий к тому моменту, оказались либо в гетто, либо в концлагерях, где практиковалась жесточайшая эксплуатация, которая вела к скорому истощению и смерти.

Из 523 тысяч евреев, живших в Германии к моменту прихода к власти Гитлера, сумело эмигрировать до начала второй мировой войны около 240 тысяч. Из 200 с небольшим тысяч евреев Австрии после аншлюса уехало 117 тысяч. Значительная часть из них перебралась во Францию, Бельгию и Нидерланды, вскоре также оккупированные нацистами. Беглецы от нацизма вновь оказались его узниками.

70 лет назад Израиль разрешил евреям переселяться в страну – Газета.Ru

5 июля 1950 года в Израиле был принят Закон о возвращении, провозглашавший право каждого еврея репатриироваться в эту страну. Израильское правительство столкнулось с проблемой определения, кого считать евреем. В 1960-х воспользоваться действием закона массово захотели советские евреи. Нежелание властей выпускать из СССР всех желающих приводило к различным кризисным ситуациям.

5 июля 1950 года израильский кнессет (парламент) принял Закон о возвращении, гарантировавший всем евреям право иммигрировать в Израиль и требовать немедленного предоставления им гражданства страны. В качестве даты была выбрана годовщина смерти основателя политического сионизма Теодора Герцля.

Согласно статье 2, виза репатрианта выдавалась каждому еврею, который выразил желание поселиться в Израиле.

Отказ предусматривался только для тех случаев, если заявитель был уличен в действиях против еврейского народа, мог представлять опасность общественному здоровью и безопасности государства, или же имел криминальное прошлое, которое могло представлять опасность общественному порядку.

Этот пункт отсекал преступников, стремившихся укрыться в Израиле от правосудия других стран. Исполнение закона находилось в компетенции министерства внутренних дел. Репатриация евреев в Израиль обозначается термином алия.

Принятие Закона о возвращении сразу же привело к возникновению юридических проблем.

Требовалось юридически сформулировать критерии принадлежности к еврейству, поскольку отсутствие четких трактовок нередко приводило к противоречиям.

В 1958 году по инициативе главы МВД Израиля Исраэля Бар-Иегуды для служащих регистрационного ведомства была издана директива, согласно которой евреем признавался любой человек, «чистосердечно декларирующий свое еврейство».

Его следовало регистрировать как еврея, не требуя от него иных доказательств. Такая позиция возмутила национально-религиозные организации. Из-за вопроса о том, кого считать евреем, в Израиле вспыхнул политический кризис.

В 1958 году в директиву МВД была внесена существенная поправка. Отныне претендент на репатриацию был обязан не только считать себя евреем, но и не принадлежать к любой другой конфессии, помимо иудаизма. Долгие споры на уровне правительства на тему наиболее оптимальной трактовки привели к отставке Бар-Иегуды.

Широкий резонанс в израильском обществе вызвали случаи католического монаха и еврея по рождению Освальда Руфайзена, не сумевшего добиться применения к нему Закона о возвращении, а также майора израильского флота Биньямина Шалита, женатого на шотландке-атеистке и требовавшего признания евреями своих детей.

Дело Руфайзена стало символом борьбы людей, не желавших соглашаться с официальным определением того, кого считать евреем.

На данный счет имелось несколько точек зрения. Одни считали необходимым следовать Галахе – традиционному иудейскому праву, регламентирующему религиозную, семейную и общественную жизнь верующих евреев. Другие полагали, что для признания человека евреем, даже если он является этнически темнокожим африканцем или американским индейцем, достаточно обращения в иудаизм.

В 1970 году Закон о возвращении был дополнен определением: еврей – тот, кто родился от матери-еврейки или прошел гиюр (обращение нееврея в иудаизм), и он не принадлежит к другой религии. В то же время нееврейский супруг, дети и внуки еврея, прибывшего в страну на основании Закона о возвращении, располагают теми же правами и льготами, что и другие репатрианты.

