Коммунион в германии. важный этап в жизни религиозного человека.

Какая религия в Германии?

Основным вероисповеданием в Германии является христианство.

В конце 2016 года доля христиан составляла 58-59% всего населения, из которых около 55% приходилось на представителей двух конфессий – католиков и протестантов.

Количество тех и других примерно одинаково (разница менее 2%), а вот распределение по землям неравномерно – если юг и запад являются преимущественно католическими, то север протестантским.

На востоке страны население по большей части причисляет себя к атеистам и агностикам, что вполне объясняется длительным нахождением этих территорий под влиянием советской идеологии.

Православные составляют от 1,9-2,7%. Остальные христиане: баптисты, пятидесятники, методисты, свидетели Иеговы, адвентисты 7 дня, меннониты, мормоны и т.д. – в общей сложности около двух десятков конфессий.

Около 5,5% от населения исповедуют ислам и чуть менее половины из них являются гражданами Германии. Все другие религиозные общины вместе взятые составляют менее 1% жителей страны: буддисты, езиды, иудеи, индуисты, сикхи, бахаи и др.

35% населения вообще не причисляют себя к какой-либо общине.

Религиозная принадлежность регистрируется по месту прописки добровольно и самостоятельно. На основании этих сведений Финансовая служба каждой федеральной земли взимает церковный налог, который составляет 2-3% от дохода. Однако не все религиозные общины пользуются правом взимания такого налога.

Верования древних германцев

Племена, проживавшие на территории современной Германии, до обращения в христианство, поклонялись в основном силам природы – огню, ветру, солнцу, луне.

У каждого племени древних германцев имелся и свой пантеон богов, которым приносились жертвы, в том числе человеческие. Жрецы обладали большой властью и имели веский голос в решении вопросов, касающихся жизни племени.

Храмов своим богам германцы не возводили, а посвящали им водоемы, деревья или целые священные рощи. Волю богов предсказывали жрецы по разбросанным плашкам – прообразам рун.

Обращение в христианство

В IV веке готские племена первыми из германцев приняли христианство, а к середине VIII века святому Бонифацию, который считается крестителем страны и основателем Германской Церкви, удалось обратить в христианство значительную ее часть. Принявший мученическую смерть от язычников, Бонифаций именуется апостолом Германии и почитается всей Католической Церковью.

Реформация

К моменту Реформации, родиной которой стала Германия, Католическая Церковь владела третью земель страны вместе с проживающими там крестьянами. Все жители платили церковный налог – десятину. Церковные должности продавались и покупались, а торговля индульгенциями (не только на совершенные грехи, но и на будущие), порождала безнаказанность.

Монах из Саксонии Мартин Лютер стал основателем нового религиозного движения, считавшего необходимостью очищение католической церкви, погрязшей в пороках.

В 1517 году Лютер обнародовал 95 тезисов, представлявших собой возражения против торговли индульгенциями. Через год им были опубликованы еще несколько сочинений, осуждавших нравы, царившие в католической церкви.

Папа Римский издал буллу, которой отлучал Лютера от церкви, однако последний демонстративно ее сжег.

Реформация стала причиной религиозных войн, в результате которых страна раскололась на католические и лютеранские регионы, что привело к раздробленности государства. Подданные феодала вынужденно принимали веру своего господина. «Cuius regio euius religio» (чья власть, того и вера) – принцип, закрепленный Вестфальским договором 1648 года, положившим конец Тридцатилетней войне.

Религия Третьего Рейха

По мнению Гитлера новой Германии нужна была и новая религия. Специалистам «Аненербе» поручили разработку новой религиозной доктрины, соответствовавшей чаяниям времени. Таковая была выработана под руководством бывшего профессора богословия Бергмана. В ней Христос объявлялся арийцем, а евреи, его распявшие, соответственно квинтэссенцией зла.

Знаком новой веры вместо креста становилась свастика, а церковь должна была оставаться сугубо национальной – никакой миссионерской деятельности не предполагалось, арийская вера должна принадлежать только арийцам. На выходе получилась ядреная смесь христианских воззрений, мистицизма и оккультизма, щедро приправленная рунической магией.

В поисках религиозных артефактов рассылались экспедиции во все уголки планеты.

Сегодня Германия светское государство, предоставляющее своим гражданам свободу вероисповедания –  еще 1919 году в Конституцию страны были внесены изменения, которыми церковь отделена от государства, а государство не имеет права вмешательства во внутренние дела церкви.

(2

Источник: https://GermanExpert.ru/religiya-v-germanii/

Религия и вероисповедание в современной Германии

Путешествия по миру и иммиграция заставляют многих людей, прибывших в ту или иную страну, считаться с местными нравами и обычаями. Во многом менталитет того или иного общества зависит от господствующей в нем религии.

Даже нерелигиозные люди впитывают основные нравственные установки, понятия о добре и зле из окружающей их среды, поэтому то, какая религия доминирует в стране пребывания, имеет большое значение.

Попробуем разобраться в том, какую роль играет религия в Германии и какие религиозные течения здесь распространены.

Зарождение и развитие религиозных течений в Германии

Примерно до III века н.э. территория современной Германии включала в себя земли, входившие в состав Римской империи, и земли, на которых проживали различные племена и их объединения, не входившие в это государственное образование. Однако религиозные представления жителей этих земель мало чем отличались. В основном это были различные языческие культы.

