Трудовая миграция в России: проблемы и регулирование

Регулирование трудовой миграции в России и ее контроль в течение долгого времени является существенной проблемой. Для ее решения каждый год в законодательство государства вносятся и утверждаются поправки. Чтобы познакомиться с особенностями, видами трудовой миграции, ее положительными и отрицательными сторонами, для начала необходимо разобрать само определение.

​​Понятие трудовой миграции

Трудовая миграция в России: проблемы и регулирование

Международная трудовая миграция подразделяется на иммиграцию и эмиграцию. Под первой классификацией понимается въезд при перемещении населения на территорию конкретного государства. Второй вариант следует рассматривать, как выезд из страны.

Последствия в истории трудовой миграции прослеживаются еще со времен II Мировой войны, когда произошло усиление миграции. Если в 80-х годах число мигрантов, без учета членов семей, составляло около 21 млн, то к началу 2000 года, оно возросло до 70 млн.

По оценке МОТ ежегодно пересекают границы до 1 млн человек. Более 18 млн проживают вне родной страны. Среди них и жители России. Однако стоит отметить, что в 90-е годы прошлого века около 8 млн русских вернулось в Россию.

Это продолжается и в настоящее время, причем мигрантов разных национальностей, в т. ч. иностранцев.

Трудовая глобальная миграция все более разрастается, чему способствуют тенденции развития:

  • зарубежные страны, нуждаясь в профессиональных кадрах, приглашают на работу квалифицированных специалистов, всячески их стимулируя. Происходит отток работников из России за границу и, как следствие, оголение отечественных рабочих мест;
  • отмечается прилив в Россию низкоквалифицированной рабочей силы из восточных стран-соседей РФ. Мигранты выполняют, в основном, малооплачиваемую работу, но, тем не менее, занимают рабочие места, предназначенные для граждан России.

Характеризуя трудовую миграцию современного общества можно выделить уменьшение ее оттока в страны Западной Европы и стабильность миграции в Северную Америку.

Южноевропейские государства все больше привлекают рабочую силу, нежели делятся своей.

Изменения в социальном и экономическом плане, произошедшие в последние годы, приводят к новым потокам миграции в странах Тихоокеанского бассейна, Африканского континента и Азии.

Государства, добывающие нефть привлекают рабочую силу, как правило, из малоразвитых стран. Большое количество населения бегут с Юга, передвигаясь севернее, жители бывшего СССР продолжают мигрировать на Запад. Помимо представленных характеристик международной современной трудовой миграции наблюдается, что персонал высокого уровня становится более мобильный на постоянной и временной основе.

Основные виды трудовой миграции

Трудовая миграция в России: проблемы и регулированиеЧитать так же:  Сертификат русского языка

Внешней называют миграцию, целью которой является пересечение людьми границ России, причем как въезжая в страну, так и покидая ее пределы.

Чтобы оформить внешнюю миграцию в РФ, нужно прибегнуть к определенным действиям, а именно:

  • собрать документы и указать причину выезда из России в другую страну;
  • определить, какое время планируется провести в указанной стране;
  • получить одобрение на работу и вид на жительство;
  • сдать необходимые экзамены и оформить страховки.

Перемещение мигрантов по городам в территориальных рамках государства является внутренней миграцией. Это обусловлено неодинаковым уровнем образования в разных уголках России, а также рядом иных причин неравномерности распределения по регионам:

  • рабочих мест;
  • уровня зарплаты, а вместе с ним и уровня жизни населения;
  • числа именно специалистов с разной планкой квалификации;
  • развитой экономики.

Причины трудовой миграции

Трудовая миграция в России: проблемы и регулирование

Причины внешней и внутренней трудовой миграции разные:

  • экономические, с перспективой карьерного роста;
  • политические, вплоть до военных конфликтов;
  • бытовые и социальные;
  • экологические;
  • идеологические и религиозные и другие.

Стран-доминантов, владеющих огромным количеством всех мировых ресурсов, немного. Именно туда, в промышленно развитые территории, стремятся люди из стран с низким прожиточным уровнем в поисках работы и заработка. Это одно из направлений внешней трудовой миграции по причинам экономического характера. По трем другим направлениям миграция происходит:

  • между развитыми и успешными государствами;
  • среди слабых развивающихся стран;
  • из перспективной страны в развивающуюся (проверить себя, помощь в обучении и т. д.).

Особенности трудовой миграции в России

Трудовая миграция в России: проблемы и регулирование

В Россию за последнее время мигрировали миллионы жителей стран ближнего зарубежья — Украины и Узбекистана (по 2 млн), а также Таджикистана (около 1 млн).

Закон, принятый в России о трудовой миграции, достаточно лоялен в требованиях к мигрантам постсоветского пространства. А языковой барьер, в отличие от иностранцев, не является острой проблемой.

Контролирует процедуру передвижения мигрантов миграционная служба России, которая вправе вести их учет, привлекать из-за границы, квотировать, распределять по рабочим местам, выдворять по разным причинам из страны и пр.

Регулирование трудовой миграции в РФ

Трудовые мигранты в России в 2022 году: статистика и регулирование

В стремлении к улучшению условий жизни граждане пересекают границы стран и регионов, переезжая на новые места жительства. Около 5 миллионов жителей России ежегодно переселяются в более благополучные регионы. В РФ же прибывают более десяти миллионов человек из стран ближнего зарубежья.

Понятие трудовой миграции

Трудовой миграцией называют переезд граждан в другой город, регион или за пределы государства с целью поиска работы с достойной заработной платой. Помимо оплаты целью может быть самореализация человека в определённой области.

Выделяют внешнюю и внутреннюю миграцию:

  1. В процессе внешней миграции (иммиграции и эмиграции) граждане одной страны переезжают жить в другую. Иногда иммигрантов привлекает социальная программа государства, в котором они собираются жить на пособия.

