Сексуальное воспитание в немецких школах

Когда учащиеся младших классов знакомятся с окружающим миром, в число новых знаний входит и сексуальный аспект. Грубые ругательства могут отрицательно влиять на общий процесс обучения. Школам необходимо на это реагировать.

Третьеклассники Том, Айдан и Финн нецензурно выругались в адрес секретаря школы. Восьмилетний Элиас ткнул своей однокласснице куклу между ног — туда, откуда рождаются дети.

А Мия и Мерием сказали Лизе на уроке труда: «Фу, крышка твоего клея похожа не презерватив!» В одном из третьих классов мальчишки устраивают друг другу «проверки на смелость», соревнуясь в том, кто ущипнет девочку за грудь или еще как-то «пристанет».

Девичьи «банды», в свою очередь, гоняют мальчишек, не стесняясь даже врываться в мужские туалеты. А Рокко из второго класса хвастается, что смотрел порно на смартфоне: «А если сунуть член в задницу, то детей не будет».

Неужели ученики младших классов так себя ведут? Да, такое наблюдалось в трех школах Гамбурга — об этом рассказывали преподаватели и родители школьников. Имена детей изменены, чтобы защитить их.

Не будем называть ни номеров школ, ни имен учителей. Но все эти школы расположены в благополучных районах, родители учеников, иммигранты они или нет, активно участвуют в жизни своих детей, ходят на родительские собрания.

Но можно ли назвать нормальными их поведение и высказывания на тему секса?

«Это примеры неприличного поведения, — говорит специалист по сексуальному воспитанию Анника Аренс (Annika Arens). — Однако вполне нормально, что дети хотят сориентироваться и в том, что касается сексуальности».

По крайней мере с третьего-четвертого класса они начинают интересоваться собственным телом, у них появляются вопросы: что такое беременность, как рождаются дети, как люди противоположных полов общаются друг с другом, пояснила эксперт семейной консультации «Про фамилиа» (Pro Familia) из Гамбурга.

По ее словам, шутки на тему секса, а также «сексуализация» языка — часть психосексуального развития. «Иногда мальчики задирают девочек, иногда наоборот, ведь они хотят отличаться друг от друга, но в то же время их притягивает друг к другу».

Как между отдельными детьми, так и между разными классами царит различная динамика отношений. Если в одном классе дети постоянно проводят «эксперименты», связанные с сексуальностью и языком, то в другом этого практически не бывает. По поводу примеров из разных школ Аренс говорит: «Это зависит от того, хочет ли ребенок задеть кого-то своим поведением.

Если да, то его необходимо остановить и предупредить о возможных последствиях, чтобы он изменил свое поведение». При этом следует действовать иначе, если ребенок стремится привлечь к себе внимание, демонстрируя своим поведением и языком, что он уже «взрослый».

«Однако зачастую они не понимают значения тех или иных слов, и тогда взрослым нужно объяснить, что они значат», — поясняет эксперт.

Ругаясь и используя слова, обозначающие мужские и женские половые органы, дети могут сильно обижать ровесников и приводить в замешательство взрослых.

Как в таких ситуациях ведет себя школа? Какие границы она определяет для учеников, проверяющих на прочность ее и самих себя? Проблема в том, что однозначного ответа на этот вопрос нет, потому что у многих школ попросту нет соответствующих концепций.

В ситуации, когда школьник грубо обозвал секретаря школы, его родителей срочно вызвали в школу и провели с ними разъяснительную беседу — и это стало сигналом для всех сторон, что ребенок перешел границы дозволенного.

Но реакция может быть разной: слишком жесткой, слишком мягкой, слишком односторонней — а может и вовсе не последовать никакой реакции. Как бы то ни было, одних лишь наказаний недостаточно, уверена Аренс. Чтобы дети с уважением относились друг к другу и к взрослым, с ними надо обсуждать те или иные ситуации. Однако учителям часто бывает трудно адекватно реагировать.

В учебном плане сексуальное просвещение не играет больше никакой роли

Анья Хеннингсен (Anja Henningsen), профессор сексологии университета имени Кристиана Альбрехта (Christian-Albrecht-Universität) в Киле, считает, что ответственность за это частично несет и сфера образования.

«Во многих вузах сексуальное воспитание — среди второстепенных тем», — констатирует она. Тем не менее лекции Хеннингсен для будущих учителей и педагогов пользуются популярностью.

«Это сигнал о том, что студенты считают необходимым разобраться в этой теме», — уверена она.

Но сами учителя зачастую так не считают. Так, сотрудник одной из трех упомянутых школ сказал родителям, что эта тема не является обязательной. При этом Конституционный суд Германии еще в 1977 году подтвердил, что сексуальное воспитание — часть «государственного заказа» в сфере образования.

Сексуальное воспитание в немецких школахDaily Mail20.11.2018Aktuálně.cz12.09.2010The Washington Post05.01.2019Helsingin Sanomat16.12.2018Dagens Nyheter29.12.2018

Еще 50 лет назад на конференции министерства образования были сформулированы рекомендации относительно сексуального воспитания, а еще примерно через 30 лет последняя из федеральных земель включила его в «педагогический план».

В Гамбурге он предусматривает, что школьникам начиная со второго класса должны объяснять, что собой представляют «приятные» и «неприятные» прикосновения и как можно говорить на тему секса, не прибегая к ругательствам.

«Таким образом показывают, что в рамках сексуального воспитания можно говорить не только на медицинские темы», — объясняет Беате Пролль (Beate Proll), начальник отдела земельного педагогического института Гамбурга.

По ее словам, важно, чтобы учителя профессионально относились к темам, связанным с сексуальностью, и адекватно реагировали на поведение школьников.

Впрочем, по-прежнему не совсем понятно, какие, собственно, знания получают школьники. «Мы не знаем, каково качество уроков сексуального воспитания и сколько их», — говорит Анья Хеннингсен. По ее словам, сейчас ощущается нехватка финансовых средств для соответствующих исследований.