То есть вероисповедание немцев в Германии в те далекие времена было политеистическим, признающим наличие множества богов, каждый из которых отвечал за свою часть организации жизни. Разница была лишь в том, что жители части той части Германии, которая входила в Римскую империю, приняли ее пантеон богов, а жители свободных территорий исповедовали языческие культы, пришедшие из Скандинавии.

В позднеримский период, примерно с 300-х годов нашей эры, на территорию Германии стало проникать христианство. В результате наряду с многочисленными римскими храмами стали появляться и христианские культовые сооружения.

В частности, одной из первых была построена базилика Константина в Трире, которая в настоящее время является самым большим из сохранившихся христианских храмов античной эпохи. В северной части страны значительное влияние имела кельтская церковь – ответвление христианства, некоторое время распространенное в Ирландии и на Британских островах.

К 1000-му году нашей эры большая часть населения современной территории Германии исповедовала христианство.

В начале XVI века злоупотребления католической верхушки, в частности продажа индульгенций, и инквизиция привели к зарождению движения Реформации.

В 1517 году появились «Тезисы» Мартина Лютера – список из 95 вопросов, адресованных церкви, фактически являющихся ее критикой, которые были поддержаны значительной частью духовенства и населения.

Кроме того, Лютер перевел Библию с латыни на малоизвестный диалект немецкого языка, на котором говорил он сам. В результате именно этот диалект стал тем самым немецким языком в нашем сегодняшнем понимании.

Реформация и последующее распространение протестантизма привели к религиозным войнам, по окончании которых была установлена относительная веротерпимость.

К началу ХХ века большая часть населения современной Германии были прихожанами римско-католической или лютеранской христианских церквей. В 1918 году в образовавшейся на обломках рухнувших немецких империй Веймарской республике религия на законодательном уровне была отделена от государства, а всем гражданам была гарантирована свобода вероисповедания.

Во времена власти Гитлера отношения с религией у государства были сложные. С одной стороны, фашисты стремились получить полный контроль над всеми церквями, с другой – пропагандировали отказ от веры и официальный выход из церкви. Кроме того, предпринимались попытки ввести неоязычество.

Холокост, развязанный фашистскими предводителями, катастрофически сократил еврейское население страны и существенно сказался на распространенности иудаизма.

После раскола страны в 1949 году на две части в ГДР (Восточная Германия) активно насаждался атеизм, тогда как правительство ФРГ (Западная Германия) руководствовалось в отношении религии заветами Веймарской республики. Следствием этого стало то, что восточные земли страны до сих пор преимущественно атеистические.

Во второй половине ХХ – начале ХХI века в ФРГ активно проникают мигранты. Это привело к значительному распространению религий, ранее нехарактерных для этой страны.

Религия в жизни современной Германии

В жизни современных немцев религия играет второстепенную роль. Многие по традиции продолжают посещать церковь, но в повседневной жизни религиозные предписания и установки большинством населения не соблюдаются. Это касается не только христиан, но и мусульман, и представителей других религий.

Исламизация страны имеет место, но ее роль в настоящее время сильно преувеличена средствами массовой информации. Просто наиболее ортодоксальные приверженцы различных религий более заметны и активнее дают информационные поводы для упоминания в прессе.

Современный религиозный состав Германии в процентах выглядит следующим образом:

  • до 72 % населения являются христианами различных конфессий. В общем составе населения страны примерно 31 % жителей ФРГ – католики, 33 % – протестанты, 1 % – православные, 7,5 % – приверженцы других христианских течений. Что касается православных, то это не только выходцы из бывшего СССР: православие распространено в бывшей Югославии, Румынии, Греции и других странах.
  • 2,2 % населения исповедуют ислам.
  • 0,1 % – приверженцы иудаизма.
  • 1,3 % – последователи других религий и религиозных групп.
  • остальное население страны, а это около 24 %, не придерживается никаких религиозных взглядов. Эти люди делятся на атеистов, которые уверены, что Бога нет, и агностиков, которые убеждены, что доказать наличие или отсутствие Бога невозможно, поэтому сам вопрос о его существовании не имеет никакого значения.

Статистические данные, в зависимости от организаций, проводивших исследования, сильно отличаются. Ряд организаций указывает, что до 57 % населения страны вообще не посещают церковь и не придерживаются обрядов, причем в восточных землях доля таких людей составляет 70 % населения.

Согласно статистическим данным, наиболее религиозно население небольших городов и сельских населенных пунктов. Католицизм больше распространен на западе и юге государства, евангелисты различных конфессий преимущественно живут на севере и востоке страны.

Атеизм же наиболее распространен в крупных городах и по всей территории восточных земель.

Роль религии в жизни страны

Значительной роли в повседневной жизни жителей Германии религия не играет. Приоритетом для нынешнего руководства страны является сам человек, а не его вероисповедание.

Правда, в школах Германии существуют уроки религии. Эти занятия проводят исключительно католики и лютеране. Учащиеся-атеисты и представители иных религий обязаны вместо них посещать уроки этики.

Читайте также:  Как будет год на немецком языке. как прочитать название года.

Есть и вопросы, которые, имея религиозную форму, прямого отношения к религии не имеют. Так, в 2018 году в Ганновере, Любеке, Гамбурге и Бремене было принято решение о необходимости объявления Дня Реформации – 31 октября – праздничным днем.

Несмотря на кажущуюся религиозную составляющую основная идея этого состоит в том, что в восточных землях меньше праздников, чем в западных, где нерабочими днями является ряд католических праздников. Любек и Гамбург предложение уже утвердили, Ганновер и Бремен ожидают принятия решения.