    Но чаще всего переезд связан с возможностью трудоустройства на высокооплачиваемую должность;

  2. Внутреннее мигрирование представляет собой изменение места жительства внутри своей страны: переезд из села в город или наоборот, переселение в другой регион.

Трудовая миграция в России: проблемы и регулирование

По другим признакам выделяют следующие виды миграции:

  • Легальная и нелегальная;
  • Постоянная (гражданин переезжает на новое место жительства безвозвратно);
  • Временная (краткосрочная — менее трёх месяцев, долгосрочная — от 3 до 12 месяцев). В краткосрочном варианте различают сезонную, челночную и вахтовую миграцию;
  • Регулируемая и нерегулируемая государством;
  • Добровольная и вынужденная.

Переезд с целью поиска работы осуществляют как неквалифицированные работники, так и профессионалы в различных сферах.

Причины трудовой миграции

Среди причин переезда трудоспособного населения выделяют экономические и неэкономические.

К экономическим относятся:

  • Низкая оплата труда;
  • Отсутствие рабочих мест;
  • Невозможность устроиться по профессии или на желаемую должность;
  • Отсутствие перспектив для карьерного роста.

Большое количество трудовых мигрантов появляется после закрытия градообразующего или другого крупного предприятия регионального значения, когда сразу сотни людей оказываются без работы.

Среди неэкономических причин выделяют:

  • Сложную политическую ситуацию;
  • Плохую экологию;
  • Вооружённые конфликты;
  • Религиозные взгляды;
  • Расовую принадлежность.

Причины передвижения трудовых ресурсов внутри Российской Федерации:

  1. Разница в экономическом развитии регионов: уровень оплаты труда, наличие рабочих мест, производства или сельского хозяйства;
  2. Нехватка или избыток квалифицированных или неквалифицированных сотрудников.

Наиболее привлекательны экономические центры — Москва и Санкт-Петербург. Здесь постоянно есть потребность в кадровом составе различного уровня, есть возможность сделать карьеру. Кроме того, людей привлекает развитая инфраструктура регионов.

Привлекательность России для иммигрантов

По мнению российских иммигрантов, в большой стране много возможностей, чтобы заработать и содержать семью.

Массовый приток в страну неквалифицированной рабочей силы связан с возможностью дать работу дворникам, грузчикам и разнорабочим.

Такие профессии оплачиваются невысоко, но даже этот доход значительно превышает уровень заработной платы на родине. Миграции также способствует отсутствие языкового барьера.

Для высококвалифицированных специалистов привлекательны российские технологии.

Причины трудовой эмиграции Россиян

Среди факторов, которые заставляют россиян переезжать в другие страны, выделяют:

  1. Потребность в профессиональном росте. Особенно это касается жителей регионов, перед которыми стоит вопрос переезда в столицу или за границу.

    Также в зарубежные страны уезжают учёные, труд которых там ценится выше, чем на родине;

  2. Усложнившаяся политическая ситуация в связи с наложенными на Россию санкциями;
  3. Экологическая обстановка и невысокая продолжительность жизни. Трудоспособное население, которое уезжает по этой причине, эмигрирует в Израиль или Японию.

Помимо названных проблем существует мнение, что в европейских странах уровень безопасности и социальных гарантий выше российского, поэтому есть отток из страны и по этой причине.

Преимущества и недостатки трудовой миграции

Переселение трудоспособных граждан влияет на экономику обеих стран как с положительной, так и с отрицательной стороны.

Преимущества миграции для государства-донора:

  • Уменьшение количества безработных;
  • Понижение уровня конкуренции на трудовом рынке;
  • Снижение государственной нагрузки в плане социальных гарантий;
  • Прирост денежных средств в стране за счёт перевода родственникам.

Недостатки оттока трудовых ресурсов из страны:

  • Уменьшение поступления налоговых средств;
  • Отъезд квалифицированных кадров, их нехватка и необходимость подготовки новых;
  • Уменьшение численности населения.

Положительные моменты для принимающей стороны:

  • Увеличение численности населения;
  • Развитие технологий и снижение затрат на образование при иммиграции специалистов и учёных;
  • Увеличение налоговой базы;
  • Достаточное количество рабочих для выполнения тяжёлого труда.

Отрицательные стороны для государства-реципиента:

  • Повышение конкуренции на рынке труда, чаще всего не в пользу местного населения;
  • Снижение уровня заработной платы в связи с готовностью мигрантов к дешёвому труду;
  • Зависимость некоторых сфер от труда иммигрантов.

Преимущества и недостатки варьируются в зависимости от конкретно взятой страны, а также экономической, политической и социальной ситуации в ней.

Трудовая миграция в России: проблемы и регулирование

Статистика трудовой миграции в России

Данные о количестве иностранных граждан, приезжающих в Россию для заработка, сообщает Росстат. Большое количество трудовых переселенцев устраиваются на работу нелегально. На законных основаниях работают иностранные граждане, получившие вид на жительство или временную регистрацию на срок, превышающий 9 месяцев.

Количество иностранных граждан, работающих в России

Большую часть иммигрантов в РФ составляют граждане бывшего СССР.

В таблице представлены данные по количеству прибывших иностранцев в 2022 году.

Государство Количество мигрантов, млн.чел
Украина 3,3
Казахстан 2,5
Узбекистан 1,1
Белоруссия 0,76
Азербайджан 0,77
Грузия, Армения, Таджикистан, Китай, Вьетнам, Афганистан, Турция, Южная Корея, страны ЕС и др. 3,47

Общее количество иммигрантов в 2019 году — 11,9 миллионов человек. Нелегально находились на территории России половина из них. Этих людей депортируют из страны по закону.

Наиболее популярные города, в которые приезжают иностранцы в поисках работы:

  • Москва;
  • Санкт-Петербург;
  • Новосибирск;
  • Красноярск;
  • Екатеринбург.