Впрочем, профессору все же удалось изучить ситуацию в нескольких начальных школах. Ее вывод: «Сексуальное воспитание зависит от степени заинтересованности, компетентности и способностей отдельно взятых преподавателей».

Аналогичный вывод сделали и родители: по их словам, иногда классные руководители с готовностью обсуждают с детьми темы, связанные с сексом, и реализуют соответствующие проекты. Но зачастую эта тема вообще никак не отражается в учебном плане.

При этом в каждой школе Гамбурга есть специальные консультанты, которым по мере необходимости готовы прийти на помощь эксперты по защите прав детей.

Впрочем, без поддержки со стороны родителей школы могут участвовать в сексуальном воспитании детей лишь в определенных рамках. Поэтому в учебных планах различных земель констатируется, что сексуальное воспитание — совместная задача для родителей и учителей.

При условии «сотрудничества на основе взаимного доверия», как это называется в Гамбурге, учителя должны соблюдать определенные правила, в частности, заранее информировать родителей о тех или иных моментах.

Так, в одной из школ учительница разослала незадолго до рождественских каникул письма родителям, сообщив им, к примеру, что их дети проявляют большой интерес к теме сексуальности, и объяснив, как на это реагирует школа.

По ее словам, в классе предполагается обсуждение подобных вопросов, причем с использованием соответствующей возрасту просветительской литературы. Кроме того, в классе установлен ящик, в который ученики могут анонимно бросать листочки с теми или иными вопросами, которые затем будут совместно обсуждаться.

Предполагается проведение родительского собрания, посвященного данной тематике. «Родители имеют право на доступ к материалам и методам, но не должны принимать решение о том, будут или не будут обсуждаться те или иные вопросы», — говорит Беате Пролль.

Тем не менее родители зачастую активно вмешиваются. Один из учителей поведал об оживленных дискуссиях на родительских собраниях. Сексуальное воспитание может быть весьма непростым делом — многое зависит от отдельно взятого случая. По его словам, понравиться всем без исключения родителям просто невозможно.

Как правило, когда поднимается вопрос о том, где дети научились такому поведению, родители обычно отвечают: «Не у нас!» Однако Анья Хеннингсен замечает: «Часто дети сызмальства копируют поведение родителей, в том числе и их отношение к собственному телу.

Или просто слышат: „Тебе еще рано!”» Но тем самым родители оставляют детей наедине с этой темой, хотя те сталкиваются с ней все чаще и чаще, например, в интернете.

Насколько важно взаимодействие школы и родителей, подчеркивает Аннетт Мёллер (Annette Möller): «Когда становится известно, что у нас в третьем или четвертом классе будет обсуждаться тема сексуальности, дети всегда испытывают волнение — и радость, потому что для многих это хорошая возможность спокойно и без стеснения обсудить важные вопросы», — объясняет заместитель директора одной из начальных школ в районе Ратсмюлендамм Гамбурга. Эта школа не входит в число упомянутых в начале статьи.

Анника Аренс в свою очередь говорит, что многие родители имеют вопросы по поводу того, как им обходиться с темой сексуальности в процессе воспитания детей.

Некоторые выступают за просвещение, в частности что касается многогранности проявлений сексуальности; другие опасаются, что детям знать такие вещи «еще рано», или же настаивают на том, чтобы эту тему поднимали только дома, но не в школе.

Однако зачастую возникают ситуации, когда родители в силу собственного мировоззрения или просто из-за нехватки времени не занимаются сексуальным просвещением детей — и вот тогда этим должна заниматься именно школа.

Ведь знания о собственном теле и чувствах позволяют поддерживать хорошие отношения с другими людьми и дают чисто физический комфорт. Кроме того, в будущем это защитит детей от венерических заболеваний и нежелательной беременности.

Однако главный мотив — защита от сексуального насилия. Просвещенные дети знают, какое поведение других людей недопустимо, и им будет проще позвать на помощь, ведь для них эта тема не является полным табу.

«Основной предпосылкой для этого становится наличие хороших учителей и сексуально-педагогической концепции в каждой школе», — говорит Анья Хеннингсен.

Кроме того, это, по ее словам, облегчает взаимодействие с родителями: «Школа может четко изложить свою концепцию и сказать: мы работаем вот так. И точка».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Как преподают половое воспитание в Европе, и почему Россия против

“Рамблер” решил разобраться, как о сексе и других деликатных вещах разговаривают со школьниками на Западе, и почему в России подобные темы по-прежнему табуированы.

Статистика

Федеральный центр просвещения в сфере здравоохранения совместно с Международной федерацией планируемого родительства провел исследование на тему того, как половое воспитание влияет на жизнь подростков.

В ходе работы выяснилось, что в странах, где ввели секс-просвет для тинейджеров, ниже уровни подростковых беременностей и венерических заболеваний. Парадоксально, что несмотря на это, один из главных аргументов противников сексуального просвещения состоит в том, что подобные уроки могут развратить молодое поколение.

Германия

Уроки полового воспитания в Германии обязательны для всех, начиная с 9-10 лет. На уроках обсуждают, чем мальчики и девочки отличаются друг от друга, что такое пол и гендер, как происходит беременность и роды. Большое внимание учителя уделяют предупреждению сексуального насилия, объясняя, как защитить себя в непредвиденной ситуации.

Примерно с восьмого класса дети начинают разбираться в вопросах сексуальности, контрацепции и венерических заболеваний.

Франция

С 13 лет французы начинают посещать семинары по половому воспитанию, где в формате дискуссий обсуждают важные темы, касающиеся секса: устройство тела, аборты, безопасность и ЗППП.

Вдобавок к этому, во Франции проходит акция “Бесплатные среды”, в рамках которой подростки могут пройти осмотр в клинике сексуального и репродуктивного здоровья.

Нидерланды

В одной из самых либеральных стран Европы дети начинают посещать уроки секс-просвета еще в младшей школе. Юным голландцам рассказывают о том, что такое влюбленность, а еще учат осознавать границы своего тела.