  • «Закон о возвращении, вероятно, является наиболее популярным из всех актов, когда-либо принятых кнессетом: он до сих пор остается источником привычного психологического комфорта для евреев во всем мире – даже для тех, кто не намерен репатриироваться в Израиль», — отмечается в книге Джозефа Телушкина «Еврейский мир».
  • Как указывается в труде Рафаэля Гругмана «Жаботинский и Бен-Гурион: правый и левый полюсы Израиля»,
  • Закон о возвращении отражал идеологическую доктрину сионизма, лежащую в основе образования израильского государства.

«Руководствуясь им, правительство распахнуло двери для неограниченной репатриации и незамедлительно столкнулось с проблемой массового принятия и абсорбцией иммигрантов. Это стало его головной болью, — отмечал Гругман. – Первая волна состояла из беженцев из Европы, переживших Холокост и скопившихся на Кипре.

Вторая волна хлынула из арабских стран и Северной Африки. Евреев принуждали покинуть жилища, конфисковав нажитое имущество, дома и земли, находящиеся в их частной собственности.

В Израиль устремилась многоязыкая алия из уроженцев 70 стран, не говорящая на иврите, — среди них было немало инвалидов, стариков и детей, за которыми требовался уход».

Наплыв иммигрантов привел к глубокому экономическому кризису.

12 марта 1951 года Израиль обратился с нотой к США, СССР, Великобритании и Франции с требованием выплатить компенсации в размере $1,5 млрд из средств, получаемых ими в качестве репараций от Германии.

Советское правительство, рассерженное независимой политикой Давида Бен-Гуриона, проигнорировало израильскую ноту. Западные страны рекомендовали Израилю обратиться напрямую к ФРГ.

Проблема выезда евреев из СССР

Шестидневная война 1967 года вызвала подъем национального самосознания советских евреев.

Через год после разрыва отношений между СССР и Израилем, 10 июня 1968-го, в ЦК КПСС поступило совместное предложение МВД и КГБ разрешить евреям эмигрировать.

А в мае 1971 года кнессет в знак солидарности с борьбой советских евреев за право репатриироваться в Израиль принял поправку к Закону о возвращении, на основании которой израильское гражданство мог получить любой еврей за пределами этой страны.

Нежелание советских властей массово выпускать евреев из страны приводило к протестным митингам в городах СССР и другим акциям вроде попытки угона самолета в Швецию 15 июня 1970 года. Участниками громкого дела стали так называемые «отказники», то есть, лица, которым власти запретили покидать СССР. Их возмущало намеренное уменьшение квоты на легальный выезд.

Несостоявшихся беглецов в итоге осудили к смертной казни или длительным тюремным срокам. Благодаря заступничеству президента США Ричарда Никсона, который позвонил генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу по прямому проводу, наказание смягчили. Время спустя многих членов группы обменяли на советских разведчиков или досрочно освободили.

Не в последнюю очередь благодаря активности правозащитников, властям СССР пришлось уступить в вопросе еврейской эмиграции. С каждым годом количество разрешений на выезд в Израиль увеличивалось. Так, если в 1970 году из СССР выехали 999 евреев, то в 1971-м — уже около 13 тыс., в 1972-м — 28,8 тыс. Чаще всего выезжали из Одессы, Черновцов, Кишинева, Николаева и прибалтийских республик.

Массовый приток репатриантов из СССР и позднее из стран постсоветского пространства обнажил проблему «размывания» еврейского характера Израиля.

Критике подвергалось то обстоятельство, что многие из прибывших не являлись евреями по Галахе и не отождествляли себя с еврейским народом, а лишь хотели посредством переезда улучшить свое материальное положение, воспользовавшись положенными по Закону о возвращении льготами. Часть этих людей рассматривала Израиль лишь как промежуточный этап перед эмиграцией в США или Канаду.

В связи с этим периодически раздавались голоса, требовавшие корректировок закона и ограничения права на репатриацию в Израиль и получение израильского гражданства. По мнению профессора Рут Габизон, «не следует допускать эмиграцию тех, кто не заинтересован в еврейской жизни». Критерий о заинтересованности в еврейской жизни предложен в качестве поправки к закону.

Ссылка на основную публикацию