Наиболее заметно влияние религии на жизнь Германии по воскресеньям. В этот день практически нельзя найти работающий магазин – ортодоксы в правительстве считают, что этот день должен быть посвящен семье и церкви, а не покупкам.

Церковный налог

Конституция страны причисляет различные религиозные организации к гражданско-правовым корпорациям. Это позволяет таким организациям взимать со своих членов налоги, которые расходуются на различные, в первую очередь, благотворительные аспекты деятельности религиозных общин.

Налог уплачивается одновременно с подоходным налогом. Его размер составляет 2-3 % от дохода.

Чтобы налог начали взимать, плательщик должен добровольно заявить о своей принадлежности к общине. Возможно, именно с этой особенностью законодательства связан такой высокий процент официальных атеистов в Германии.

Религиозные памятники Германии

Несмотря на атеистический настрой населения Германии церквей различных религиозных конфессий в стране очень много. Особенно это заметно в небольших городках с малоэтажной застройкой: в церквях проходят службы, на службах присутствуют прихожане, периодически слышен колокольный звон.

В ФРГ большое количество церковных сооружений, которые являются памятниками истории и культуры. К таким сооружениям относятся:

  • католический Кельнский собор;
  • протестантский Ульмский собор;
  • Имперский собор в Аахене, в котором короновались императоры Священной Римской империи;
  • Базилика 14-ти святых помощников в Баварии;
  • Старая капелла в Регенсбурге;
  • Коллегиальная церковь св. Стефана в Майнце.

Список потрясающих памятников церковной архитектуры и истории можно продолжать почти бесконечно – в каждом немецком городке вы обязательно обнаружите прекрасную церковь.

В заключение

Несмотря на огромное количество церквей в жизни современной Германии религия не занимает много места. Основная часть населения является христианами или выходцами из этой среды. Моральные и этические установки у христиан всех конфессий одинаковы, и жителям России, Украины, Молдавии и Белоруссии они близки. Значительного влияния исламского фактора в стране пока не ощущается.

Видео: Несколько фактов о Германии. Религия

Дискотека у алтаря: молодёжный церковный фестиваль прошёл в Германии

Религия и вероисповедания в Казахстане рус

Роль религии в современном Казахстане

Берлинская еврейская община

Источник: https://zagranportal.ru/germaniya/kultura-germanii/religiya-v-germanii.html

Религиозность и конфессии в современной Германии

В.П. Иерусалимский

Формально-статистически число граждан, относящихся к одной из двух доминирующих церквей к началу XXI в. cовершенно выровнялось — по 26 млн. (.). Вместе они составляют около 63% населения. Еще примерно 1,5 млн. христиан приписаны к церквам иных направлений. Самой крупной ветвью из них является православие: 430 тыс.

относится к Константинопольскому патриарху, 320 тыс. насчитывает Сербская православная церковь, примерно 70 тыс. верующих приходятся на болгарскую, румынскую и антиохийскую православные общины . Около 150 тыс. находятся в юрисдикции Московского патриарха и Русской православной церкви за рубежом.

Можно сказать, что постепенно православие становится в Германии третьей по величине христианской конфессией.

Христианство в ФРГ охватывает, кроме того, протестантские сообщества нелютеранского направления (примерно около 0,5 млн. верующих). Это баптисты (около 900 тыс.) и методисты (70 тыс.), и заметно в последние десятилетия выросшая Новоапостольская церковь (свыше 400 тыс. членов).

Последняя — весьма специфическое ответвление христианства и ярко выраженного сектантско-авторитарного характера с жесткими иерархическими структурами, сходящимися в единый международный центр в Цюрихе (в мире примерно 7 млн. последователей, немецкая организация — крупнейшая в Европе).

Новоапостольская церковь решительно отказывается от контактов с другими направлениями христианства. Определяющие ее черты — глухая самоизоляция от светской жизни в любых ее аспектах (культура, политика, спорт), строжайшее целомудрие, настоящий психотеррор по отношению к колеблющимся.

Таким образом, примерно 54 млн. жителей современной Германии причислены к христианским церквам. Присоединение 17-млн. ГДР с ее абсолютно доминирующим положением лютеранско-евангелической церкви не столько укрепило ее позиции или общехристианское вероисповедание, сколько стало дополнительным импульсом к общей секуляризации.

К традиционным и имеющим статус корпорации публичного права, относится и иудаизм. До нацистского Холокоста в Германии проживали ок. 0,5 млн. евреев. После войны из них выжили едва ли 15 тыс. Ко времени падения ‘стены’ еврейская община насчитывала примерно 30 тыс. членов. Ее более чем утроение (до 102 тыс. к .

) произошло почти исключительно за счет эмиграции из России, Украины, Белоруссии, других государств на бывшей территории СССР — всего 200 тыс.

Прибыв по приглашениям еврейских организаций, менее половины из прибывших (в массе своей предпенсионного, пенсионного возраста врачи, инженеры, научные работники, учителя без знания немецкого или еврейского языков, практически без вероисповедных традиций) влились в жизнь 89 существующих ортодоксально-иудейских общин.

Религиозная и культурная жизнь в них едва теплится: несмотря на помощь государства, средств, как правило, не хватает. К тому же налицо острейший дефицит раввинов. Руководители центрального совета евреев полны пессимизма: в ближайшие лет двадцать еврейская община в Германии вообще может прекратить существование.

Третьей по численности религиозной общиной (после католицизма и протестантизма) является исламская суннитская, возникшая за последние полвека главным образом из осевших в ФРГ с 60-х гг. гастарбайтеров-турок; позднее к ним прибавились выходцы из Афганистана, Ирана и других стран Востока.