Количество трудовых эмигрантов из России

По данным статистики, на начало 2020 г за год из РФ уехали 300 тысяч человек. Большинство из них (около 250 тысяч) переселились в страны СНГ. Среди государств, не принадлежащих постсоветскому пространству, популярностью у россиян пользуется Германия, Канада и Китай. Точных цифр нет, но известно, что граждане России переезжают в страны Латинской Америки, а также Израиль и Турцию.

На первой позиции среди российских городов по количеству эмигрантов находится Омск, на втором — Москва и Московская область.

Законодательное регулирование трудовой миграции в России

Труд иностранцев и их нахождение в Российской Федерации регулируется федеральными законами, постановлениями правительства, межгосударственными договорами и приказами Министерства труда.

Основными законодательными актами являются:

В 2018–2019 гг были внесены поправки к Федеральным законам.

В 2017 редакция коснулась дактилоскопической регистрации. Процедуру нужно проходить по месту подачи документов при получении вида на жительство.

Для некоторых отраслей установлены ограничения на использование труда иностранных работников. Также определена допустимая доля мигрантов в общем количестве сотрудников.

В июне 2018 года был утверждён приказ, запрещающий регистрацию трудящихся по месту работы, если они не являются гражданами России. Теперь временная прописка мигранту нужна по месту проживания.

Проблемы трудовых мигрантов в России

Главной проблемой иностранных граждан, приехавших трудиться в РФ, считается сложность получения регистрации по месту жительства. Владельцы сдают квартиру мигрантам, но в регистрации отказывают, так как у них нет желания разбираться с миграционным законодательством.

Часто хозяин квартиры не оформляет договор аренды, чтобы не платить налоги. Пребывание иностранного гражданина в России трактуется как нелегальное, и ему грозит депортация. В случаях же если договор заключён, дополнительные расходы ложатся на мигранта.

Другие сложности проживания и работы иностранцев в РФ:

  • Расовая дискриминация;
  • Низкая оплата труда;
  • Небольшое количество и выбор рабочих мест;
  • Проблемы с адаптацией к обществу и культуре;
  • Незнание языка.

Мигранту не только требуется очень быстро оформить документы и устроиться на работу, но и научиться правилам поведения в обществе и русскому языку.

Миграционная ситуация в стране ежегодно меняется, также совершенствуется законодательство в этой сфере.

Есть надежда, что будут созданы комфортные условия для труда как местного населения, так и мигрантов.

Курс на повышение государственного контроля

Выполняя поручение президента России, заместитель председателя Совета Безопасности РФ Дмитрий Медведев провел совещание «О проблемах реализации миграционной политики Российской Федерации и задачах по повышению ее эффективности». Признав успехи в совершенствовании законодательного регулирования миграционных процессов, он перечислил ряд известных тезисов.

Один из акцентов был вновь сделан на необходимости развивать организованные формы внешней трудовой миграции для равномерного распределения иностранной рабочей силы по отраслям российской экономики.

Одновременно прозвучал призыв не допустить возникновения на территории России этнических анклавов наподобие зарубежных. Использование этого термина с явно негативной коннотацией требует особого пояснения.

 

Дело в том, что главная характеристика этнических анклавов — обособленность. Территориальная, экономическая, культурная. Это место высоко концентрированного расселения иностранных граждан, привязанное к какой-либо нише бизнеса и трудоустройства, по сути, замыкающее человека в среде земляков. 

Официальной российской статистики, отражающей особенности проживания мигрантов, не существует, и вместо четкого понимания того, что считать этническим анклавом или реальных координат таких мест, мы располагаем лишь общими представлениями. 

Как полагает член Общественного совета при МВД России, д.п.н, профессор Государственного университета управления Владимир Волох, Дмитрий Медведев «под понятием этнических анклавов имел в виду неорганизованные большие группы иностранных граждан».

С этим согласен и доцент кафедры политологии и политического управления Института общественных наук РАНХиГС при президенте РФ, к.п.н.

Михаил Бурда, по мнению которого речь шла об основных точках миграционного притяжения — «Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Ленинградской области и еще паре регионов, куда в абсолютном большинстве приезжают мигранты и формируют места компактного проживания, связанные с местами их массового трудоустройства.

Местным жителям такое соседство не нравится, следовательно, растет потенциал конфликтов, что гипотетически может вызвать определенные негативные последствия для внутриполитической ситуации, когда общественный запрос населения на ограничение миграции не будет услышан властью».

Добавим, что критерии территориальной и экономической обособленности мест расселения трудовых мигрантов применимы не только к окраинам мегаполисов, привлекательных дешевым жильем и соседством с крупными рынками, но и к вахтовым городкам в регионах при масштабных строительных проектах. Если первый вариант — следствие преимущественно стихийной внешней миграции, то второй вариант составляет неотъемлемую часть миграции организованной, за которую активно выступает Дмитрий Медведев.

Сочетание этих двух критериев проистекает не столько из «этнического притяжения», сколько из стремления к элементарному бытовому удобству. Меньше получаса до работы — просто сказка. 

Заведующая лабораторией экономики народонаселения и демографии экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, к.э.н. Ольга Чудиновских принципиально не разделяет мнение о том, что проживающие в одном общежитии трудовые мигранты — это уже этнический анклав. В своем комментарии MEDIA-MIG она назвала основные преимущества компактного расселения иностранных граждан:

«По-моему, это удобно всем: что работники не тратят много времени на дорогу к месту работы, что работодатель может обеспечить временных работников таким же временным жильем, оформить им миграционный учет, то есть обеспечить законное пребывание на территории России».

Основные риски таит культурная изоляция трудовых мигрантов.