Программа полового воспитания в школе включает в себя ответы на базовые вопросы вроде: “Чем мальчики отличаются от девочек?” или “Откуда берутся дети?”. Помимо прочего, школьники узнают о “правиле нижнего белья”: учителя объясняют голландцам, что все части тела, прикрытые нижним бельем, являются интимными. Следовательно, посторонний человек не имеет права их видеть и трогать.

Кстати, именно в Голландии один из самых низких по миру процент абортов, заболеваний ИППП и подростковых беременностей (5 родов на 1000 женщин в возрасте 15-19 лет)

Швеция

Шведы преподают секс-просвет с 1955 года. Уроки полового воспитания здесь не сильно отличаются от уроков в других европейских странах: дети изучают физиологию секса, беременность и контрацепцию, рассуждают о взаимном согласии, абортах и венерических заболеваниях. При этом занятия стартуют еще на дошкольных курсах.

А что в россии

Самые высокие показатели подростковой беременности зарегистрированы в странах бывшего СССР, где секс-просвет отсутствует. В частности, в Киргизстане, Таджикистане и Грузии (38–39 случаев из 1000). В России статистика также оставляет желать лучшего: 23 случая из 1000, в то время как в Германии и Швеции – 6 из 1000.

Кадр из шоу “Беременна в 16”

Читайте также:  Описание картинки на немецком языке

В 2013 году Центр исследования гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ провёл опрос среди более 500 родителей с несовершеннолетними детьми. 62% участников отметили, что в школах необходимо ввести курс полового воспитания. 38%, в свою очередь, негативно отреагировали на эту идею, опасаясь, что подобные уроки спровоцируют у детей нездоровый интерес к сексу.

“Это деятельность, которая должна быть запрещена, в первую очередь, с точки зрения закона об основных гарантиях прав ребенка, потому что недопустимо заниматься такими вещами, которые развращают ребенка, и, конечно, с точки зрения закона о защите детей от вредной информации”.

В декабре 2015 региональный директор ЮНЭЙСД (программы ООН по ВИЧ и СПИДу) по Восточной Европе и Центральной Азии Винеем Салданой объявил, что ситуация в России с распространением ВИЧ-инфекции с каждым годом становится все серьезнее.

После этого глава Федерального центра по борьбе со СПИДом Вадим Покровский заявил, что для борьбы с недугом пора прибегнуть к радикальным мерам, рекомендованным ООН, в числе которых – половое просвещение в школах.

Однако предложение Покровского проигнорировали.

С ней согласился и член Церковно-общественного совета по биомедицинской этике (ЦОС), сопредседатель рабочей группы Всемирного русского народного собора по здравоохранению священник Феодор Лукьянов. В беседе с РИА Новости он заявил:

“Введение (в учебных заведениях – ред.) программ сексуального просвещения детей и подростков будет прямым нарушением естественного нравственного закона и создаст протестные настроения в родительском сообществе”.

Некоторые противники полового воспитания в школе перекладывают ответственность на родителей, считая, что именно они должны просвещать детей в вопросах секса. Однако в разговоре с “Эхом Москвы” член Экспертного совета по сексуальному образованию Европейского бюро ВОЗ Борис Шапиро заявил, что две трети семей не могут говорить с подростками о сексе.

В германии разгорается скандал вокруг уроков полового воспитания. новости. первый канал

Детей, которым не исполнилось и десяти лет, посвящают в секреты Камасутры, рассказывают им о транссексуалах и особенностях однополой любви. При этом  пропуск занятия может в прямом смысле дорого стоить не только самому ученику, но и его родителям.

Ролик, который облетел Интернет: у здания тюрьмы отца одной из многодетных семей встречает группа поддержки.

Ойген угодил за решётку за то, что его дочь Мелита пропустила два урока так называемого ''сексуального просвещения''. Родителям девочки пришло уведомление об уплате штрафа.

Поскольку платить они отказались, дело дошло до окружного суда. Отца девочки приговорили к одному дню тюремного заключения.

“Это странное чувство, когда тебя за что-то, в чём ты не виноват, арестовывают, у тебя забирают свободу. Но день, проведённый в тюрьме, стоил того, чтобы об этом случае узнали люди”, – говорит отец школьницы Ойген.

Как выясняется теперь, это далеко не единственный случай в Германии. Известно, что в другой школе 8 учеников во время подобного урока потеряли сознание, увидев изображение половых органов.

В последнее время в адрес немецкой системы образования звучит всё больше критики. В первую очередь, она касается именно уроков полового воспитания. В обязательной школьной программе эти занятия появляются с четвёртого класса.

С помощью красочных иллюстраций, обучающих видео программ и наглядных пособий, которые мы, по понятным причинам, в своём эфире можем показать только фрагментарно, ученикам рассказывают и о секретах Камасутры, и об однополой любви, и суррогатном материнстве.

“Мне кажется примечательным, что выносится приговор отцу, который избавил своего ребёнка от посещения урока с порнографическими материалами.

С другой стороны, существуют законы, которые должны защищать детей от соприкосновения с порнографией. Это наказуемо. А отец, который защитил своего ребенка, попадает в тюрьму.

Мне бы хотелось знать, кто за этим стоит?”, – задается вопросом один из родителей.

“Я просто хочу выразить родителям свою солидарность. Я говорила со многими детьми – они очень страдают, прежде всего ученики младших классов, от этих порнографических уроков. А эти уроки секса иначе и не назовёшь”, – сказала мама одного из детей.

После того, как многодетного отца за прогулы дочери всё-таки отправили в тюрьму, многие как в Германии, так и за её пределами, задались вопросом: а почему, собственно, самих родителей не спросили, хотят ли они, чтобы их дети посещали такие уроки.

“Навязывание родителям принудительного просвещения в этой области просто нарушает сам уклад семейной жизни. Я считаю, семья вправе решать, какое половое воспитание, когда и в какой форме ребёнок должен получать”, – сказал научный сотрудник лаборатории педагогической психологии МГУ Антон Сорин.