В некоторых крупных западногерманских городах (Кельн, Франкфурт и др.) и в Берлине, прежде всего, возникли целые мусульманские районы-анклавы. В стране действуют свыше 2 тыс. мечетей, молельных домов и культурных центров. Наличие примерно 3,2 млн.

мусульман, трудно поддающихся ассимиляции даже не в первом поколении, представляет собой серьезную социально-политическую, культурно-психологическую проблему для страны. В связи с подъемом исламского терроризма и в более широком плане — радикального фундаментализма, во многом совершенно по-новому встали для страны проблемы безопасности.

По оценкам соответствующих служб не менее 30 тыс. сторонников ислама могут быть отнесены к его радикально-воинствующему направлению. Звучащие нередко в мечетях призывы к построению в Германии шариатского государства и к насилию сделали с некоторых пор необходимым надзор над мечетями и клубами со стороны Ведомства по охране конституции.

Проблема исламского культурно-религиозного меньшинства в ФРГ настолько сложна и специфична, что должна быть предметом специального рассмотрения.

Оригинальной и относительно свежей тенденцией становится обращение немцев, особенно молодых поколений к таким в этих широтах экзотическим вероисповеданиям как индуизм (около 1 млн. последователей), буддизм (около 250 тыс. приверженцев), бхагванизм и сикхизм (по 5 тысяч новообращенных ).

Рассмотрение структур и ситуации в обеих ведущих христианских церквах Германии разумно предварить напоминанием об исторически сложившейся пространственно-географической неравномерности их распространения. Со времен Реформации и религиозных войн XVI-XVII вв. Юг страны (прежде всего Бавария) всегда оставался католическим, тогда как (к северу от т.

н. ‘майнской линии’, т.е. от реки Майн) Север и Северо-Восток стали преимущественно лютеранско-евангелическими.

С одним, однако, важным исключением: западно-центральный район, примерно по течению Рейна и Майна, где когда-то старейшим и влиятельнейшим архиепископствам Майннцскому и Кельнскому веками принадлежали обширные территории и духовно-политическая монополия, и по сей день остаются регионом плотной католической культуры, во многом с особым социально-ориентированным оттенком. В середине 90-х гг. формальные соотношения выглядели примерно следующим образом. Бавария и Саар — свыше 60% населения причислялось к католической церкви; Баден-Вюртемберг, Северный Рейн-Вестфалия — от 40 до 60%.

Доменами преимущественного влияния протестантизма остаются Нижняя Саксония, Шлезвиг-Гольштейн, тогда как в Гессене — в общем паритет, а в ‘новых восточных землях’ (с формальным отнесением к протестантизму 10-15% населения) абсолютно торжествует — как историческое наследие ГДР-овского социализма — светское мироощущение В начале 90-х гг. 80% восточных немцев не относили себя ни к одной из церквей, свыше 40% заявляли, что вопросы веры им совершенно не важны и менее 7% посещало церковь хотя бы раз в месяц .

Источник: http://www.gazetaprotestant.ru/2008/10/religioznost-i-konfessii-v-sovremennoy-germanii/

Реформация в Германии

Вслед за началом эпохи культурного возрождения, Великих географических открытий и острого международного соперничества в Европе начался грандиозный переворот в духовной сфере, принявший форму религиозной Реформации.

Предпосылки Реформации

Понятие «Реформация» обозначает широкое движение за обновление католической церкви, развернувшееся по всей Европе, которое в итоге привело к образованию новых, так называемых «протестантских» церквей. Реформация происходила в самый разгар Итальянских войн, в которые были вовлечены практически все государства Европы, что сказалось на ходе и особенностях Реформации в разных странах.

Гуманизм эпохи Возрождения ставил в центр внимания человека с его земными, повседневными интересами, что проявилось даже в поведении первосвященников католической церкви. В конце XV — первой половине XVI в.

римский престол один за другим занимали папы, отличавшиеся стремлением к роскоши, военной славе и другим далёким от служения Богу делам.

Эти «ренессансные папы» славились беспринципностью и неразборчивостью в средствах, не останавливаясь перед убийством и другими преступлениями ради достижения своих целей. Понятно, что их поведение ослабляло авторитет церкви и усиливало стремление к её реформе.

Дж. Беллини. Процессия с реликвией Св. Креста на площади Св. Марка. Венеция. 1496 г.

Основной причиной Реформации стал внутренний кризис самой католической церкви. Протест против официальной церкви проистекал из глубины религиозного чувства.

Необходимо учитывать, что религия имела первостепенное значение в духовной жизни средневекового человека, определяя всё его мировоззрение, а через него — повседневное поведение.

Именно поэтому любые перемены в этой области имели большие последствия и оказывали влияние буквально на все стороны жизни.

На протяжении всего позднего Средневековья в европейском обществе, которое считалось единой «христианской республикой», распространялись религиозные течения, сторонники которых делали основной акцент не на соблюдении церковных обрядов и формальных проявлениях веры, а на внутреннем, индивидуальном общении человека с Богом. Реальная жизнь церкви, как им казалось, вступала в явное противоречие с христианским вероучением. Особое возмущение вызывало несоответствие образа жизни служителей церкви тому, что они проповедовали. Их поведение и политика, проводимая Римом, спровоцировали в итоге такую острую реакцию, которая привела к расколу католического мира. Реформационное движение, таким образом, носило не антирелигиозный, а антицерковный характер. Оно ставило целью укрепить истинную веру в противовес испорченной вере католического духовенства.