Этот критерий постепенно превращает районы их проживания в «этнические анклавы», подпитывая вульгарные националистические настроения и радикальную идеологию, об угрозе которых ранее заявлял секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев.

Именно из незнания чужой культуры, из самовнушаемых идей о превосходстве над местными жителями черпает задор маргинальное поведение иностранных граждан, уверенных в допустимости преступления законов и норм. 

Особое значение в этой связи приобретает владение русским языком.

Навык отличает мигранта, способного самостоятельно решать социальные задачи, от того, кто избавлен от подобной необходимости как житель «этнического анклава». В этой сфере предстоит еще многое сделать.

Как подчеркнул Дмитрий Медведев: «Нужны дополнительные меры, которые позволят иностранным гражданам лучше адаптироваться в нашей стране».

Противоположной позиции в этом вопросе придерживается МВД России, настойчиво продвигая проект закона «Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства», который предполагает отмену обязательного государственного экзамена на знание русского языка, истории России и основ законодательства РФ для трудовых мигрантов. Аргумент простой: сфера проведения госэкзамена коррумпирована и проще ее ликвидировать. Реакцию на данный законопроект MEDIA-MIG осветил в одной из своих публикаций.

На расширенном заседании Комиссии по миграционным вопросам и социально-культурной адаптации иностранных граждан Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям и Комиссии Общественной палаты РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений 1 декабря 2021 года, где MEDIA-MIG выступал в качестве информационного партнера, о данном законопроекте высказался заместитель начальника ГУВМ МВД России, генерал-майор полиции Кирилл Адзинов.

Трудовая миграция в России: проблемы и регулирование

По словам Кирилла Адзинова, по вопросу проведения госэкзамена ведомство своих убеждений не изменило: 

«Очевидно, что владение русским языком нужно только в тех сферах, где есть контакт иностранца с россиянином либо с другим человеком, требующий объяснения на государственном языке. Это продавец в магазине, сервисная сфера.

Если же мы говорим о возведении каких-либо объектов, таких как стадионы, космодром, торговый центр, там, где работают в замкнутой группе, то предъявлять к ним требования и создавать, по сути, коррупционную яму, в которую втягиваются и работодатели, и иностранцы, подтверждая владение, которого нет, насколько это актуально?! В общем, здесь диалог у нас продолжается и мы призываем и Общественную палату, и комиссию при президенте также принять участие, чтобы выйти на те интересы, которые выгодны РФ».

Логика МВД России в целом понятна. При развитии организованных форм внешней трудовой миграции, а также вахтового метода работы и вахтового типа проживания будет обеспечен высокий, а при уже введенной обязательной дактилоскопии и ID-карты или планируемой геномной регистрации приближенный к тотальному уровень контроля. Адаптация и интеграция при таком раскладе становятся излишними.

https://www.youtube.com/watch?v=JK8U1liF8hY\u0026t=24s

Такой порядок может быть направлен и на защиту интересов строительных компаний, нанимающих иностранных рабочих, — уйти со стройки в сферу услуг им при желании будет сложнее, поскольку придется сдавать госэкзамен на знание языка. 

В описанной модели, однако, имеются как минимум два существенных пробела. Нужно напомнить, что в федеральном законодательстве РФ по-прежнему не прописано управление вахтовой миграцией.

Ее регулирует ТК РФ, возлагающий основную ответственность за устройство вахтовых поселений на работодателя.

Без утвержденных стандартов данного метода работы, без органа, следящего за соблюдением трудовых прав вахтовиков, и без возможностей для оперативного реагирования на правонарушения в таких поселениях нередко процветают злоупотребления, что хорошо иллюстрируют регулярные забастовки. 

Можно сколь угодно скептически оценивать реальное значение сертификата о прохождении государственного экзамена, но нельзя отрицать того, что снижение языкового барьера способствует нормальным взаимоотношениям с иностранными рабочими, особенно в экстремальных условиях вахтового проживания и труда.

Кроме того, утверждение о замкнутости строительной сферы звучит по меньшей мере странно, ведь в соответствии со ст. 110 ТК РФ, у каждого работника есть право на еженедельный непрерывный отдых не менее 42 часов. Каменщик в Санкт-Петербурге, бетонщик в Мурманске, арматурщик в Свободном — все они с теми или иными оговорками свои выходные проводят в городской социально-культурной среде. 

Исходя из рассуждений Кирилла Адзинова, справиться с этим досугом можно и молча.

Еще один тезис, который следует критически осмыслить — рост преступности среди иностранных граждан. Как следует из заявления Дмитрия Медведева, цифры указывают на проблему этнической преступности, что может свидетельствовать об угрозе анклавизации. К такому же выводу склоняются в МВД России, отмечая негативную динамику в 2021 году.

Однако при ближайшем рассмотрении статистика вызывает ряд вопросов. 

Если свести для наглядности в таблицу данные МВД России о состоянии преступности за сопоставимые периоды последних четырех лет, можно выявить несколько тенденций.

Трудовая миграция в России: проблемы и регулирование

  • Таблица демонстрирует следующую динамику.
  • Во-первых, на протяжении 2018–2020 годов количество преступлений, совершенных иностранными гражданами, последовательно снижалось как в абсолютном, так и в процентном исчислении. 
  • Во-вторых, количество преступлений, совершенных гражданами стран — членов СНГ, включая граждан Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана, чаще всего являющихся героями криминальных сюжетов СМИ, также снижалось. 
  • В-третьих, и это особенно любопытно, на фоне роста преступлений, совершенных иностранными гражданами за январь–октябрь 2021 года, число преступлений, совершенных гражданами стран — членов СНГ, продолжило снижаться и в абсолютном, и в процентном исчислении. 