В некоторых школах Берлина уроки секса можно встретить и у самых маленьких. Учащиеся первого и второго класса, с помощью учебных пособий, содержание которых местами годится только для взрослых журналов, узнают о различных способах сексуального удовлетворения.

Смущённые дети после этого нередко просто отказываются идти на занятия.

Но непримиримые чиновники от образования готовы вводить для этих учеников самые жёсткие санкции и даже отправить их родителей в тюрьму, словно не понимания, что такое насильное просвещение может больно ударить по семье и психике ребёнка.

Как устроено сексуальное образование в США и Европе | Канобу

Сексуальное воспитание в школе вызывает много споров. Одни родители боятся, что обсуждение секса развратит детей, а все, что нужно знать о размножении, достаточно объяснить на пестиках и тычинках. Другие считают, что уроки полового воспитания защитят детей от насилия, мифов о контрацепции, ранних беременностей и прочих прелестей дворового секспросвета.

Эксперты из онлайн-школы английского Skyeng выяснили, как на самом деле устроено сексуальное просвещение в тех странах, где оно давно стало частью школьной программы

В Штатах секспросвет в школах проводят уже давно — выросло несколько поколений, которых такими уроками не удивить и не шокировать.

Правда, многие взрослые американцы признаются, что пользы от этих уроков было немного: в основном учеников запугивали опасностями секса.

Единой программы полового воспитания в США нет: каждая школа сама решает, ставить ли в расписание этот предмет и, если ставить, какую программу выбрать.

Программ две — «Всестороннее половое воспитание»/Comprehensive Sex Education и «Половое воспитание, рассказывающее только о воздержании»/Abstinence-Only Sex Education.

На уроках Всестороннего полового воспитания школьники узнают об эффективности разных мер предохранения, подростковой беременности, насилии и умении отстаивать свои границы, абортах, венерических болезнях, различных ориентациях и понятии социального гендера.

Программа, пропагандирующая воздержание, куда менее содержательна. Собственно, детей просто убеждают, что сексом до официального заключения брака заниматься нельзя, и точка.

В некоторых штатах даже запрещено демонстрировать на уроках секспросвета презервативы и прочие контрацептивы.

Поэтому учителям приходится подключать фантазию: например, показывать технику надевания презерватива, используя огурец и носок.

В Германии даже у многих игрушек — вполне реалистичные половые органы, в отличие от российских относительно бесполых пупсов. Немецкий ребенок не перепутает куклу-мальчика и куклу-девочку.

Авторы немецких курсов секспросвета рассуждают вполне логично: секс давно перестал быть табуированной темой, мы сталкиваемся с ней постоянно: в новостях говорят о секс-скандалах и насилии, в рекламе снимаются полуобнаженные модели.

Если тема секса так важна для взрослых, то задача школы — сгладить шок при столкновении с этой стороной жизни и адекватно подготовить детей к этому.

Уроки полового воспитания в Германии обязательны. Они стартуют примерно в то же время, когда дети начинают активно интересоваться тем, откуда взялись — то есть в третьем-четвертом классе. На уроках говорят о том, чем различаются мальчики и девочки и почему, объясняют, что такое пол и гендер, рассказывают о беременности и родах.

Огромное внимание уделяется умению говорить «нет» и предупреждению сексуального насилия — детям объясняют, что не всегда стоит доверять и подчиняться взрослым. Примерно с 8 класса школьникам начинают рассказывать о сексуальности, контрацепции и предупреждении заболеваний, работе репродуктивной системы.

На этом этапе на помощь учителю приходят образовательные фильмы.

Обычно мальчики и девочки слушают такие уроки по отдельности. Вопросы не задают вслух, а пишут на бумажках и кидают в специальный ящик.

В 1973 году сексуальное образование сделали частью французской школьной программы. Циркуляр 2003 года требует, чтобы в лицеях и школах Франции ежегодно проводилось как минимум три занятия по половому воспитанию. Юным французам рассказывают не только об опасностях ВИЧ, ранних беременностей и ЗППП.

В основном такие уроки направлены на борьбу с сексизмом и сексуальным насилием. Школьникам объясняют, почему домогательства — это не комплимент и не шутка, учат определять аспекты человеческой сексуальности, с уважением относиться к своему и чужому телу.

С ними много говорят о том, какое поведение считается недопустимым.

На уроках нередко используются 3D-модели половых органов — школьникам рассказывают не только про то, как все устроено, но и помогают им перестать комплексовать из-за «неидеального» тела.

Уроки полового и эмоционального воспитания проводятся во всех британских школах. Хотя в теории родители могут написать отказ, если им кажется, что эти занятия излишни. Но такое случается редко — да и сами школьники, если верить опросам, хотят знать о теме секса больше.

Секспросвет в Великобритании называется PSHE/Personal, Social, Health Education — личное, социальное и медицинское образование.

Отдельная программа Healthy Respect/«Здоровое уважение» посвящена не только физиологии, но и тонкостям личных взаимоотношений. Как правило, расписанием предусмотрен один урок PSHE в неделю.

Эти занятия проходят в виде лекций или просмотра образовательных фильмов, никаких контрольных и экзаменов не проводится.

Сексуальное воспитание подростков: как это делают в разных странах

Споры о том, вводить или не вводить уроки полового воспитания в России идут не первый год. Пока политики, юристы и социологи ломают копья в кабинетах, мы разбираемся на примере других стран, что же это такое, как осуществляется и к каким результатам приводит.

Уроки полового воспитания существуют для того, чтобы рассказывать людям разного возраста об анатомии человека, средствах контрацепции, беременности и родах, заболеваниях, передающихся половым путем (ЗППП) и борьбы с ними, сексуальной ориентации и отношении к партнеру.

Получить половое воспитание можно формальным и неформальным путем. К первому относятся специальные курсы при образовательных или медицинских учреждениях, разработанные специалистами и одобренные государством.