Читайте также:  Интересные названия немецких городов и деревень

Неприятие вызывали, прежде всего, растущие материальные запросы римской церкви. Все верующие платили десятину — особый налог в размере 1/10 всех доходов. Велась открытая торговля церковными должностями, усилившаяся в начале XVI в. в связи с Итальянскими войнами.

Умение верхушки католической церкви находить всё новые и новые источники богатств казалось неисчерпаемым.

По всей Европе существовало огромное количество монастырей, имевших обширные земельные владения и иные богатства, с многочисленным населением, образ жизни которого давал повод для упрёков в праздности.

Важнейшую роль в успехе Реформации сыграло стремительное развитие книгопечатания, позволившее сделать Библию более доступной, что и создавало условия для широкого распространения новых религиозных идей.

Германия накануне Реформации

Родиной Реформации стала Германия, где все накопившиеся к началу XVI в. проблемы ощущались особенно остро. Большое значение имело и то, что на протяжении веков в Германии складывались своеобразные традиции религиозной мысли, которые отличали её от всей остальной Европы.

Именно здесь возникло народное движение за «новое благочестие», участники которого пытались самостоятельно изучать Священное Писание.

В это же время в Германии появились проповедники, призывавшие к простой жизни в евангельской нищете, они собирали вокруг себя многочисленных последователей.

Католическая церковь в Германии занимала исключительно привилегированное положение по сравнению с другими странами. Она владела почти третью всей германской земли и распоряжалась огромным количеством крестьян.

Церковь в Германии больше, чем любая другая, зависела от Рима. Упадок императорской власти давал папам возможность практически бесконтрольно действовать на территории Священной Римской империи германской нации.

Сатирическая гравюра, разоблачающая папскую торговлю индульгенциями

Самой распространённой формой извлечения доходов была продажа индульгенций — специальных свидетельств об «отпущении» грехов. В XVI в. торговля индульгенциями стала совсем уж беззастенчивой. За деньги церковь готова была простить не только прошлые прегрешения, но и будущие, гарантируя верующим безнаказанность и фактически поощряя их жить во грехе.

Начало Реформации в Германии

Продажа индульгенций, начатая для финансирования строительства собора Св. Петра в Риме, приобрела особенно широкий размах при папе Льве X (1513-1521 гг.). Человеком, бросившим ему вызов, стал саксонский монах Мартин Лютер (1483—1546).

М. Лютер

Будущий реформатор родился в семье рудокопа, ставшего впоследствии владельцем небольшого медеплавильного предприятия. Он сумел получить университетское образование, несколько лет провёл в монастыре, а затем начал преподавать богословие в университете г. Виттенберга, расположенного во владениях герцога Саксонского.

Хорошее знание церковной жизни и многолетние размышления над религиозными проблемами привели Лютера к мысли о необходимости очистить католическую церковь от пороков, вызывавших всеобщее возмущение.

Средство к достижению этой цели он видел в возврате к идеалам раннего христианства, когда единственным авторитетом для христиан был текст Библии в его первозданной чистоте.

31 октября 1517 г. в соответствии с принятым в те времена обычаем Лютер прибил к дверям церкви в Виттенберге знаменитые «95 тезисов» — свои возражения против торговли индульгенциями. Это событие считается началом Реформации.

Переведённые с латыни на немецкий язык тезисы Лютера стремительно распространялись по всей Германии, заставляя миллионы его соотечественников задуматься над сложившимся в их стране положением. Попытка папы опровергнуть опасные мысли привела лишь к тому, что внимание народа ещё более сосредоточилось на Лютере.

В 1520 г. Лютер сделал следующий, ещё более решительный шаг, опубликовав обращение «К христианскому дворянству германской нации об исправлении христианства» и ряд других сочинений, в которых опровергал основные догматы католической церкви и осуждал господствовавшие в ней нравы. В доказательство серьёзности своих намерений Лютер демонстративно сжёг папскую буллу об отлучении его от церкви.

В 1521 г. Лютер был вызван на рейхстаг в Вормсе, где предстал перед судом императора Карла V. Согласно легенде, в ответ на предъявленные ему обвинения непреклонный реформатор решительно заявил: «На том стою и не могу иначе». Императору в тот момент было не до Германии.

Назревала война с Францией, поэтому едва ли не в самую критическую минуту истории Германии он спешил оставить её для осуществления своих внешнеполитических замыслов.

Карл V издал эдикт об осуждении Лютера, но тот вовремя скрылся во владениях герцога Саксонского Фридриха Мудрого, который первым из крупных германских князей встал на сторону Реформации.

Реформация в Германии

Лютер подготовил перевод Библии на немецкий язык, который сыграл колоссальную роль в истории германской культуры, дав импульс к формированию немецкого литературного языка. Перевод Лютера лёг в основу всей системы немецкого образования, которой он всегда придавал большое значение.

Мартин Лютер за переводом Библии в замке в Вартбурге. Гравюра. 1530 г.

Библия в переводе Мартина Лютера

Религиозное учение, основанное на идеях Лютера, получило название лютеранство. В настоящее время оно насчитывает десятки миллионов последователей во многих странах мира (их называют также евангельскими христианами, или евангелистами).

Основной смысл лютеранства сводится к идее об «оправдании верой», что означает отказ от внешних проявлений религиозности в пользу внутренних переживаний каждого человека.

Спасение души провозглашалось индивидуальным делом верующего, не требующим вмешательства со стороны официальной церкви.