В этой связи хотелось бы получить от МВД России комментарий: какие данные свидетельствуют о том, что нынешняя система адаптации иностранных граждан не работает и провоцирует процесс «анклавизации»? Ведь несмотря на вызванные пандемией последствия — социально-экономические проблемы, безработицу среди мигрантов, временный локдаун и рост числа иностранных граждан, въехавших в РФ в 2021 году, — картина преступности изменилась незначительно. 

Эксперты эту специфику объяснить затруднились. Михаил Бурда предложил обратиться к данным Генеральной прокуратуры РФ, которые «свидетельствуют о существенном росте преступлений мигрантов в 2021 году, причем тяжких и особо тяжких». Однако он отметил, что эти цифры не дают разреза по гражданской принадлежности: 

«Объективные выводы о росте или снижении преступности среди мигрантов — выходцев из того или иного государства — делать проблематично. Конкретику здесь должны озвучить представители правоохранительных органов, которые такими данными обладают». 

Обоснованные сомнения касательно опубликованной статистики МВД России высказывает и Ольга Чудиновских:

«Снова используется беспроигрышная тема преступности мигрантов. Но, во-первых, не так уж сильно она выросла.

В относительных величинах, как была доля преступлений, совершенных иностранцами, менее 4% от общего числа расследованных, так и осталась на том же уровне по сравнению и с сентябрем, и с октябрем 2020 года. Было бы интересно получить информацию о характере правонарушений.

Преступления, совершаемые иностранцами, как правило, менее серьезные, чем те, которые совершают наши сограждане. На первом месте у иностранцев — подделка документов, связанных с их миграционным статусом.

 В среднем граждане России совершают намного больше тяжелых преступлений и получают более суровые наказания, о чем свидетельствует статистика Судебного департамента. Но об этом основные критики поведения мигрантов умалчивают».

На сегодняшний день в России одной из ключевых проблем внешней трудовой миграции остается обеспечение цивилизованного социально-бытового устройства иностранных рабочих. Это является залогом нормальных повседневных взаимоотношений с местными жителями. 

Само по себе компактное проживание или занятие отдельных экономических ниш не несет столь существенных угроз, как культурная замкнутость и отсутствие возможностей для коммуникации. Тем не менее решение проблемы в Совбезе РФ и МВД России видят по-разному.

Позиция ведомства, базовые задачи которого заключаются в защите и наказании, закономерна, поскольку дополнительных кадров и ресурсов для анализа и контроля процесса проведения государственного экзамена среди иностранных граждан у органов внутренних дел нет.

Вместе с тем необходимо понимать, насколько нынешняя модель справляется со своими задачами, каков реальный эффект прошедшей с момента внедрения языкового тестирования в 2014 году семилетки, насколько проблема массовой фальсификации сертификатов о прохождении экзамена сопоставима с известной проблемой фиктивной постановки на миграционный учет. Публикуемая статистика неубедительна и делать на ее основании жесткие выводы, жертвуя продвижением русского языка, невозможно. 

Курс на повышение государственного контроля в миграционной сфере, объявленный Дмитрием Медведевым, имеет большое значение, и крайне важно поддержать его в том направлении, где требуются реформы.

В первую очередь — в части проработки порядка и концепта проведения государственного экзамена среди трудовых мигрантов при участии не только правоохранительных органов, но также научных, общественных и коммерческих организаций. 

К вопросу о современном состоянии и основных направлениях регулирования трудовых отношений с участием иностранных работников

Куряева, М. А. К вопросу о современном состоянии и основных направлениях регулирования трудовых отношений с участием иностранных работников / М. А. Куряева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 50 (340). — С. 263-265. — URL: https://moluch.ru/archive/340/76276/ (дата обращения: 06.09.2022).



В статье рассматриваются проблемы регулирования трудовых отношений с участием иностранных работников, учитывая современные условия. Дана общая характеристика трудовой миграции в Российской Федерации.

Автор делает вывод, что для стабилизации ситуации на рынке труда с участием трудовых мигрантов необходимо уже сейчас разработать и принять дополнительные меры как на федеральном, так и региональном уровнях.

Ключевые слова: иностранный работник, трудовая миграция, региональная политика, трудовые отношения.

Согласно исследованию, проведенному НИУ ВШЭ «Коронавирус и трудовая миграция», в апреле 2020 года без работы остались 33,8 % из числа занятых до эпидемии. Всего потеряли работу треть мигрантов.

В Москве из-за введенного строго режима изоляции для иностранных работников без работы остались 40,8 % иностранных граждан, а в регионах 21,2 %.

В первую очередь пострадали низкоквалифицированные работники и неформально занятые [8].

Основная часть иностранной рабочей силы прибывает в Российскую Федерацию из стран ближнего зарубежья [4]. Примерно половина приезжающих в Россию мигрантов не имеет профессионального образования и может заниматься только неквалифицированным трудом [4].

На иностранных работников распространяются положения трудового законодательства Российской Федерации [1]. Нормы российского права распространяются только на лиц, законно въехавших в страну в качестве трудовых мигрантов.

Однако доля нелегальных мигрантов, по оценкам некоторых экспертов, превышает численность официально трудоустроенных иностранных работников.

Неустойчивое правовое положение трудовых мигрантов обусловлено тем, что отсутствие легального трудоустройства делает их статус уязвимым, лишая возможности получать хотя бы минимальные меры социальной защиты и поддержки, защиты своих трудовых прав.

Официальная процедура трудоустройства мигранта предполагает приобретение патента, покупку полиса добровольного медицинского страхования, сдачу экзамена на знание русского языка, что требует некоторых материальных затрат.

В целях минимизации проблемных вопросов, связанных с пребыванием, проживанием, трудовой деятельностью иностранных граждан и лиц без гражданства издан указ Президента РФ от 18.04.2020 № 274 [2].