Второй способ (широко распространен в нашей стране) предполагает самостоятельное получение информации по методу «что-то где-то услышал». Из бесед с родителями, друзьями, интернета, СМИ.

Говорить о том, что ребенок получил полноценное половое образование можно лишь в первом случае.

Программы полового просвещения есть не только в европейских странах, но и в Азии, Африке, США, то есть, практически во всем мире. Разумеется, все они разные, и во многом зависят от цели, которую преследует государство, а также от того, какая структура (религиозная или светская) создавала и продвигала программу обучения.

Читайте также:  Категории водительских прав в Германии

Разобрать подробно все варианты невозможно, поэтому выберем лишь самые популярные и широко распространенные.

Именно Нидерланды любят приводить в пример сторонники введения в российских школах полового воспитания. Это неслучайно: первые знания здесь дети получают в возрасте 4-7 лет, и при этом в Нидерландах самый низкий в мире уровеньподростковых беременностей и ЗППП у несовершеннолетних.

Связь между этими фактами можно оспаривать до бесконечности, однако именно здесь появились первые обучающие мультфильмы для дошкольников и младших школьников, которые считаются частью курса биологии.

Стоит уточнить, что в таком возрасте детиполучают не знания о сексе, а информацию о своем теле и его особенностях.

Программа полового просвещения есть в каждой школе Великобритании, однако любой родитель может написать отказ от посещения ребенком этих занятий. При этом, по результатам многочисленных опросов, сами британские подростки хотят получать больше информации по этому предмету.

В Великобритании существует несколько версий программы (для светских и религиозных школ), все они проходят только в форме лекций, не предусматривают контрольных или дискуссий по темам.

Занятия посвящены физиологии половых отношений и беременности, а вопросы контрацепции и безопасного секса учитель может поднять по собственному желанию.

Педантичные немцы и в этом вопросе оказались самыми упорным – у них половое воспитание нации является обязанным. Начиная с младших классов школьники получают знания по всем гендерным вопросам. В самом начале это мультфильмы и книги с картинками, рассказывающие о различиях между мальчиками и девочками, появлении детей и создании комфортной обстановки в семье.

Затем в ход идут обучающие фильмы и лекции по психологии взросления, пубертата, выстраивании первых отношений, недопустимости насилия. Подросткам в старших классах подробно и наглядно рассказывают о контрацепции, заболеваниях, беременности и абортах, гомосексуальности. Как и другие предметы, этот также оценивается, по нему проводятся контрольные и экзамены.

Половое воспитание во Франции является частью школьной программы уже больше сорока лет. В 8-9 классах школа выделяет на этот предмет 40 часов и делает особый упор на вопросы контрацепции и уважения к партнеру.

В Соединенных Штатах существует два типа преподавания полового просвещения в школах — «полное» и «ограниченное воздержанием». То, какая программа в итоге окажется у ребенка, зависит от штата, типа школы и даже директора.

В случае полного полового воспитания ребенок с 3 по 10 класс будет получать информацию о половых различиях, беременности, родах, контрацепции, заболеваниях половой сферы, сексуальной ориентации, насилии, абортах и т.д.

Если же речь идет о воспитании ограниченном воздержанием, то курс обучения будет гораздо короче (всего два года) и упор будет делаться на этическую сторону межполовых отношений.

Проще говоря, преподаватель будет два года рассказывать детям о том, что сексом до брака заниматься нельзя, при этом не уточняя почему и к каким последствиям это может привести.

В таких странах Азии как Китай, Япония, Таиланд, Филиппины и Малайзия половым просвещением занимаются в школах, однако основной упор делают на изучение физиологии процесса. Впрочем, и этого хватает для того, чтобы школьники знали необходимый минимум и не рисковали здоровьем. А вот в Бангладеше, Непале и Пакистане подобных знаний не дают ни в школе, ни в институте.

Половое просвещение в странах Африки ведется «Красным Крестом» и другими добровольческими организациями на протяжении последних тридцати лет. Главной цель программы — снижение роста заболеваемости СПИДом и подростковых беременностей. К сожалению, многие африканские страны еще «не доросли» до собственных образовательных инициатив и полностью зависят от волонтеров.

  • Вопреки предрекаемому российскими экспертами росту разврата и разрушению нравственных норм, страны, проводящие уроки полового просвещения, могут похвастать отличными результатами в сфере подросткового здоровья.
  • Статистика утверждает, что число подростковых беременностей закончившихся родами или абортом, а также случаи ЗППП среди несовершеннолетних гораздо ниже в государствах активно пропагандирующих сексуальную грамотность.
  • Итак, число беременностей на тысячу несовершеннолетних женщин:
  • Нидерланды – 12
  • Испания – 12
  • Италия – 13
  • Греция – 13
  • Бельгия – 15
  • Германия – 18
  • Финляндия – 19
  • Франция – 22
  • Норвегия – 31
  • Великобритания -51
  • США – 86

К сожалению, официальной статистики абортов среди несовершеннолетних жительниц России нет, разные источники говорят о цифре от 45 до 75 девушек на тысячу, однако стоит понимать, что речь идет лишь о зарегистрированных операциях, проведенных в государственных клиниках. Количество рожающих несовершеннолетних равно примерно 30 из тысячи. Таким образом, Россия изрядно опережает все страны Европы, хотя не может сравниться с африканскими странами, где подобные показатели начинаются от 105 человек на тысячу и доходят до 300.

Несмотря на смену детского омбудсмена, ситуация с половым воспитанием в России едва ли изменится в лучшую сторону в ближайшие годы.

Государство по-прежнему оставляет эту тему на откуп семье, а родители не находят сил и слов для обсуждения.

Абсолютно безграмотные в вопросах межполового взаимодействия подростки продолжают искать информацию самостоятельно и, как результат, наносят существенный ущерб своему здоровью.

Елена Анатольевна Родионова, директор средней общеобразовательной школы

Ситуация с половым воспитанием в российских учебных заведениях крайне неоднозначна. За последние годы в школьной программе появилось множество новых, нетипичных предметов. Нужны ли они? Безусловно.

Но вот готовы ли программы, методические пособия, есть ли преподаватели по этим предметам? Увы, ответы не радостны.

Конечно, школа может взять на себя еще и половое воспитание детей, но для этого нужно выполнить некоторые условия.

Во-первых, разработать курс, включающий работу с психологом, врачами, биологами. Во-вторых, обеспечить каждую школу этими специалистами, причем опытными и грамотными. И третьим, на мой взгляд самым сложным условием, будет получение согласия от родителей. Ведь рассказывать о контрацепции девятиклассникам уже поздно.

Начинать половое просвещение имеет смысл в 5 классе, но для многих родителей их дети в этом возрасте еще несознательные крохи. Сейчас эти знания школьники частично получают на классных часах и на нескольких занятиях в курсе ОБЖ, однако этой информации недостаточно, она не систематизирована, да и преподаватели часто не готовы к разговорам.

Так нужны ли современным школьникам курсы полового воспитания? Да. Готова ли школа взять это на себя? На данном этапе — нет».

половое воспитание в немецкой школе

anna_mirЭпиграф:

– скажите, мальчики (10 и 12 лет) – а правда, что у вас на уроках полового воспитания порнографию показывают?- к сожалению, нет, мама. Совсем не показывают. (с) из разговора одной проживающей в Германии мамы со своими сыновьями.

Утомившись отвечать на вопросы соотечественников “а правда, что в тамошних [немецких] школах детей с 6 лет учат быть геями и натягивать презервативы на огурец?” и вступать в диспуты с шокированными мамами, чьи детки пострадали от ужаса присутствия,

показываю здесь официальную программу бундесземли Хессен по теме “половое просвещение”. По-немецки: “Sexualkunde”.В начальной школе (в конце 3-его – 4-м классе) проводятся в рамках Sachunterricht (природоведение), в средней школе – в рамках уроков биологии.Начало подобных уроков обязательно обсуждается на родительском собрании.

Все интересующиеся (ну мало ли, родителям тоже пора просвещаться) могут ознакомиться с темой урока заранее.Диспутов по поводу уроков полового просвещения и тут хватает, поверьте.

Как видно из программы, в начальной школе (6-10 лет) освещаются следующие темы:

 der menschliche Körper: Bau und Entwicklung, Unterschiede der Geschlechter kindliches Sexualverhalten – ich mag mich, ich mag dich ich sage NEIN – Prävention sexuellen Missbrauchs die Rolle von Medien und ihr Bezug zu mir unterschiedliche Familiensituationen (z.B. Patchworkfamilien, Alleinerziehende, Pflegefamilien,gleichgeschlechtliche Partnerschaften) Schwangerschaft, Geburt und Neugeborene Körperpflege

– Человеческий организм: строение и развитие, различия полов- Детское сексуальное поведение: я нравлюсь себе, я нравлюсь тебе- Я говорю НЕТ – профилактика насилия (сексуального использования)- Роль СМИ и ее влияние на меня- Различные семейные ситуации (семья с общими детьми и детьми от предыдущих браков, одинокий родитель, патронатная семья, однополые партнеры)- Беременность, роды, новорожденные- Личная гигиенаЕще раз: начальная школа в Германии: это возраст 6-10 лет. Но уроки начинаются не в 6 лет (хотя какие-то элементы про строение человеческого организма рассматриваются, да. Вне каких-либо сексапильных подтекстов). Уроки включаются в программу Sachunterricht с последней четверти 3-го класса и проходят [степенно, не частя] в течение 4-го класса . UPD: только что заловила и допросила 9-летнего сына, ученика 3-го класса. Убедил, что у них уроки сексуального воспитания начнутся только в 4-м классе.C пятого класса:

Für die Altersgruppe der 10- bis 12-Jährigen sind folgende Themen verbindlich: Rolle der Frau, Rolle des Mannes – früher und heute Pubertät (Menstruation, Ejakulation), Körperhygiene Freundschaft, Zärtlichkeit und erste Liebe Zeugung, Schwangerschaft und Geburt unterschiedliche sexuelle Orientierungen und geschlechtliche Identitäten (Hetero-, Bi-HomoundTranssexualität) Umgang der Medien mit Sex(ualität) und mögliche Folgen für die eigene sexuelle Entwicklung Prävention sexuellen Missbrauchs.

– Роль женщины, роль мужчины – раньше и сейчас- Пубертат (менструации, эякуляции), гигиена тела- Дружба, нежность и первая любовь- Зачатие, беременность и роды- Различные сексуальные ориентации и половая идентификация (Гетеро-, Би-Гомо- и Транссексуализм)- СМИ про секс(уальность) и возможные последствия для собственного сексуального развития- Профилактика насилия (сексуального использования)С седьмого класса:

Für die Altersgruppe der 13- bis 16-Jährigen sind folgende Themen verbindlich: erste sexuelle Erfahrungen – Verhütung sexuell übertragbarer Krankheiten Prävention von sexuellem Missbrauch und sexualisierter Gewalt in Schule, Familie und Arbeitswelt;Kenntnis der Hilfs- und Unterstützungsangebote Verhütung ungewollter Schwangerschaft – Schutz des ungeborenen Lebens Schwangerschaftsabbruch, § 218 StGB und Beratungsangebote unterschiedliche Formen von Lebensgemeinschaften Besuch bei Gynäkologen/innen bzw. bei Urolog/innen oder Andrologen/innen die Scheinwelt der Sexualität in den Medien und der Umgang in sozialen Netzwerken Aufklärung über sexuelle Orientierung und Geschlechtsidentität, ggf. Unterstützung für Schülerinnen

  • und Schülern beim Coming Out.
  • с 16 до 19 лень переводить

Сексуальное образование с четырех лет и отпуск для папы: узнали, как воспитывают детей в Финляндии и других европейских странах

Все мы по-разному воспитываем детей: то, что кому-то кажется приемлемым, другим кажется абсурдным.