Священное Писание объявлялось единственным авторитетом в вопросах веры, который не нуждался ни в каких толкованиях, а тем более — в формальных решениях церкви для своего подтверждения.

Лютеранство утверждало ненужность посредника между человеком и Богом — и, таким образом, ненужность церкви как особой организации. Новое учение предполагало отказ от монашества и церковного имущества.

На место роскошных, богато декорированных католических храмов приходила «дешёвая церковь», лишённая ненужных украшений и пышных обрядов. От католичества сохранялось лишь то, что прямо не противоречило Писанию: крест, алтарь, орган.

Важнейшее значение имело и то, что вместо латыни богослужение велось теперь на родном языке верующего. Религиозная жизнь сосредоточивалась теперь в церковных общинах, возглавляемых проповедниками — пасторами.

Крестьянская война

Реформация породила всеобщие надежды на преобразование германского общества. По всей стране распространялось убеждение, что мир находится накануне переворота, подготовленного всем ходом истории. Никогда ранее Германия не переживала такой поры надежд, энтузиазма, веры в быстрое обновление.

Ненависть к Риму на какое-то время заставила немцев забыть о различии интересов, но чем шире становился круг вовлечённых в движение социальных сил, тем явственнее давали знать о себе их противоречия и несхожие цели.

Первым на защиту своих интересов выступило германское рыцарство. Однако поднятое рыцарями восстание потерпело неудачу, что привело к его ослаблению как самостоятельной общественной силы и постепенному исчезновению с исторической арены.

Широкие народные массы по-своему истолковывали «христианскую свободу» и требовали решительным образом изменить условия своей жизни. Результатом стала «народная Реформация». К 1525 г.

вся Германия была охвачена восстаниями, получившими название Крестьянской войны. Эти события заняли важное место в истории Германии в период перехода к Новому времени.

Они стали следствием резкого ухудшения условий существования крестьянства, а Реформация подвела под требования крестьян идейную основу. 

Вооружённые крестьяне. Гравюра XVI в.

Крестьянская война в Германии

В важнейшем доку менте Крестьянской войны — «12 статьях» — подчеркивалось: «сущность всех крестьянских статей (как ясно видно дальше) направлена к тому, чтобы понять это Евангелие и жить согласно с ним».

Эти выступления наглядно показали, что события стали развиваться не так, как предполагал инициатор Реформации. Лютер осудил восставших, опубликовав воззвание «Против разбойных крестьянских орд».

Борьба носила крайне ожесточённый характер, в ходе подавления крестьянских восстаний погибло около 100 тыс. человек.

Княжеская реформация и итоги Реформации в Германии

После окончания Крестьянской войны дело Реформации взяли в свои руки князья, занявшие отныне ведущее положение в происходящих событиях. Начинался период Реформации, который получил название «княжеская» Реформация. Включение владетельных князей в реформационное движение поднимало его на новый уровень.

В Германской империи существовали две категории князей: князья светские и князья церковные. Между ними существовали серьёзные противоречия. Реформация открывала перед светскими князьями возможности для расширения своих владений за счёт владений церковных князей.

Стремительному распространению Реформации по всей империи способствовала также борьба за власть между императором и князьями. Реформация позволяла светским князьям укрепить своё положение в Империи за счёт ослабления власти монарха.

Главным содержанием «княжеской» Реформации стал захват монастырских земель и секуляризация церковных владений, то есть обращение церковной собственности (преимущественно земли) в светскую. Карл V не сразу вмешался в конфликт между князьями и церковью. Всё это время его отвлекали войны в Италии. В 1529 г.

, после подписания мира в Каморе, Карл V получил, наконец, возможность заняться германскими делами. Первым делом император запретил захваты монастырского и церковного имущества и восстановил императорский эдикт 1521 г. о запрете лютеранства. Эти решения вызвали знаменитый протест пяти князей и 14 имперских городов — сторонников Реформации.

Отсюда происходят понятия протестантизм и протестант, которые стали общими названиями для всего реформационного движения и его последователей.

Попытка Карла V восстановить церковное единство Германии не удалась. Обстоятельства, связанные с внешней политикой, вынудили императора надолго отложить борьбу против протестантов. Только заключённый в 1544 г.

мир с Францией развязал Карлу V руки для борьбы с протестантами. Первая религиозная война в Германии (1546-1547 гг.) завершилась решительной победой императора. Однако в ходе второй войны 1552 г.

протестанты выступили в союзе с королём Франции и быстро добились победы.

Между тем Германия находилась в состоянии почти полного хаоса. В 1555 г. в Аугсбурге был созван рейхстаг, которому суждено было подвести черту под религиозными войнами в Германии.

Заключённый в Аугсбурге религиозный мир был основан на принципе: «Чья страна, того и вера» (то есть в каждом княжестве правитель имел право установить вероисповедание, которое выбрал сам).

В Империи отныне признавались два христианских вероисповедания, одинаково равных перед законом, — католическое и лютеранское.

Видя крушение своих идеалов, Карл V отрёкся от всех титулов, чтобы закончить свою жизнь в одном из испанских монастырей.

Итоги Реформации в Германии

В результате Реформации произошло полное преобразование Германии. Отныне Империя была расколота на две неравные части. Протестантизм победил преимущественно на севере. Юг Империи, включая наследственные владения Габсбургов и Баварию, остался по большей части католическим. 

Каждый князь сам устанавливал веру своих подданных, что ещё более усилило раздробленность Германии и уничтожило какие-либо возможности для предотвращения её в централизованное государство по образцу других стран Европы.