В частности, акт определяет, что с 15 марта по 15 июня 2020 года (продлен до 15 декабря [3]) будет приостановлено течение сроков действия многих разрешительных документов (виза, разрешение на временное проживание, вид на жительство, разрешение на работу, патент на работу, разрешения на привлечение и использование иностранных работников), истекающих в обозначенный период.

Данные нормы активно применяются, и на сегодняшний день уже сложилась некоторая судебная практика.

Так, Суд Амурского областного суда решил исключить указание в Постановлении судьи Белогорского городского суда Амурской области на назначение гражданину Республики Кыргызстан Касымову Аргену административного наказания в виде принудительного административного выдворения за пределы Российской Федерации.

Суд руководствовался тем, что с 27 марта 2020 года Россия полностью прекратила чартерное и регулярное авиасообщение со всеми странами из-за пандемии коронавирусной инфекции нового типа, также с 30 марта 2020 года ограничено пересечение Государственной границы Российской Федерации через автомобильные, железнодорожные, пешеходные, речные и смешанные пункты пропуска [5].

Меры, принимаемые сегодня, действительно являются важными, но также необходимо обратить внимание на содействие в трудоустройстве мигрантов после преодоления кризиса. Так как для противодействия формированию теневой трудовой деятельностью мигрантов необходимо уже сейчас разработать и оперативно принять дополнительные меры.

В рамках работы законодателя по продлению пребывания иностранных граждан на период кризиса в целях недопущения роста числа мигрантов с неурегулированными правовыми проблемами целесообразно распространить данный процесс на все категории мигрантов, которые вследствие кризиса могут оказаться в проблемной ситуации, в частности, на высококвалифицированных работников, членов их семей и т. д. Кроме того, в целях минимизации теневого рынка труда целесообразно также принять меры по упрощению получения или продления патента для мигрантов из безвизовых государств, работающих в Российской Федерации.

Меры по совершенствованию регулирования трудовых отношений с участием иностранных работников необходимо принимать не только на федеральном уровне, но и на региональном. К сожалению, сегодня в некоторых регионах поддержка является недостаточной.

Например, в Саратовской области принят Закон [6], в соответствии с которым, стоимость трудового патента для иностранных граждан на 2021 год повысилась на 553 рубля 90 копеек, что говорит об усложнении порядка трудоустройства мигрантов в регионе.

Для улучшения положения, в частности, Воронина Н. А., Суворова В. А., Волох В. А. предлагают составить перечень работодателей, в силу специфики своей деятельности заинтересованных в привлечении трудовых мигрантов в ближайшее время и после открытия границ, а также подготовить обобщенный список вакансий в профессионально-квалификационном разрезе [7].

Хотелось бы отметить предложение Минтруда Российской Федерации по введению общественных работ в качестве меры поддержки занятости [9], что смогло бы улучшить ситуацию на рынке труда в условиях пандемии.

Данное предложение можно применить в сфере регулирования труда мигрантов.

Например, эффективным решением могла бы стать разработка проектов региональных программ привлечения трудовых мигрантов на оплачиваемые общественные работы.

Таким образом, на сегодняшний день остается много нерешенных проблем в сфере трудовой миграции, что особенно осложнилось в условиях распространения коронавирусной инфекции.

Важно совершенствование регулирования трудовых отношений с участием иностранных граждан не только на федеральном уровне, но и расширение участия региональных властей в реализации миграционной политики, их влияния на миграционные процессы.

Литература:

Трудовая миграция в современной России: актуальные проблемы

  • СОДЕРЖАНИЕ
  • ВВЕДЕНИЕ 3
  • Глава 1. теоретическое исследование проблем трудовой миграции в рф 6
  • 1.1 Общая характеристика процесса трудовой миграции в РФ 6
  • 1.2 Трудности в интеграции и адаптации трудовых мигрантов 13
  • 1.3 Рост ксенофобии как одна из наиболее актуальных проблем современной трудовой миграции 16
  • ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В РФ НА ПРИМЕРЕ КОНФЛИКТОВ 20
  • 2.1 Анализ конфликтов между диаспорами трудовых мигрантов 20
  • 2.2 Анализ конфликта между мигрантами и местным населением 24
  • БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 32

ВВЕДЕНИЕ

Ежегодно 
в Россию стремится большое количество трудовых мигрантов из разных стран. По данным ООН, Россия занимает второе место в мире (после США) по количеству иммигрантов – свыше 12 миллионов человек, что составляет 6,4% от общего количества населения.

1 Наибольший процент из прибывающих мигрантов составляют граждане стран СНГ и Балтии, а также представители Китая, Турции и Вьетнама. За последние 20 лет характер трудовой миграции в России изменился. Если раньше процесс перемещения граждан находился под строгим контролем, то теперь увеличивается процент нерегулируемой миграции.

Изменился и сам характер перемещений: после распада СССР в структуре миграционных потоков преобладает межгосударственная (трансграничная) миграция.

На современном 
этапе развития нашей страны миграция является неизбежным явлением, которое 
имеет как положительные, так 
и негативные последствия. Так, трудовые ресурсы, прибывающие в РФ, являются в высокой степени востребованными.

Учитывая более низкую, по сравнению с западными странами, производительность труда, а также демографический спад, квалифицированные кадры из-за границы являются двигателем современной российской экономики, залогом экономического роста. Вместе с тем, миграция создает для российского общества комплекс серьезных проблем. Как отмечает С.В.

Голунов: «Значительная часть мигрантов (особенно временных) не имеет легального статуса, еще бoльшая – занимает маргинальное положение по отношению к принимающему обществу и, следовательно, является очагом социального неблагополучия со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями – ростом преступности, конкуренцией за рабочие места, возникновением «неконтролируемых этнических анклавов» и т.п. Прослеживается устойчивая тенденция роста напряженности в отношениях между местным населением и приезжими, что находит отражение в результатах многих социологических опросов».2

Стоит отметить и такие проблемы, как спад образовательного и культурного уровня мигрантов, трудности их интеграции и аккультурации. Мигранты все хуже знают русский язык.