Можно сколько угодно спорить о методах воспитания, а можно взглянуть на эту тему с другой стороны.

Примерно можно представить, какие методы воспитания используются в России, но что творится с этим в других странах мира? Боготворят ли детей или не все так сказочно, как кажется на первый взгляд?

Финляндия

В Финляндии вы никогда не увидите родителей, которые шлепают своего ребенка, раздраженно кричат на него или куда-то тащат зареванного малыша за руку. Во-первых, такое «суровое воспитание» считается сейчас в Суоми непедагогичным и неэффективным.

Читайте также:  Контракт на электричество в Германии

Во-вторых, в Финляндии физические наказания (к каковым относятся не только шлепки и подзатыльники, но также грубые окрики и бранные слова) запрещены законом.

Если о таких вещах становится известно финским социальным службам, сначала они выносят родителям строгое предупреждение, а в случае повторного нарушения, могут даже временно изолировать ребенка от родителей, передав его в приемную семью.

Более 80% финских семей − полные, то есть детей воспитывают и мама, и папа.

И в Суоми родители действительно делают это вместе – независимо от пола, оба родителя играют с детьми, готовят для малышей завтраки и обеды, гуляют с ними в парках, посещают родительские собрания в школе.

Отпуск по уходу за ребенком после рождения могут взять и отец и мать, и обычно дома с малышом остается тот родитель, который зарабатывает меньше или занимает менее ответственную должность.

Финские родители поощряют детей иметь свое собственное мнение и уметь отстаивать его. Если ребенок в выходной хочет смотреть мультфильм в кино, а не гулять в парке, родители, скорее всего, прислушаются к его мнению.

Если малыш отказывается есть на завтрак овсяную кашу, родители просто приготовят ему омлет или сэндвич.

Исключение составляет, пожалуй, только один вопрос: детям до 18 лет в Суоми строго-настрого запрещено употреблять спиртное и сигареты, и финские мамы и папы следят за соблюдением этого запрета очень строго.

Финские родители никогда не остаются один на один с проблемами, связанными с воспитанием детей.

Бесплатный социальный психолог всегда готов помочь советом в ситуации, если ребенок слишком гиперактивный и непослушный, или, наоборот, слишком застенчивый и замкнутый.

Особенно часто к социальным психологами в Суоми обращаются родители, у которых есть дети–подростки, что, впрочем, вполне понятно.

Большинство финских родителей считают, что главное для ребенка – это родительские любовь и внимание, а вовсе не материальное благополучие. В Суоми даже обеспеченные люди часто покупают детскую одежду и игрушки в финских секонд-хендах.

Насчет сексуального воспитания в Финляндии — к этой теме финны подходят прагматично: они считают, что каждый ребенок должен быть желанным и родиться здоровым.

Семейная федерация Финляндии, которая поддерживает семьи и защищает их права, была одним из инициаторов введения в школьные программы предмета «Охрана здоровья» с уроками по сексуальному образованию подростков, лоббировала выделение бюджетных ассигнований на контрацептивы и услуги по планированию беременности.

В настоящее время федерация выступает за внедрение программы обеспечения бесплатными средствами предохранения от нежелательной беременности девушек до достижения ими возраста 20 лет.

И вот наглядная статистика:

  • в Финляндии самый низкий в Европе показатель подростковых абортов,
  • низкий показатель рождения детей у несовершеннолетних матерей,
  • значительно снизилась заболеваемость инфекциями, передающимися половым путем (ИППП),
  • уменьшилась обусловленная этими причинами бездетность,
  • сократилась распространенность табакокурения среди подростков в среднем на полгода,
  • отодвинулся сексуальный дебют у юных финнов (половую жизнь они начинают в среднем в 17 лет).

Швеция

В Швеции папы наравне с мамами воспитывают детей. Из 480 дней отпуска по уходу за малышом папа проводит с ребенком минимум 90 дней, а многие — гораздо больше (4-5 месяцев). Если муж делит отпуск с женой пополам, государство повышает семье декретные выплаты. Шведские папы прекрасно справляются с младенцами.

Первые полтора года новоиспеченные родители с головой погружаются в детские проблемы. Но стоит отметить, что от своих интересов семья не отказывается. В кинотеатрах Стокгольма есть специальные залы, в которые можно приходить с младенцем.

Звук там не очень громкий, есть столы для пеленания, детям можно ползать, вести себя шумно. В ресторанах и торговых центрах есть специальные места, где можно оставить коляску со спящим малышом, или игровые комнаты с аниматорами.

А пеленальные столики есть даже в мужских туалетах.

Если молодым родителям не терпится сходить в клуб, они вызывают на несколько часов няню. Старшеклассники и студенты с удовольствием посидят с малышом за небольшие деньги.

В Швеции сложно найти родителей, которые сюсюкают с детьми. Здесь все общаются на равных, стараются не повышать голос. О том, чтобы шлёпнуть ребёнка за непослушание, не может быть и речи.

Ребёнок может заниматься чем угодно, если это не угрожает его здоровью. Хочешь сидеть в луже — сиди, можешь даже померить ее глубину, главное — не ныряй с головой.

Несмотря на то, что шведы очень восприимчивы ко всему новому, традиции они соблюдают, ведь они объединяют семью.

Шведы так любят собираться всей семьёй в конце рабочей недели перед телевизором, с чем-нибудь вкусным, вроде чипсов и пиццы, что даже придумали для таких встреч специальное слово– «fredagsmys» (состоит из двух слов, которые переводятся на русский как «пятница» и «уютный»). Зима здесь очень длинна, поэтому тема уюта и домашних посиделок всегда актуальна.

Чтение вслух — также одна из добрых традиций во многих шведских семьях. Не найдётся того, кто не знает наизусть истории про озорника Карлсона и смешную Пеппи Длинныйчулок!

На что шведы не скупятся, так это на товары для детей. Они внимательно следят за качеством игрушек, одежды и ухаживающих средств. Шведы предпочитают местных производителей. И это не удивительно, ведь многие шведские компании выпускают экологичные и надёжные вещи.