Из воззвания Мартина Лютера «К христианскому дворянству германской нации об исправлении христианства», 24 июня 1520 г.

Использованная литература: 
В.В. Носков, Т.П. Андреевская / История с конца XV до конца XVIII века

Источник: https://KnowHistory.ru/history/xv-xviii/reformaciya-v-germanii

Konfirmation и подарки – Дом и семья

Ната-Вик гость19.04.07 10:2619.04.07 10:26  Konfirmation и подаркиПодскажите пожалуйста варианты подарков на Конфирмацион,вообще мы хотим подарить деньги,но просто в конверте не интересно.У мамы этой девочки талант преподносить красиво подарки и она это делает от всей души и получаещему конечно же очень приятно.

Вот и мне бы хотелось что-то такое оригинальное сделать.Спасибо!irinkalein свой человек19.04.07 11:1019.04.07 11:10  Re: Konfirmation и подаркиВ ответ Ната-Вик 19.04.07 10:26В прошлые выходные были мы на коммунионе у родственника,основная масса подарков-деньги,так принято.Купите красивую открытку с приклееным конвертиком для купюры.Или гутшайн.

Одна семья подарила целое ведро сладостей,но родители не были в восторге.Ещё близкие родственники могут договориться и подарить золотой крестик и цепочку.А вообще именно на коммунион и конформацион традиция-дерить деньги,и Ваш подарок будет уместен.Nereida знакомое лицо19.04.07 11:1019.04.07 11:10  Re: Konfirmation и подаркиВ ответ Ната-Вик 19.04.

07 10:26Может поход в какой нибудь парк? чем она интересуется?Моему сыну на рождество подарили соседи гутшайн на билет в Аллианц-Арену. Ему как заядлому футболисту- это был лучший подарок.Вот в пятницу едет на игру Мюнхен- Кöлн. Впечалтений уже море…А гутшайн был сделан сам на компютере и сосед потом сам заказал билеты.

Ешё мы делали так для подруги: купили подушечку, в виде цветка- и туда прицепили деньги, свернутые как бабочки. Получилось забавно

Беженцы – Flüchtlinge

  хрюня завсегдатай19.04.07 11:5919.04.07 11:59  Re: Konfirmation и подаркиВ ответ Ната-Вик 19.04.07 10:26объясните мне,что такое коммунион и конформацион?у моей кузины тоже скоро что-то из этого будет(стыдно,до сих пор не знаю что именно)Светлана31 местный житель19.04.07 12:1119.04.07 12:11  Re: Konfirmation и подаркиВ ответ хрюня 19.04.07 11:59первое причастие…у католиков называется коммунион, а евангеликов -конфромация.

Психологи советуют: для хорошего настроения, нужно обнять хотя бы восемь человек в день…ну или хорошенько вмазать одному%))

chimpa старожил19.04.07 12:1419.04.07 12:14  Re: Konfirmation и подаркиВ ответ Светлана31 19.04.07 12:11Первое причастие и у католиков и евангеликов называется коммунион.Деткам должно быть до 10 лет.Конфермацион проходит, когда детям уже 16-17 лет.Я слабо в этом разбираюсь, но без первого (комуниона) невозможно второе (конфермацион).Знаю, что католикам во время конфермациона дают второе (или третье , у кого уже два) имя.Светлана31 местный житель19.04.07 12:1719.04.07 12:17  Re: Konfirmation и подаркиВ ответ chimpa 19.04.07 12:14я интересовалась у немцев, в чем разница между коммунионом и конформацией. мне ответили именно так как я написала…значит наврали

Психологи советуют: для хорошего настроения, нужно обнять хотя бы восемь человек в день…ну или хорошенько вмазать одному%))

Nereida знакомое лицо19.04.07 12:1819.04.07 12:18  Re: Konfirmation и подаркиВ ответ chimpa 19.04.07 12:14Может мы на разных землях живём.Но у нас в Баварии: Коммунион -это у католиков в 8-10 летА у евангеликов Конформация- это в 13-14 лет.И что у евангеликов или католиков- дети должны быть перед этим крещены.

Но что коммунион, а потом конформация… такого я ещё нигде не встречала

Беженцы – Flüchtlinge

Nereida знакомое лицо19.04.07 12:1919.04.07 12:19  Re: Konfirmation и подаркиВ ответ Светлана31 19.04.07 12:17Нет, вам правильно написали.
Мне интересно откуда у Чимпы такая информация, а может и правда где нибудь такое есть

Беженцы – Flüchtlinge

Светлана31 местный житель19.04.07 12:1919.04.07 12:19  Re: Konfirmation и подаркиВ ответ Nereida 19.04.07 12:18вот и я так же мыслю

Психологи советуют: для хорошего настроения, нужно обнять хотя бы восемь человек в день…ну или хорошенько вмазать одному%))

chimpa старожил19.04.07 12:3119.04.07 12:31  Re: Konfirmation и подаркиВ ответ Nereida 19.04.07 12:19Информация у меня из первоисточника, можно так сказать.В 9 лет мы делали моей дочке комунион.Захотелось ей пойти, за компанию, можно так сказать с соседскими девчонками.До этого она регулярно посещала детскую воскресную школу пр католической миссии, в течении 3-х лет.Соершенно точно знаю, что без первого невозможно второе, т.к. так было у моего мужа – в детстве комунион, потом конфермацион (польский вариант – бежмование).Знаю, многих детей католиков , которые проходили то и другое.Дети наших знакомых, теперь готовятся к конфермационну – опять посещение воскреснойц школы, потом непосредственно перед конфермационом поездка в монастырь на 3-4 дня – грехи замиливать (или что-то еще) (Ну это я уже пошутила, насчет грехов)inna550 завсегдатай19.04.07 12:3419.04.07 12:34  Re: Konfirmation и подаркиВ ответ Ната-Вик 19.04.07 10:26У нас тоже у 3 родствеников конфeрмацион.Здесь принято дарить деньги.Если это хорошо знакомые люди, тогда гутшайн.Здесь например www.jochen-schweizer.de есть много интересного для детей:tauchen, trialfahren,baggern fúr kids, werde popstar, fotoshooting und casting.Вот несколько идей для денег:: сумму поменять по 2 еуро и в красивий старый, деревянный сундучок, на маленкое растение по 10 еуро как цветы привязать, в красивою коробочку в конверт а наверх рафаэло например или цветы, есть ещё специальные открытки для денег, можна самой сделать чтобы персонально было, немци любят такое.
Nereida знакомое лицо19.04.07 12:4619.04.07 12:46  Re: Konfirmation и подаркиВ ответ inna550 19.04.07 12:34А при чём здесь “немцы любят такое” ????

Беженцы – Flüchtlinge

Nereida знакомое лицо19.04.07 12:5019.04.07 12:50  Re: Konfirmation и подаркиВ ответ chimpa 19.04.07 12:31Может это какой то польский вариант?В 9 лет мы делали моей дочке комунион.Захотелось ей пойти, за компанию, можно так сказать с соседскими девчонками.До этого она регулярно посещала детскую воскресную школу пр католической миссии, в течении 3-х лет. С этим мне всё понятно. католическая школа- коммунион.Дети наших знакомых, теперь готовятся к конфермационну – опять посещение воскреснойц школы, потом непосредственно перед конфермационом поездка в монастырь на 3-4 дня А вот дальше не понимаю: а школу какую они посещают? тоже католическую? а потом конформацион?Где такие правила в Германии? в Баварии я такого никгода нигде не слышала.Да и вообще смысл? и то и другое проводить? это ж сколько грехов то иметь надо:-)

Беженцы – Flüchtlinge

chimpa старожил19.04.07 12:5219.04.07 12:52  Re: Konfirmation и подаркиВ ответ chimpa 19.04.07 12:31Ну а если по теме насчет подарков, то принято дарить либо деньги, либо то что останется с человеком на долгие года и память.Дочке дарили деньги – либо в открытке с маленьким конвертиком (есть специальные на комунион (конфермацион)(, одни друзья распечатали ее фотку на принтери вставили в рамочку, а паспарту выложили денежкой.Ну и еще подарили ей одни золотую цепочку с крестиком…..Или же у ребенка есть какое-то конкретное желание – велик, новый компьютер…Знакомым дарили гутшайн в парк развлечений и поездку на неделю в Голландию ( Фериенхауз.)inna550 завсегдатай19.04.07 12:5319.04.07 12:53  Re: Konfirmation и подаркиВ ответ Nereida 19.04.07 12:46Под этим я подразумевалa самодельные открытки. В Германии очень ценится так называемый бастелн.Mне обьяснили, это очень трогательно, когда человек потратит свое время и сделает что-то сам, купить намного проще.Не во всех странах это понимают.
Nereida знакомое лицо19.04.07 12:5919.04.07 12:59  Re: Konfirmation и подаркиВ ответ inna550 19.04.07 12:53я думаю это индивидуально..Хотя мне приятно, когда соседка какую-нибудь простую штучку- так интересно преподнесёт, что глаз радует и возникает ощушение бОООльшого подарка:-)

Беженцы – Flüchtlinge

chimpa старожил19.04.07 13:0019.04.07 13:00  Re: Konfirmation и подаркиВ ответ Nereida 19.04.07 12:50Нет,дети посещают совершенно обычные немецкие школы.Посещение воскресных школ – это дело добровольное. как и сам комунион(конфермацион), т.е. дети ходят на дополнительные занятия религией в воскресные школы.Я человек абсолютно не верующий, скажу больше – я атеистка, муж у меня говорит, так. что он верит, но в церковь не ходит.Дочка захотела комунион – сделали.Плохому в церкви не научат.Но сейчас религией она не интересуется.Раз в год, когда мы едем в Польшу (обычно на Рождество) – ходит с моей Швагерин в костел….

Я спросила про смысл – ответ был очень и очень прозаичен.Просто устраивается детям дополнительный праздник с большими подарками….(У моего мужа до сих пор лежат часы с его комуниона)А конфермацион – отмечатся только в тесном кругу и подарки уже не обязательны

Не буду утверждать , что именно в Германии так.Но имея в родственниках мужа сплошных католиков, у них было все именно так, как я написала…  Иришкa коренной житель19.04.07 13:0119.04.07 13:01  Re: Konfirmation и подаркиВ ответ inna550 19.04.07 12:53нажала на последнего.

у католиков сначало коммунион (первое причастие), потом будет/может быть фирмунг. У католиков конфирмацион нет.у евангеливо только конфирмационNereida знакомое лицо19.04.07 13:1619.04.07 13:16  Re: Konfirmation и подаркиВ ответ Иришкa 19.04.

07 13:01А это что такое фирмунг????????

Беженцы – Flüchtlinge

Источник: https://foren.germany.ru/arch/haus/f/7753608.html

Религия в Германии

Источник: http://brd.su/religiya-v-germanii/

Ссылка на основную публикацию