Согласно выборочным опросам, примерно 15-20% трудовых мигрантов, работающих в России, практически не знают русский и общаются только на своем родном языке, что существенно затрудняет процесс их интеграции.

Среди мигрантов, прибывающих в Россию, растет доля мусульман, из которых 1/3 регулярно посещает мечеть. Принадлежность к исламу, безусловно, оказывает влияние на многие стороны жизни мигрантов в России.

Учитывая 
все вышесказанное, а также тот 
факт, что в настоящих условиях все чаще имеет место проявление ксенофобии со стороны населения 
принимающей страны, а также различные 
межэтнические конфликты, исследование актуальных проблем трудовой миграции в современной России является одним 
из приоритетных и актуальных направлений 
в рамках изучения конфликтологии.

Проблемы 
трудовой миграции рассматриваются 
в трудах отечественных исследователей А.Г. Вишневского, Г.С. Витковской, С.В Голунова, А.В. Дмитриева, Ж.А. Зайончковской, Н.М. Лебедевой, В.И. Мукомель, Г.А. Пядухова, О.Л. Рыбаковского, А.Н. Татарко, Е.В. Тюрюкановой, Ю.Ф. Флоринской, Т.Н. Юдиной и других.

  1. Объектом исследования является трудовая миграция в современной России.
  2. Предметом исследования – наиболее актуальные проблемы, связанные с трудовой миграцией.
  3. Целью данной работы является анализ наиболее актуальных проблем трудовой миграции в современной России.
  4. Для достижения данной цели предполагается решение 
    следующих задач:
    1. Определить понятие трудовой миграции и ее основные виды.
    2. Выявить основные количественные характеристики процесса трудовой миграции в России.
    3. Охарактеризовать общие тенденции миграционного процесса в современной России.
    4. Обозначить и дать характеристику основным проблемам, связанным с трудовой миграцией.
    5. Проанализировать проблемы трудовой миграции на примере реальных конфликтов.

Работа состоит 
из введения, двух глав, в каждой из которых по три и два параграфа соответственно, заключения и библиографического списка.

Глава 1. теоретическое исследование проблем трудовой миграции в рф

1.1 Общая характеристика процесса трудовой миграции в РФ

Процесс трудовой миграции является предметом исследования многих ученых в сфере демографии, экономики, социологии и конфликтологии. В научной литературе существует большое количество определений понятия «миграция». Исследователь в области социальной миграции Т.Н. Юдина под миграцией (от лат.

migratio – перемещение, переселение) рассматривает любое территориальное перемещение, совершающееся между различными населенными пунктами одной или нескольких административно-территориальных единиц, независимо от продолжительности, регулярности и целевой направленности.3 Более лаконичное определение дает российский социолог и конфликтолог А.В.

Дмитриев: «Миграция – перемещение в другой регион или страну с целью постоянного проживания».4

Говоря о 
миграции, различают такие понятия, как «эмиграция» и «иммиграция». Эмиграция означает выезд граждан 
за пределы государства, иммиграция – въезд иностранцев в страну с целью  постоянного проживания.

Трудовая 
миграция – вид миграции, представляющий собой совокупность территориальных 
перемещений людей, связанный с 
занятостью и поисками работы. Различают внешнюю, или трансграничную миграцию – пересечение мигрантами государственных границ, и внутреннюю миграцию – перемещение населения внутри страны между административными единицами.

Необходимо 
отметить, что далее нами будет 
рассматриваться лишь процесс внешней 
трудовой иммиграции в Россию. Как отмечают многие исследователи, именно процесс иммиграции, то есть въезда иностранных жителей в страну, является наиболее конфликтогенным.

С конца 1990-х годов происходит рост количества легально работающих в России трудовых мигрантов. Согласно официальным данным, в 2006 году оно превысило 1 миллион человек, а уже в 2009 году по договору легально работали 2425 тысяч человек.

Стоит отметить, что рост трудовой миграции говорит не столько о реальном увеличении количества работающих мигрантов, сколько о смещении границы между регулируемой и нерегулируемой составляющей миграции в пользу первой.

5 В СМИ существуют различные оценки количества нелегальной трудовой миграции – они колеблются от 5 до 15 миллионов человек. Наиболее вероятные оценки составляют 3-4 миллиона человек на начало 2000-х годов и рост до 5-7 миллионов человек в 2005-2007 годах6.

Увеличению объема нелегальной миграции способствуют миграционное законодательство, а также теневой сектор экономики, который привлекает большое количество неквалифицированных иностранных рабочих. Однако после миграционной реформы 2007 года процент регулируемой составляющей миграции вырос в 3-4 раза.

Так, согласно экспертной оценке соотношения регулируемой и нерегулируемой частей трудовой миграции, доля последней составляла 5-10% на 2000 году и увеличилась до 35-40% после 2007 года.

Большинство экономистов считают, что трудовая миграция оказывает положительное 
влияние на экономику России. Согласно разным оценкам, вклад мигрантов в ВВП России составляет не менее 8-10%. Между тем, примерно 2/3 мигрантов работают в условиях теневой экономики.

По данным опросов, чуть менее половины из всех мигрантов работали по разрешению, и лишь 1/3 из них получали зарплату по ведомости. Также согласно опросам, зарплата мигрантов, работающих нелегально, на 5 % ниже зарплаты легально зарегистрированных работников.

При этом условия труда практически не различаются.

В настоящий момент неформальные отношения мигрантов и работодателей выгодны обеим сторонам. Как отмечает в своей статье Е.В.

Тюрюканова: «Жесткая «привязка» работника-мигранта к работодателю, отмененная в 2007 году для выходцев из стран СНГ, но введенная вновь с 2009-го как антикризисная мера, практически выводит мигрантский труд из сферы конкурентной борьбы.