Девочек и мальчиков в шведской семье воспитывают одинаково, не разделяют домашнюю работу на женскую и мужскую, поэтому то, что мужчины занимаются с детьми, удивляет только туристов.

Дети с подросткового возраста начинают помогать по дому и рассчитывать собственный бюджет – они еженедельно получают карманные деньги и распоряжаются ими по своему усмотрению: могут потратить на кино и сладости, а могут накопить на платье или какой-нибудь гаджет.

После окончания школы умения копить, откладывать и рассчитывать пригодятся – в Швеции принято, чтобы 17-18-летние дети съезжали от родителей на съемную квартиру, и в дальнейшем приходили только в гости.

Сексуальное воспитание в Швеции начинается рано – родители охотно отвечают на все вопросы детей, связанные с сексом, и сами рассказывают им об интимных отношениях и о том, какие опасности могут быть с ними связаны.

В результате пяти-шестилетний ребенок знает и откуда берутся дети, и как себя вести, если тебе встретился педофил.

В школе дети смотрят фильмы о пользовании противозачаточными средствами, участвуют в дискуссиях о порнографии, а на школьные встречи приходят представители бисексуальной и гомосексуальной ориентации.

Нидерланды

Детей в Нидерландах воспитывают как свободную личность. По закону их запрещено бить и шлепать. Родители не навязывают ему свое мнение. Детей не торопят на горшок, до двух лет практический все дети в памперсах. Если ребенок в три года все еще в памперсах, то никто даже усом не поведет. Памперсы надо снять к школе.

Школа у детей начинается с четырех лет. С 4 до 5 лет посещение желательное, с 5 лет обязательное.

Слезы считаются абсолютно нормальным. Реагировать на них не надо – покричит и перестанет. Детей приучают к режиму в еде, к своей кроватке через слезы.

Даже зимой не все дети носят шапки, шарфы, перчатки. Иногда дети одеты меньше, чем сами взрослые.

В Нидерландах 4 года — это вполне подходящий возраст для начала сексуального просвещения. Для этого выделяют специальную неделю с характерным названием «Весенняя лихорадка».

Детям выдают информацию, которую, как считается, они способны без проблем усвоить в своем возрасте. Так, 4-летним объясняют разницу между мальчиками и девочками, рассказывают о дружбе, значении объятий и о новорожденных ягнятах. Кроме того, в классы приглашают беременных женщин и матерей с младенцами.

Частью «секс-занятий» для малышей становится эдакий ритуал обнажения животов. «Вы чувствуете тепло и приятное покалывание, — рассказывает в это время воспитатель. — Иногда это ощущают двое мужчин, иногда две женщины. Но это не так уж важно, главное – быть счастливыми».

С 10 лет школьникам начинают говорить о методах контрацепции, с иллюстрациями в буклетах, которые они забирают с собой. 14-летним рассказывают про «первый раз», настоящую любовь и опасностях секса под действием алкоголя.

Дети и подростки находят такие занятия «забавными и интересными», родители тоже довольны: большинство признаются, что стесняются или не знают, как говорить с ними на эту тему.

По словам учителей и психологов, у детей в итоге исчезает чрезмерный и нездоровый интерес к подобным вопросам.

И это действительно работает. Показатель подростковой беременности в Нидерландах – один из самых низких в Европе: 5,3 на тысячу. (Для сравнения, в России, по данным СМИ 2017 года, на тысячу девушек до 19 лет приходится 102 беременных). В Нидерландах также минимально число абортов и случаев венерических заболеваний.

Соединенные Штаты Америки, Великобритания

В США и Великобритании детей нельзя ругать и наказывать, поэтому зачастую малыши ведут себя как маленькие дикари и не признают авторитета родителей. Многие американские знаменитости практикуют «отсутствие воспитания» своих детей – например, актер Уилл Смит:

— Мы категорически не верим в наказание.

С тех пор, как нашему сыну Джейдену было 5 или 6, единственное, что мы делали, это усаживали его перед нами и просили объяснить, почему то, что он сделал, хорошо для него.

По-моему, разобраться с этим вопросом гораздо сложнее, чем отделаться выговором. И если он объяснял, почему стукнуть сестру было правильно, то мы видели, что он понимает, что поступил неразумно.

Многие актрисы-мамочки позволяют своим детям носить платья – это Шарлиз Терон, Меган Фокс. Шарлиз считает, что детям вредят гендерные стереотипы, а потому они должны сами определиться, кто они – мальчик или девочка.

В Британии родители стараются давать детям имена-унисекс, которые не подчеркивали бы их половую принадлежность: Алекс, Чарли, Энди, Макс.

А в США в последнее время модно называть девочек мужскими именами: Август, Спенсер, Эзра, Тайлер и т.д.

Другая крайность — детские конкурсы красоты, участницы которых ведут себя вполне «по-взрослому». Девочкам делают макияж, учат их соблазнительным телодвижениям и выпускают на сцену в купальниках. Чтобы сделать малышек максимально похожими на взрослых женщин, мамы иногда даже заставляют их носить накладную грудь. К примеру, так было на шоу Toddlers & Tiaras («Малышки и диадемы»).

Ежегодно в США попадают за решетку около 500 тысяч подростков младше 18 лет, причем многие из них не совершали преступлений, а лишь сделали что-то, что, возможно, толкнет их на незаконный путь в будущем. Например, систематически прогуливали уроки, употребляли алкоголь, сбегали из дома.

По американским законам дети до 14 лет могут быть осуждены как взрослые, в зависимости от тяжести преступления. Около трех тысяч детей по всей стране приговорены к пожизненному лишению свободы без права на УДО.

Если родители хотят проучить непослушного ребенка, они могут записать его на экскурсию в настоящую тюрьму. Там на детей кричат и заставляют их выполнять унизительные приказы — например, доставать из унитаза туалетную бумагу без перчаток. Такие «экскурсии» подвергаются жесткой критике со стороны общественности.

Ссылка на основную публикацию