Работодатель в этом случае не может свободно выбирать работников на рынке, поскольку он ограничен заявленной квотой, и с каждым новым работником он вынужден проходить процедуру легализации. Иностранный работник также не может поменять работодателя без получения нового разрешения на работу».7

Иностранные рабочие привлекаются в Россию почти 
из 120 стран мира. Основные миграционные потоки в Россию направляются из стран 
СНГ и «дальнего зарубежья», причем в последние годы доля мигрантов 
из СНГ увеличилась с 53% в 2006 году до 67% в 2007 году.

Основными странами-поставщиками рабочей силы являются Украина, Узбекистан, Таджикистан, Молдова, Кыргызстан, Армения, Азербайджан, Китай, Вьетнам и Турция. С учетом нерегулируемой части миграции Украина дает около 1 миллиона трудовых мигрантов, Молдавия – до 500 тысяч.

Также увеличивается процент мигрантов из Центральной Азии.

Так, количество мигрантов из Узбекистана в 2006 году составляло лишь 10% от общего миграционного потока, а в 2009 году оно составило 30%; количество мигрантов из Таджикистана также увеличилось с 10% в 2006 году до 16% в 2009 году.

Среди иностранных 
работников преобладают люди с низкой и средней квалификацией. Основные отрасли российской экономики, в 
которых заняты трудовые мигранты – 
строительство, промышленность, сельское хозяйство, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, торговля и обслуживание.

Стоит отметить, что на рынке сложилась довольно четкая специализация трудовых мигрантов из отдельных стран на определенных отраслях занятости. Как показывают исследования, мигранты из Таджикистана преимущественно заняты в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве крупных городов.

Мигранты из Узбекистана работают в строительстве, сельском хозяйстве, торговле, жилищно-коммунальной сфере. Рабочие-мигранты из Кыргызстана заняты в жилищно-коммунальном хозяйстве, сфере обслуживания, транспорте, торговле.

Украинские трудовые мигранты – это в большинстве своем строительные и ремонтные рабочие, рабочие на промышленных предприятиях и транспорте. Молдавские трудовые мигранты, главным образом, являются строителями и водителями.

Китайцы и вьетнамцы преобладают в сфере торговли, сельском хозяйстве, легкой промышленности.8 Это свидетельствует о том, что на российском рынке сложились определенные этнотерриториальные сегменты.

Говоря о 
характеристиках самих мигрантов, следует отметить, что трудовая миграция продолжает оставаться преимущественно 
мужским занятием.

Согласно официальным 
данным, доля мужчин в общем потоке мигрантов  составляет 84%. Средний возраст мигрантов – 32-33 года, более 75% из них моложе 40 лет.

Более половины мигрантов являются единственными кормильцами в семье; при этом многие (35-40%) имеют трех и более иждивенцев.

Отмечается 
также снижение образовательного уровня мигрантов. Если в начале 2000-х годов почти половина трудовых мигрантов имела высшее образование, то в 2006 году – только 13%.9 Мигранты с низким уровнем образования и профессиональной подготовки являются одной из проблемных групп в плане адаптации и интеграции на рынке и труда и в обществе в целом.

Происходят 
изменения характера миграции по различным направлениям:

  • В миграционном потоке преобладают выходцы из сел и пригородов – 70 % от общего числа мигрантов;
  • Большинство мигрантов относятся к низшему экономическому слою – бедные(38%) и очень бедные(46%);
  • Увеличивается культурная дистанция между мигрантами и местным населением. В 2007 году доля мусульман в структуре миграционного потока из Центральной Азии составила 41%.

Одной из характерных 
черт современной трудовой миграции является широкое распространение 
неформальных социальных сетей.

В отличие от традиционных диаспор, такие сети чаще всего носят неформальный характер, слабо институциализированы, однако они не только заполняют вакуум на месте отсутствующих официальных сервисов, но и часто работают эффективнее, чем официальные структуры.

В настоящее время более 70% мигрантов находят работу через родственников и знакомых, то есть с помощью сложившихся неформальных мигрантских сетей.10 Также широко распространен институт частных посредников, которые обслуживают около 15% мигрантов. Чаще всего они действуют нелегально.

Через государственные каналы трудовой миграции проходит не более 10% миграционного потока. Неформальные мигрантские сети снижают возможности управления миграцией. Даже в случае появления новых ограничений в официальной политике, миграция через сети будет продолжаться.

В российском обществе сложилось представление 
о миграции как о временном 
явлении. Однако многие из тех, кто сейчас работает в разных сферах экономики, приехали в Россию уже давно и 
не собираются отсюда уезжать.

Тем не менее, большинство мигрантов оценивает свое пребывание в России как временное. Согласно опросам, большинство респондентов (40%) придерживается тактики долгосрочных циркулярных поездок на заработки.

Тактики краткосрочных поездок и выездов на конкретную работу придерживается менее 1/3 опрошенных. Выбор стратегии долгосрочных циркулярных поездок обусловлен возможностью извлечения максимальной выгоды для мигрантов.

  Заработная плата в России в несколько раз выше, чем в странах происхождения, а цены на товары и услуги в этих странах ниже, поэтому мигранты предпочитают зарабатывать деньги в России и тратить их у себя на родине.

Подводя итог, хочется отметить, что трудовая миграция – необходимое явление для российской экономики, а также один из путей решения демографического кризиса.

  Однако, существует много негативных сторон данного процесса, а именно: разрастание теневой экономики, обострение криминогенной обстановки и межэтнические конфликты. Как заметил в своей статье Е.

Трифонов «Миграция хороша, когда в страну приезжают культурно близкие, трудолюбивые и квалифицированные люди».11 Таким образом, перед государством стоит важная задача смена вектора трудовой миграции на более «качественную».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector